Свойства и особенности невидимых тел человека

II. Свойства и особенности невидимых тел человека.

I. Эфирное тело.II. Астральное тело.III. Ментальное тело.
   Из четырех перечисленных мною тел человека три, хотя и материальны, невидимы в обыкновенных условиях нашего физического существования, по крайней мере, для большинства из нас.
   Я должен сказать прежде всего, что эфирный двойник и астральное тело почти всегда смешивают. Когда в исключительных случаях одно из невидимых тел появляется в видимой форме, форму эту вообще называет призраком темный народ, не имеющий понятия об оккультной науке; для большинства же более осведомленных в этой области людей это безразлично — двойник или астрал раздвоенного человека.
   Для того, чтобы уметь различать их и в особенности чтобы иметь руководящую нить в запутанном лабиринте опытов, мы должны знать свойства и особенности, известные или предполагаемые, каждого из этих тончайших тел. Вот главные:
   I. Двойник или эфирное тело. Эфирный двойник ясно виден подготовленному глазу, — говорит Анни Безант, — он имеет серо-фиолетовый цвет: мутный или чистый, в зависимости от того, грубым или очищенным является плотное тело. ... Это благодаря эфирному двойнику жизненная сила — прана — перемещается по нервам тела, что и позволяет им действовать в качестве носителей двигательной силы и обеспечивает их чувствительность к внешним воздействиям. Но ни физическая, ни эфирная нервные субстанции не являются вместилищем мыслительной и двигательной способностей, равно как и способности чувствовать, поскольку они являются действиями "Я", проявляющегося в своих внутренних телах; его проявление на физическом уровне становится возможным благодаря перемещению дыхания жизни вдоль нервных волокон и вокруг нервных клеток..." ("Человек и его тела", с. 36).
   "Для ясновидящего эфирный двойник, — говорит Ледбитер, — выглядит как бледно-светящееся туманное сгущение фиолетового цвета, которое пронизывает более плотное физическое тело и несколько выходит за его пределы" (как это показано на рис. 6). ("Человек видимый и невидимый", с. 109).
    
   


   Рис. 6. Аура здорового человека

   Выходящая за пределы физического тела часть называется аурой.
   "Эту полностью физическую часть ауры человека, — продолжает тот же автор, — иногда называют "аурой здоровья", потому что ее состояние зависит от здоровья человека. По цвету она бледная, голубовато-белая, почти прозрачная; кажется, что в ней множество линий, равномерно исходящих из тела в разных направлениях. Это обычное состояние совершенно здорового тела. Линии отделены друг от друга, упорядочены и расположены относительно параллельно, насколько это допускает сияние. В случае болезни картина изменяется, вблизи пораженной части линии искривляются, становятся неупорядоченными, направленными в разные стороны или повисают, подобно стеблю увядшего цветка." (там же, с. 112).
   "Во время сна, — говорит Анни Безант, — его мыслящее "я" покидает эти два тела (физическое и эфирное) или, вернее, одно это тело, состоящее из видимой и невидимой частей; в последний раз оно делает это в момент смерти, но в этом случае оно увлекает за собой также и эфирного двойника, отделяя его от плотной копии и прекращая таким образом доступ к последнему дыхания жизни, превращавшего его в единое органическое целое. Однако вскоре "я" освобождается и от эфирного двойника, который, как мы уже говорили, не может перейти на астральный план и остается, чтобы разрушиться, подобно своему плотному пожизненному партнеру. Иногда эфирный двойник проявляется сразу после смерти физического тела и предстает перед друзьями умершего, если его умершее тело находится неподалеку. Но, как правило, он не выказывает заметных признаков сознания и просто "проявляет" себя, ничего при этом не делая и не говоря. Увидеть его — в силу его физической природы — сравнительно легко: небольшое напряжение нервной системы — и зрение становится достаточно острым, чтобы разглядеть его. Он также повинен в частом появлении кладбищенских призраков, поскольку витает временами над могилой, в которой находится его физический двойник, а по указанным выше причинам увидеть его гораздо проще, чем астральное тело." ("Человек и его тела", стр. 38).
   Когда приходит смерть, в особенности если физическое тело ослаблено долгой болезнью или измождено старческой дряхлостью, теряя силы удержать физическую жизнь, — двойник экстериоризуется и попадает под воздействия напряженных чувств некоторых умирающих. У большинства последних он возбуждает настоящий ужас, так как они постоянно видят около себя беспокойного призрака, который не покидает их и которого они почти никогда не признают за своего двойника. Некоторые умирающие не видят, но чувствуют его. Они вполне сознают, что кто-то возле них лежит рядом, почти всегда с левой стороны.
   Верно или неверно, но все теософы утверждают, что занятие медиумизмом опасно. Анни Безант, которую я подозреваю в преувеличивании, так высказывается по этому вопросу:
   "Подобное разделение (физического и эфирного тел) возможно для нормального человека только после смерти, хотя существуют и такие люди, которые способны на частичное разделение своего физического тела во время земной жизни — их называют медиумами. Это весьма опасное отклонение, поскольку оно сопряжено с нервным напряжением и нервными расстройствами, но, к счастью, встречается оно сравнительно редко. В этом случае при отделении от физического тела эфирный двойник разделяется надвое; полностью он никак не может отделиться от плотного тела, не вызвав смерти последнего, поскольку его присутствие является обязательным условием, обеспечивающим циркуляцию в теле дыхания жизни. Но даже частичное его отделение погружает тело в состояние летаргии, и его жизнедеятельность практически замирает; процесс воссоединения его разделившихся частей вызывает состояние крайнего утомления, и вплоть до восстановления его нормального единства физическое состояние медиума является очень нестабильным и чреватым опасными последствиями. (там же, с. 39).
   Излучения магнетизера, которые иногда видимы для некоторых больных в известных условиях, исходят из эфирного тела и действуют на таковое же тело больного. Если двойник, действительно, содержит в себе жизненность, одушевляющую физическое тело, и если на нем лежит обязанность развития и сохранения последнего, то очевидно, что на него и должна направить свои старания медицина. Таково по крайней мере мнение доктора Паскаля, автора многих сочинений популярной теософии. Но долго еще этого не будет, так как официальная медицина, не придающая большого значения причинам болезни, слишком охотно направляет свои удары на симптомы, хотя и знает, что эти удары почти всегда получает сам больной.
   Когда двойник экстериоризуется, он почти всегда выходит с левой стороны, на уровне селезенки, под видом излучений.
   II. Астральное тело тоньше, нежнее, чем предыдущее, серо-голубоватого цвета красивых, нежных оттенков, которые быстро меняются под влиянием волнения. У человека развитого и у людей, развивавших это тело с специальной целью — прежних колдунов — оно очень хорошо организовано и значительно сложнее, чем физическое тело. Оно имеет чувства, соответствующие физическим чувствам, но способные отзываться на более быстрые вибрации, что придает им бóльшую чуткость и силу.
   Это — орудие души на астральном плане в первую нашу стадию в потустороннем мире, после физической смерти; это также её орудие во время нашего сна, а иногда, хотя реже, в некоторых неопределенных состояниях между сном и бодрствованием.
   "Описать полностью сформировавшееся астральное тело человека — несложно, — говорит Анни Безант, — представьте себе, что человек покидает свое физическое тело и от него остается лишь более прозрачная, светящаяся копия, четко различимая для ясновидящего, но недоступная обычному зрению. Я сказала — "полностью сформировавшееся астральное тело", так как недостаточно высокоразвитый человек напоминает в своем астральном теле эмбрион. Его контуры еще не определились; материал, из которого оно сделано, — тусклый и рыхлый; и если отделить его от физического тела, то оно предстанет в виде бесформенного, меняющего свои очертания облака, явно непригодного для роли самостоятельного носителя; по сути дела, оно скорее представляет собой сгусток астральной материи, чем сформировавшееся астральное тело; массу из астральной протоплазмы, напоминающую амебу. Полностью сформировавшееся астральное тело указывает на то, что человек достиг весьма высокого уровня интеллектуальной культуры, или духовного развития; так что внешний вид астрального тела является показателем уровня прогресса, достигнутого его обладателем. ...
   Как мы уже знаем, оно пронизывает физическое тело и распространяется далее во все стороны от него, подобно цветному облаку. Цвет его зависит от природы человека — от его низшей, животной, страстной природы, а та его часть, которая распространяется за пределы физического тела, называется камической аурой, поскольку принадлежит она телу камы (или телу желания), обычно называемому астральным телом человека. Ведь астральное тело является носителем камического сознания человека, вместилищем всех животных страстей и желаний, центром чувств, в котором, как уже говорилось, возникают все ощущения. Вибрируя под воздействием мыслей, оно постоянно изменяет свой цвет: если человек выходит из себя, оно покрывается алыми пятнами; если он влюблен, по нему проходят переливами розово-красные волны." ("Человек и его тела", с. 50—52).
   "Теперь, если мы вкратце рассмотрим функционирование астрального тела в состоянии сна и в состоянии бодрствования, то мы сразу же и без труда поймем, как оно действует, когда само становится носителем сознания, уже без участия плотного тела.
   Если мы рассмотрим астральное тело человека в то время, когда он спит и когда он бодрствует, то заметим одно весьма характерное различие: когда человек бодрствует, вся его астральная деятельность — изменение цвета и тому подобное — происходит в пределах самого физического тела и в непосредственной близости от него; но когда человек спит, астральное и физическое тела отделяются друг от друга, и в то время как физическое тело — как плотное тело, так и эфирный двойник — мирно покоятся в постели, астральное тело парит над ними.
   Если человек имеет среднее развитие, то его астральное тело, будучи отделенным от физического, представляет собой бесформенную массу, как уже было сказано выше; оно не может отдаляться на значительное расстояние от физического тела, не может служить в качестве носителя сознания; и человек в нем может пребывать лишь в очень неопределенном, полусонном состоянии, не будучи адаптированным к деятельности вне своего физического носителя. ... Если произойдет что-нибудь, направленное на еще большее отстранение астрального тела от его физического спутника, последний проснется, и астральное тело тут же воссоединится с ним.
   Но если рассмотреть тот же вопрос, взяв высокоразвитого человека, то есть такого, который мог бы действовать и на астральном уровне, используя для этого свое астральное тело, то мы увидим, что, когда его физическое тело погружается в сон, а астральное отделяется от него, то оно представляет собой точную копию физического тела этого человека, к тому же — в полном сознании; его астральное тело полностью сформировано и имеет четкие очертания, выглядит оно в точности так же, как и сам человек, и может служить ему в качестве носителя сознания (и надо сказать, что этот носитель гораздо удобнее физического). Человек при этом бодрствует и может действовать в этом теле более активно и более совершенно и наделен лучшей способностью познавания, нежели тогда, когда он был ограничен рамками плотного физического носителя; он может без труда и с огромной скоростью перемещаться на любые расстояния, не доставляя при этом ни малейшего беспокойства спящему в постели физическому телу". (Там же, с. 58)
   "Астральное тело может предстать перед другими людьми вне своего физического двойника как во время земной жизни его владельца, так и после нее. Разумеется, тот, кто в совершенстве овладел искусством управления своим астральным телом, может оставить свое физическое тело в любой момент и отправиться в астральной форме на какое угодно расстояние. И если тот человек, которому путешествующий в астральном теле решил нанести визит, обладает ясновидением, т.е. астральным зрением, то он сможет увидеть своего гостя в его астральном теле; если же этот человек ясновидением не обладает, то гость может слегка уплотнить свой астральный носитель, вбирая в него частички физической материи из окружающей его атмосферы, — таким образом астральное тело может достаточно "материализоваться", чтобы его можно было увидеть физическим зрением. Этим объясняются многие феноменальные появления образов друзей и знакомых, находящихся в это время довольно далеко — явление более частое, чем вообще думают...
   При определенных обстоятельствах эти астральные образы могут видеть даже те, кто еще не развил в себе астральное зрение, даже если появляющиеся в астральных телах люди не прибегают при этом к материализации. Если физическая нервная система человека перенапряжена, а физическое тело — ослаблено (например, болезнью), то жизненная энергия в нем пульсирует слабее, чем обычно; при этом возрастает зависимость нервной деятельности от эфирного двойника, что резко повышает ее чувствительность. В таких условиях человек может на время стать ясновидящим. Например, мать, — которая знает, что ее сын, находящийся где-то за границей, тяжело болен, и силы которой истощены беспокойством о нем — может стать восприимчивой к астральным вибрациям, особенно в ночные часы, когда жизненная энергия снижается до своего минимального уровня; если же и ее сын тоже думает в это время о ней, а его физическое тело погружено в бессознательное состояние, то его астральное тело может перенестись к ней, и вполне возможно, что она увидит его.
   Чаще всего такие перемещения случаются сразу после того, как астральное тело будет исторгнуто из физического "смертью" последнего. Подобные феномены возникают довольно часто, особенно тогда, когда человек страстно желает увидеть кого-либо, с кем его связывают узы любви, или же если он стремится передать кому-то определенную информацию, но умирает, не успев осуществить это стремление." (Там же, с. 65).
   Составленное из более тонкой материи, чем тело физическое, астральное тело прозрачно. Это свойство его подтверждается народным поверьем, по которому тело у призраков не отбрасывает тени, и сквозь него можно видеть находящиеся позади призрака предметы. Бывают исключения, когда очень сгущенный астрал притягивает к себе материю с физического плана, чтобы вполне материализоваться и принять совершенный вид живого человека, чему имеются многочисленные примеры в "Житиях Святых".
   Призрак бывает вообще одет, как обыкновенно одевается физический человек; но иногда он появляется, закутанный в флюидический газ.
   Он может показываться в различных формах, и теософы утверждают по этому поводу, что в большей части спиритических материализаций экстериоризованный астрал медиума принимает форму проявившегося существа. Они не отрицают возможности сообщений между жителем астрального плана и медиумом, но они утверждают, что сообщения эти весьма редко бывают, да и то, говорят они, ничто не доказывает, что они действительно обусловлены присутствием человека, так как на астральном плане имеются существа, никогда не жившие на физическом плане, которые тем не менее могут проявляться на нем.
   Астральное тело медиума может показываться даже в форме животных: проявления такого рода назывались в былые времена оборотнями.
   III. Ментальное тело. Все теософы согласно описывают его блистающим ярким светом с чрезвычайно нежными оттенками, которые медленно меняются.
   Это — орудие души па плане мысли, когда она покинула астральное тело.
   Мысленное тело образуется постепенно под влиянием мысли, в особенности если последняя благородна и возвышенна; и по мере того, как образуется тело, оно увеличивается в объеме, т. е. растет.
   "Действуя совместно с астральным и физическим телами, — говорит Анни Безант, — тело разума не является однако же точной копией физического человека (подобно астральному телу). Оно имеет овальный контур, похожий по форме на яйцо, и, как можно догадаться, наслаивается на физическое и астральное тела, окружая их по мере своего развития светящейся аурой, которая становится, как я уже говорила, все больше и больше в процессе интеллектуального роста человека. Нет нужды говорить, что вследствие развития высших умственных способностей человека эта яйцеобразная форма превращается во всю более прекрасный и величественный объект" (Там же, с. 77).
   Восприятие мысленное у развитого человека гораздо более развито, чем астральные чувства. Мысленное восприятие совершается как бы одним чувством. Анни Безант говорит по этому поводу:
   "Разум начинает ощущать присутствие некоторых вещей из его собственного мира, как бы непосредственно вступая в контакт с ним. Здесь не нужны никакие особые органы, чтобы видеть, слышать, осязать, обонять и определять вкус; все те колебания, которые мы воспринимаем здесь через посредство определенных органов чувств, в том мире воспринимаются во всей своей полноте непосредственно разумом, если он способен улавливать их. Тело мысли ощущает их все одновременно, то есть постоянно чувствует все то, что оно вообще в состоянии ощутить." (Там же, с. 78).
   Ледбитер утверждает даже:
   "Само то чувство, которым мы можем всё это познавать, является вовсе не наименьшим из чудес этого небесного мира. Наблюдатель больше не должен слышать, видеть и осязать посредством органов, отделённых друг от друга и ограниченных в своих способностях, как он это делает в нашем мире, и он приобретает даже не ту расширенную способность зрения и слуха, которой он обладал на астральном плане. Вместо этого он чувствует в себе присутствие какой-то странной новой способности, которая не является ничем из предыдущих, но тем не менее заключает в себе их все и значительно их превосходит. Она позволяет ему, когда перед ним предстаёт какой-нибудь человек или предмет, не только его видеть и слышать, но ещё и мгновенно его познавать, изнутри и снаружи — его причины, его последствия, его возможности, по меньшей мере в том, что касается ментального плана и всех других планов, лежащих ниже его. Он обнаруживает, что думать для него — означает постигать и осознавать, и в непосредственном действии этого высшего чувства нет места никакому сомнению, колебанию или задержке. Думает ли он о каком-либо месте — он уже находится там, о каком-либо друге — его друг уже перед ним. Для него более не существует возможности недоразумений, и он уже не может быть обманут или введён в заблуждение какими-либо внешними видимостями, ибо каждая мысль и чувство его друга открываются перед ним на этом плане, подобно книге.
   Если ему посчастливилось иметь среди своих друзей такого, чьё высшее чувство столь же развито, их общение будет столь совершенным, что превзойдёт все земные представления. Для них больше не будет расстояний и разлук, их чувства уже более не скрыты и не выражены лишь в неуклюжих словах, вопросы и ответы для них уже излишни, так как умственные картины читаются ими в самый момент их образования, и обмен идеями оказывается столь же быстр, как вспышки возникновения этих мыслей в уме." ("Ментальный план", с. 28).
   Указав, что на плане мысли ментальное тело выражается в цвете, звуке и форме, так что вся мысль передается в цветовом и звуковом образе, Анни Безант прибавляет:
   "Но и в том случае, когда человек мыслит, будучи в "бодрствующем" сознании, то есть оставаясь связанным со своими физическим и астральным телами, производителем мыслей остается тело разума; мысль при этом переходит сперва в астральное тело, а затем и в физическое; когда мы думаем, то думает наше тело разума — носитель мысли, сознание, проявляющееся в виде нашего собственного "я"." ("Человек и его тела", с. 79).
   План мысли, рассматриваемый, как местопребывание души, со своим телом мысли в качестве орудия, называется дэвачан у теософов (христианский рай), а житель этой высшей области — дэвачани.
   Дэвачани, т. е. умерший на земле, пребывая в дэвачане, где он пожинает плоды своей земной работы, наслаждаясь заслуженным им счастьем, никоим образом не может сообщаться с земным планом. И если в чрезвычайно редких случаях происходит действительное сообщение между дэвачани и очень развитым человеком, то это значит, по утверждению тех же теософов, что тело мысли последнего во время сна его физического тела поднялось до дэвачани, видело его, вдохновилось его мыслями и передало своему физическому мозгу воспоминание своих впечатлений. Но они не говорят, может ли тело мысли человека показываться другому человеку не во сне. Весьма вероятно, что если тело мысли может покидать астрал для одиночного путешествия, то только человек с психической культурой, значительно превышающей обычное высокое развитие, способен видеть его.
   Это утверждение теософов, что тело мысли может переноситься в рай, не ново. Об этом говорится во втором Послании ап. Павла к Коринфянам, гл. XII, ст. 2, 3 и 4.
   "Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать."
   На основании вышесказанного и других аргументов, которых я не привожу здесь, можно, следовательно, утверждать, что во всех почти случаях в живом человеке имеются два невидимых тела, которые могут иногда быть видимы: это тело эфирное и тело астральное.
   Видимые проявления этих тончайших тел человека, т. е. то, что можно назвать видениями, всегда носили различный наименования: тени, мертвеца, призрака, двойника или астрала, причем люди не думали о том, кто проявлялся — эфирный двойник или астральное тело.
   Я поступлю так же в следующей главе, обозначая проявляющееся видение названием призрака. Во второй части, основываясь на опыте, приобретенном мною в течете трудных, но интересных исследований, я попытаюсь определить, происходит ли в том или другом случае проявление лишь одного эфирного двойника, бродящего поблизости, или же тут налицо проявление души, облеченной в свои тончайшие тела и пользующейся, как орудием и способом действия, эфирным двойником или астральным телом.