Я пришёл не нарушить закон

Глава Первая

Я ПРИШЁЛ НЕ НАРУШИТЬ ЗАКОН

Три откровения: Моисей, Христос, Спиритизм - Связь науки с религией - Новая эра

       §1. Не думайте, что Я пришёл нарушить закон и пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё. ("Еванг. от Матф.", гл.V, ст.17,18.)

Моисей

       §2. В законе Моисея есть две отличительные части: закон Божеский, данный на Синайской горе, и закон гражданский, или карательный, установленный Моисеем; один из них неизменен, другой, приспособленный к нравам и характеру народа, изменяется с течением времени. Закон Божеский выражен в следующих десяти заповедях:

       1. Я есмь Господь, Бог твой, да не будет у тебя богов иных, кроме Меня. Не сотвори себе идола и всякого образа Того, Кто пребывает в верху небес и внизу земли, в водах и под землёю; и не поклоняйся подобиям, и не боготвори их.
       2. Не произноси без нужды имени Господа, Бога твоего.
       3. Помни о дне субботнем и празднуй его.
       4. Чти отца своего и мать свою, чтобы долго жить вам на земле, которую дал вам Господь, Бог ваш.
       5. Не убивай.
       6. Храни верность, не совершай измены.
       7. Не посягай на чужое.
       8. Не говори дурного о ближнем своём.
       9. Не посягай на жену ближнего своего.1
       10. Не посягай на дом ближнего своего, ни на слугу, ни на служительницу его, ни на быка, ни на осла его, ни на какую иную вещь, ему принадлежащую.2

       Это закон всех времён и народов, и в этом также доказательство его божественности. Все остальные законы установлены Моисеем, который должен был страхом удерживать беспокойный и недисциплинированный народ свой, в коем нужно ещё было победить укоренившиеся предрассудки и заблуждения, почерпнутые в плену египетском. Чтобы внушить уважение к своим законам, Моисей должен был приписать им Божественное происхождение, как это делали все законодатели первобытных народов. Авторитет человека должен был опираться на авторитет Бога, но на людей невежественных, у которых нравственное понятие и чувство высшей справедливости были ещё мало развиты, впечатление могла произвести только идея о Боге грозном, наводящем ужас. Очевидно, что Тот, Кто говорит в заповедях Своих: "Не убивай; не делай зла ближнему своему", не мог противоречить Себе, обязывая человека к истреблению себеподобных. Стало быть, собственно Моисеевы законы имели главным образом характер преходящий.

Христос

       §3. Иисус пришёл не нарушить закон Божий: он пришёл исполнить его, то есть его развить, придать ему настоящий смысл и приспособить его к достигнутой уже степени развития людей. Вот почему в этом законе находятся принципы обязанностей относительно Бога и ближнего, что и составляет основание учения Христа. Что же касается собственно законов Моисея, то они, напротив, Иисусом глубоко видоизменены либо по существу, либо по форме. Он постоянно восставал против злоупотребления ритуалами и ложных толкований и ничем так сильно не мог подвергнуть Моисеевы законы коренному изменению, как сведя их к словам: "Возлюби Бога больше всего, и ближнего своего люби, как самого себя", утверждая притом: "в этом весь закон и пророки".
       Выражением: "Доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота не прейдёт из закона, пока не исполнится всё", Иисус хотел сказать, что нужно, чтобы закон Бога был исполняем, то есть применялся на всей земле во всей его чистоте, полноте и значении, так как к чему бы послужило установление закона, если бы он должен был составить привилегию нескольких человек или даже отдельного народа? Все люди - дети Бога и без различия служат предметом Его заботы.
       §4. Но роль Иисуса не была только ролью законодателя-моралиста, авторитет которого опирался бы на одни его слова; он пришёл исполнить пророчества, предсказавшие его пришествие; его авторитет происходил от исключительной природы его духа и от божественной миссии. Он пришёл научить людей, что истинная жизнь не на земле, но в царстве небесном; пришёл объяснить им, каким путём туда войти, какими средствами найти примирение с Богом; пришёл развить в них предчувствие будущих судеб человечества. Между тем он сказал не всё и относительно многого ограничивался тем, что сообщал ростки истины, которая, как сам признавал, не могла ещё быть понята; он говорил обо всём, но не всегда одинаково ясно. Чтобы схватить скрытый смысл некоторых выражений, нужно было, чтобы новые идеи и познания дали к этому ключ, но идеи эти могли явиться не ранее известной умственной зрелости человека. Развитию и распространению их должна была способствовать наука; надо, значит, было дать науке время развиться.

Спиритизм

       §5. Спиритизм - наука новая, открывающая людям при помощи неопровержимых доказательств существование и природу духовного мира и его отношение к миру физическому. Спиритизм показывает нам этот мир не как нечто сверхъестественное, но, напротив, как живую силу, беспрестанно действующую, как источник множества феноменов, непонятых до сих пор, а потому относимых к области фантазии и чудес. Это то, на что Христос делает намёки во многих случаях, и это также причина, по которой многое, что он говорил, осталось непонятным или было ложно истолковано. Спиритизм - это ключ, при помощи которого всё легко объясняется.
       §6. Закон Ветхого Завета олицетворяется Моисеем, а закон Нового Завета - Христом, Спиритизм же - третье откровение закона Божьего, но он не олицетворяется ни одним индивидуумом, так как он - продукт поучений, данных не одним человеком, но духами, которые суть голоса неба, говорящие во всех местах Земли и при помощи бесчисленного множества посредников; это своего рода существо коллективное, под именем которого подразумевается совокупность существ мира духовного, из коих каждое приносит людям крупицу своих знаний, чтобы дать им понятие о мире загробном и судьбе, их ожидающей.
       §7. Как Христос сказал: "Я пришёл не нарушить закон, а исполнить его", так и Спиритизм говорит: "Я не пришёл нарушить закон Христа, но исполнить его." Он не учит ничему противному учению Христа, но он развивает, дополняет и истолковывает в ясных для всего света выражениях то, что говорилось только в аллегорической форме; он приходит исполнить в предназначенное время то, что было объявлено Христом, и приготовить к будущему. Спиритизм, стало быть, есть создание Христа, присутствующего, по его словам, при происходящем перерождении; он подготовляет царство Бога на Земле.

Связь между наукой и религией

       §8. Наука и религия - два рычага ума человеческого; первая открывает законы мира матерьяльного, а вторая - законы мира морального; но те и другие, имея один и тот же принцип - Бога, не могут находиться в противоречии; если они отрицают друг друга, то, безусловно, один из них ошибочен, так как Бог не может желать уничтожить своё собственное творение. Противоречие, которое находили между этими двумя родами идей, происходит от недостатка наблюдательности и от крайней односторонности тех и других; отсюда конфликт, производящий нетерпимость и недоверчивость.
       Наступило время, когда поучения Христа должны получить своё применение; когда завеса, нарочно наброшенная на некоторые части поучений, должна быть приподнята; когда наука перестаёт быть исключительно матерьялистической и должна считаться с духовным элементом; когда религия перестаёт отвергать органические и непреложные законы природы; когда, следовательно, научные и религиозные силы, опираясь одна на другую и идя в согласии, окажут одна другой взаимную поддержку. Тогда религия, не встречая более опровержения со стороны науки, приобретёт несокрушимое могущество, потому что она будет в согласии с разумом и ей нельзя будет противопоставить неотразимую логику фактов.
       Наука и религия не могли понять друг друга до сих пор потому, что каждая смотрела на вещи со своей исключительной точки зрения; наука и религия взаимно друг друга отталкивали. Нужно было нечто, чтобы наполнить пустоту, разделявшую их, нужна была соединительная черта, которая бы их сблизила; эта черта заключается в знании управляющих духовным миром законов и в понимании их отношения к миру телесному, законов столь же непреложных, как те, которые управляют движением звёзд и жизнью существ. Это отношение, раз установленное опытом, пролило новый свет: вера обратилась к разуму, разум не нашёл ничего нелогичного в вере, и матерьялизм побеждён. Но здесь, как и во всём, есть люди, остающиеся позади до тех пор, пока они насильно не будут вовлечены в общий поток, в котором они и погибнут, если пожелают сопротивляться вместо того, чтобы следовать его течению. Это целая нравственная революция, которая теперь совершается и занимает умы; после восемнадцативекового подготовления она приближается к своему выполнению и должна обозначить новую эру для человечества. Последствия указанной революции легко предвидеть: она принесёт в социальных отношениях неизбежные изменения, которым никто не в силах будет противостоять, так как они входят в предначертания Бога и проистекают из закона прогресса, который и есть закон Бога.

НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВ:

Новая эра

       §9. "Бог един, а Моисей - дух, посланный Богом для миссии, о которой должны были узнать не только народ еврейский, но и народы языческие. Еврейский народ был орудием, который Бог избрал для Своих откровений при посредстве Моисея и пророков; превратности этого народа должны были поразить всех и заставить упасть завесу, скрывавшую Божество от людей.
       Заповеди Божии, данные через Моисея, содержат в себе начало христианской морали, смысл которой комментаторы "Библии" суживали, так как во всей своей чистоте она не была бы тогда ещё понята; но десять заповедей Божиих остались как маяк, который должен светить человечеству на предстоящем ему пути.
       Мораль, преподанная Моисеем, была приспособлена к степени развития народов, которые она должна была преобразовать; но эти народы, полудикие в смысле совершенства их души, не могли бы понять, что можно поклоняться Богу иначе, как при посредстве жертв, и что нужно прощать врагов. Их ум, замечательный с точки зрения практической и даже наук и искусств, был очень отсталым в нравственном отношении и не мог бы быть покорён силой религии чисто духовной; им нужно было представление полуматерьяльное - такое, какое им давала религия иудейская. Так, жертвы говорили их чувствам, тогда как идея Бога говорила уму.
       Христос был провозвестником самой чистой и возвышенной морали - морали евангельски-христианской, долженствующей обновить мир, сблизить людей и сделать их братьями; морали, которая должна заставить сердца проникнуться милосердием и любовью к ближнему и создать между людьми чувство сопричастности; морали, наконец, которая должна преобразить Землю и сделать её местопребыванием духов более высоких, чем те, которые теперь её населяют. Это закон прогресса, которому подчиняется природа и который приводится в исполнение, Спиритизм же есть рычаг, коим Бог пользуется для того, чтобы человечество подвигалось вперёд.
       Наступило время, когда идеи нравственные должны развиться, чтобы совершился прогресс, служащий предначертаниям Бога; оне должны следовать тем же путём, что и идеи, предшествующие осуществлению свободы. Но не надо думать, что развитие идей произойдёт без борьбы; нет, для достижения своей зрелости оне нуждаются в потрясениях и столкновениях, чтобы привлечь внимание масс; раз внимание будет привлечено, то красота и святость этой морали поразят умы, и они станут приверженцами того учения, которое даст им ключ будущей жизни и откроет двери вечного счастья. Моисей открыл этот путь; Иисус продолжил дело; Спиритизм его докончит."

Дух израильтянина. Мюльгаузен, 1861г.

       §10. "Однажды Бог в Своём безграничном милосердии дозволил человеку увидеть истину, пронизавшую мрак; это был день пришествия Христа. После живого света мрак опять водворился; мир после перемен мрака и истины опять заблудился. Тогда, подобно пророкам Ветхого Завета, духи начали говорить и предостерегать вас; мир поколеблен в своих основах; гром грянет; будьте тверды!
       Спиритизм происхождения Божественного, так как он основывается на законах природы, и верьте, что всё Божественное имеет великую и полезную цель. Ваш мир заблуждался, науки, развившиеся в ущерб нравственности, направляя вас к матерьяльному благополучию, служили на пользу духа тьмы. Вы знаете, христиане, что сердце и любовь должны итти рука об руку с наукой. Увы! Царство Христа после восемнадцати веков, несмотря на кровь стольких мучеников, ещё не пришло! Христиане, вернитесь к Учителю, который хочет вас спасти. Всё легко тому, кто верит и любит: любовь наполняет его безграничной радостью. Да, дети мои, мир в заблуждении: добрые духи достаточно много говорят вам об этом; склонитесь перед дуновением, предвестником бури, чтобы не быть опрокинутыми, то есть приготовьтесь и не будьте подобны девам, которые были застигнуты врасплох приходом жениха.
       Приготовляющаяся революция скорее моральная, чем матерьяльная; Великие Духи, Божии посланники, внушают веру для того, чтобы вы все, просвещённые и ревностные работники, заставили услышать ваш скромный голос; вы - песчинки, но без песчинок не было бы гор. Итак, пусть выражение "мы малы" не служит больше для вас оправданием. Каждому своя миссия, каждому своя работа. Разве муравей не строит здания своей республики, а незаметные мельчайшие животные не воздвигают целых материков? Новый крестовый поход начат; апостолы всеобщего умиротворения, но не войны, современные Св.Бернарды, подумайте и идите вперёд; закон миров - закон прогресса."

Фенелон. Пуатье, 1861г.

       §11. "Бл.Августин - один из величайших популяризаторов Спиритизма; он является почти повсюду; причину этому мы находим в жизни этого великого христианского философа. Он принадлежит к числу тех могущественных Отцов Церкви, которым христианство обязано своими самыми прочными основами. Как и многие, Бл.Августин был исторгнут светом истины из язычества, скажем больше: из самого глубокого безбожия. Когда среди распутства он почувствовал в своей душе необыкновенное движение, напомнившее ему о нём самом, он понял, что счастье не в этих опьяняющих и скоропреходящих удовольствиях; когда наконец на своём дамасском пути он тоже услышал в себе священный возглас: "Савле, Савле, за что преследуешь Меня?" - он воскликнул: "Мой Бог, мой Бог, прости меня, я верю, я христианин!". И с тех пор он стал самой твёрдой опорой Евангельского учения. В замечательных признаниях, оставленных нам этим Высоким Духом, можно найти характерные и пророческие по тому, времени слова, произнесённые им после потери Св.Моники: "Я убеждён, что моя мать придёт навестить меня и дать мне советы, открывая то, что ждёт нас в будущей жизни." Какое поучение в этих словах и какое ясное предвидение будущего учения! Вот почему теперь, видя, что пришло время популяризации истины, которую он предчувствовал когда-то, он сделался ревностным распространителем её и появляется повсюду, чтобы отвечать всем вопрошающим его."

Эраст, ученик Св.Павла. Париж, 1863г.

       Примечание: Является ли Бл.Августин отвергать то, что воздвиг? Конечно, нет; но так же, как и многие другие, он видит глазами духа то, чего не видел, как человек; его освобождённая душа видит новый свет; она понимает то, чего не понимала раньше; новые идеи открыли ей истинный смысл некоторых слов; на земле он судил о вещах сообразно с теми познаниями, которыми обладал. Но когда воссиял для него новый свет, он стал судить о них более здраво; таким образом он должен был разобраться в своём веровании относительно злых духов - инкубов и суккубов - и в проклятии, которому он предал теорию об антиподах. Теперь, когда христианство представилось ему во всей своей чистоте, он может в некоторых случаях судить иначе, чем при жизни, не переставая быть апостолом христианства; он может, не отрекаясь от своей веры, сделаться распространителем Спиритизма, потому что в нём он видит осуществление предсказанного. Провозглашая Спиритизм теперь, он восстанавливает более здравое и логическое толкование текстов "Евангелия". То же самое происходит с другими духами, находящимися в аналогичном положении.


1 В нашу эпоху равноправия полов здесь обязательно следовало бы добавить: "ни на мужа ближней своей". (Й.Р.)
2 В нашем изложении заповедей мы следуем французскому тексту Кардека, стараясь, по мере возможности, избежать ненужного и неудачного повтора и параллелизма в заповедях 6 и 9, в 7 и 10. По-церковнославянски же эти заповеди звучат так:

1. Азм есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене.
2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им.
3. Не приемли имени Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботный, ежи святити его; шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему.
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.
6. Не убий.
7. Не прелюбы сотвори.
8. Не укради.
9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего. (Й.Р.)