Пусть твоя левая рука не знает, что делает правая

Глава Тринадцатая

ПУСТЬ ТВОЯ ЛЕВАЯ РУКА НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ДЕЛАЕТ ПРАВАЯ

Делай добро без хвастовства - Скрытые несчастья - Лепта вдовицы - Пир для нищих и увечных. Одолжение без надежды на возврат - Милосердие матерьяльное и милосердие моральное - Благодеяние - Жалость - Сироты - Неблагодарность за благодеяние - Исключительное благодеяние

Делай добро без хвастовства

       §197. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца нашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. ("Еванг. от Матф.", гл.VI, ст. 1-4.)
       §198. Когда же сошёл Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот, подошёл прокажённый и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простёрши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай; но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им. ("Еванг. от Матф.", гл.VIII, ст. 1-4.)
       §199. Делать добро без хвастовства - это большая заслуга; прятать руку дающую - ещё большая заслуга, это - несомненный признак большого нравственного превосходства, потому что для того, чтобы видеть вещи с большей высоты, чем обыкновенно, нужно не принимать в расчёт настоящей жизни, а отождествляться с жизнью будущей: одним словом, нужно стать выше человечества, чтобы отказаться от удовлетворения, доставляемого похвалой людей, и ждать одобрения Божьего. Тот, кто ценит людское одобрение больше, чем Божие, доказывает, что он больше имеет веры в людей, чем в Бога, и что жизнь настоящая важнее для него, чем жизнь будущая, или даже, что он не верит в последнюю: если он говорит противное, то поступает так, как если бы он сам не верил тому, что говорит.
       Сколько есть таких, которые благодетельствуют только в надежде, что облагодетельствованный прокричит об этом; которые при свете дают большие суммы, а в тени не дадут ни гроша! Вот почему Иисус сказал: "Творящие милостыню гласно получили уже награду свою"; действительно, тот, кто ищет прославления на земле за милостыню, творимую им, уже вознаградил себя: Бог ничего ему больше не должен: ему остаётся получить только наказание за свою гордыню.
       Чтобы левая рука не знала, что даёт правая - образное выражение, прекрасно характеризующее скромное благодеяние; но если есть скромность действительная, то есть и притворная, симуляция действительной скромности. Бывают люди, которые прячут руку дающую, стараясь, чтобы она всё же была немного видна, и оглядываются, не смотрит ли кто-нибудь, как они её прячут. Недостойная пародия на правила Христа! Если гордые благотворители теряют цену в глазах людей, то что же будет у Бога! Они тоже получили свою награду на земле. Их видели: они довольны, что их видели. Вот всё, что они могут получить.
       Какова же будет награда тому, кто заставляет облагодетельствованного им чувствовать своё благодеяние, кто требует проявлений благодарности, даёт ему понять его положение и преувеличивает цену приносимой им жертвы? О, для него нет награды даже на земле, так как он лишён сладкого удовлетворения и не слышит благословения своему имени: в этом первый удар его гордости. Слёзы, им вызываемые ради тщеславия, вместо того, чтобы подняться к Небу, падают на сердце несчастного. Добро, им делаемое, остаётся без пользы для него, так как он попрекает им; всякое благодеяние, которым попрекают, то же, что монета без цены.
       Одолжение без хвастовства имеет двойную заслугу; кроме милостыни матерьяльной, это милостыня нравственная. Оно охраняет чувствительность того, кому оно сделано; оно заставляет принять милостыню, не причиняя страданий самолюбию и сохраняя человеческое достоинство, потому что услугу примет тот, кто не принял бы подаяния. Итак, превращать одолжение в подаяние через манеру, какой его оказываешь, это значит унижать того, кому даёшь, а унижать кого-нибудь, это значит проявлять гордыню и злость. Истинное милосердие, наоборот, всегда деликатно, находчиво скрывает благодеяние и избегает малейшего обидного проявления, так как всякое нравственное страдание, порождённое нуждой: истинное милосердие умеет находить слова мягкие и приветливые, которые заставляют одолжающегося чувствовать себя хорошо, тогда как милостыня, подаваемая с гордостью, его подавляет. При истинно высоком милосердии благотворящий, меняясь ролью, находит способ, чтобы казаться самому одолжающимся перед тем, кому он делает услугу. Вот что значат слова: чтобы левая рука не знала, что делает правая.

Скрытые несчастия

       §200. Во время больших бедствий милосердие пробуждается, и мы видим людей с благородными порывами, стремящихся смягчить несчастия; но рядом с общими бедствиями существуют тысячи частных, которые проходят незамеченными: люди стонут на убогих ложах, не жалуясь. Это те скрытые и сдержанные страдания, которые открывает истинное великодушие, не ожидая просьбы о помощи.
       Кто эта женщина благородного вида, одетая просто, но прилично, сопровождаемая молодой девушкой, одетой также скромно? Оне входят в дом мрачного вида, тут оне должны быть знакомы, так как у дверей их приветствуют с почтением. Куда идут оне? Оне поднимаются в мансарду: там лежит мать семейства, окружённая маленькими детьми; при их входе радость сияет на этих исхудалых лицах; это потому, что вошедшие успокоят все их печали. Оне принесли необходимое, а их мягкие утешительные слова заставляют принимать милостыню, не краснея, так как эти несчастные не профессиональные нищие. Отец в больнице, а мать не может удовлетворить всем нуждам. Благодаря пришедшим, эти бедные дети не будут испытывать голода и холода; они пойдут в школу тепло одетыми, и мать не лишится молока для самого маленького. Если между ними кто-нибудь болен, никакая матерьяльная забота не оттолкнёт пришедших. Оттуда оне отправляются в больницу, чтобы передать отцу некоторые сладости и успокоить его насчёт семьи. На углу улицы их ждёт карета - настоящий магазин вещей, которые оне развозят своим беднякам, навещаемым ими по очереди; оне не спрашивают их ни о вероисповедании, ни о мнениях, так как для них все люди братья и дети одного Отца. Когда их объезд закончен, оне говорят себе: мы хорошо начали свой день. Как их имя? Где оне живут? Никто не знает этого. Для несчастных имя ничего не говорит; оне - ангелы-утешители. Вечером целый хор благословений поднимается к Творцу за них: католики, евреи, протестанты - все благословляют их.
       Почему же их одежда так проста? Потому что оне не желают оскорблять бедность своей роскошью. Почему мать заставляет свою дочь сопровождать себя? Для того, чтобы научить её, как надо применять благотворительность. Её дочь тоже хочет благотворить, но мать говорит ей: "Что можешь дать ты, дитя моё, если у тебя нет ничего своего? Если я дам тебе что-нибудь, чтобы передать другим, разве это будет твоя заслуга? В действительности милостыня будет моя, а заслуга окажется твоей, разве это справедливо? Когда мы отправляемся ухаживать за больными, ты мне помогаешь; отдавать труды, это значит отдавать нечто. Тебе это кажется недостаточным? очень просто: научись делать полезные работы и ты переделаешь свои платья для этих маленьких детей; таким путём ты отдашь нечто, что будет исходить от тебя." Вот как эта мать-христианка учит свою дочь применению добродетелей, преподанных Христом. Спиритка ли она? Не всё ли равно!
       У себя дома это - светская женщина, так как её положение того требует; но её поступки неизвестны, так как она желает одобрения только от Бога и от своей совести. Между тем однажды непредвиденное обстоятельство привело к ней одну девушку, принёсшую ей работу: девушка узнала свою благотворительницу и хотела её благословлять: "Тише, - сказала ей та, - не говорите никому." Так говорил Христос.

Лепта вдовицы

       §201. И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: "Истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудности своей положила всё пропитание своё, какое имела." ("Еванг. от Марка", гл.XII, ст. 41-44; "Еванг. от Луки", гл.XXI, ст. 1-4.)
       §202. Многие сожалеют, что, за недостатком источника, не могут делать столько добра, сколько бы они желали, и если хотят богатства, то, как говорят они, для того именно, чтобы сделать из него хорошее употребление. Намерение, конечно, похвальное и даже, быть может, у некоторых искреннее, но верно ли, что оно у всех совершенно без интереса? Нет ли между ними таких, которые, желая делать добро другим, были бы очень довольны, если бы начали с самих себя, доставили себе больше удовольствия, больше недостающего излишка, а остальное отдали бедным? Такая задняя мысль, которой они, быть может, не сознают, но которую они нашли бы в глубине сердца, если бы поискали там, умаляет заслугу намерения, так как истинное милосердие думает раньше о других, чем о себе. Возвышенность милосердия заключается в том, чтобы искать в своём собственном труде, в своих силах, уме, талантах недостающего источника для претворения своих великодушных намерений: в этом заключается жертва, самая приятная Господу. К несчастью, большинство мечтает о способах более лёгких, желая разбогатеть вдруг и без трудов, пускаясь за химерами, вроде того, чтобы найти сокровище, получить неожиданное наследство и т.п. Что сказать о тех, кто надеется найти помощь в духах при поисках подобного рода? Конечно, они не понимают и не знают священной цели Спиритизма, а ещё менее миссии духов, которым Бог разрешает общаться с людьми: потому-то они наказываются разочарованием. (См. "Книга Медиумов", §§294,295.)
       Те, намерения которых чисты от всякого личного интереса, при невозможности делать столько добра, сколько они бы желали, должны утешиться мыслью, что лишение себя ради подаяния бедному, имеет больше веса в глазах Бога, чем золото богача, который даёт, не лишаясь ничего. Удовольствие иметь возможность широко помогать бедным, конечно, велико, но если в нём отказано, то нужно подчиниться и ограничиться тем, чтобы делать, что возможно. Да разве только при помощи золота можно осушать слёзы, и следует ли оставаться бездеятельным потому, что не обладаешь им? Тот, кто искренне желает быть полезным своим братьям, может найти для этого тысячи случаев: пусть только поищет - и он их найдёт, если не одним способом, так другим, потому что нет никого, кто, владея свободно своими способностями, не мог бы оказать какой-нибудь услуги: утешить, смягчить физическое или нравственное страдание. За недостатком денег, не располагает ли каждый своим трудом, временем, отдыхом, часть которых он может уделить? Это тоже составляет лепту бедняка, лепту вдовицы.

Пир для нищих и увечных

       §203. Сказал же и позвавшему Его: "Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых. И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных." Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: "Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!" ("Еванг. от Луки", гл.XIV, ст. 12-15.)
       §204. "Когда делаешь пир, - сказал Иисус, - не зови друзей твоих, а нищих и увечных." Слова эти, представляющиеся абсурдом, если их понимать буквально, становятся возвышенными, если вникнуть в их суть. Иисус не мог сказать, что вместо друзей надо собирать за своим столом нищих с улицы. Его язык был почти всегда иносказательным, и для людей неспособных понимать тонкие оттенки мысли нужны были сильные образы, производящие впечатление резкими красками. Суть его мысли обнаруживается в словах: "Блажен будешь, что они не могут воздать тебе", - это значит, что нужно делать добро без надежды на вознаграждение, исключительно ради удовольствия его делать. Для того, чтобы сделать запоминающееся сравнение он говорит: "Пригласи на пир свой нищих, так как эти не могут тебе воздать". Под словом пир надо понимать не угощение в буквальном значении снова, а соучастие в избытке, которым вы пользуетесь.
       Эти слова могут, между прочим, быть применены и в более точном смысле. Сколько есть таких, которые приглашают к себе только того, кто сам может их пригласить. Другие же, наоборот, находят удовлетворение в том, чтобы приглашать тех из своих родных или друзей, которые менее счастливы: у кого же не найдётся таковых? Это значит иногда сделать им большое одолжение. Не приглашая слепых и увечных, они тем не менее применяют правило Иисуса, если только по отношению к своим близким делают это с доброжелательством, без хвастовства, и если умеют скрыть благодеяние под искренним радушием.

НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВ:

Милосердие матерьяльное и моральное

       §205. "Будем любить друг друга и не будем поступать с другим так, как не желаем, чтобы поступали с нами." Вся религия, вся мораль заключается в этих двух правилах; если бы им следовали на земле, то все были бы совершенны; не было бы ненависти, не было бы разногласия. Я скажу больше: не было бы бедности, так как излишками от стола каждого богача многие бедняки насытились бы, и вы не видели бы больше в мрачных кварталах, в которых я жила во время моего последнего воплощения, бедных женщин, влачащих за собой несчастных детей, лишённых всего.
       Богачи, подумайте немного об этом: помогайте, насколько можете этим беднякам; давайте, чтобы Бог вознаградил вас со временем за добро, вами сделанное, дабы по выходе из своей земной оболочки вы встретили благодарных духов на пороге более счастливого мира.
       Если бы вы могли знать, какую радость испытала я, встретив тут тех, которым могла быть полезной во время моего последнего существования.
       Любите же ближнего; любите его, как самого себя, так как вы знаете теперь, что тот несчастный, которого вы отталкиваете, быть может, был вашим отцом, братом, другом, и каково же будет ваше отчаяние, когда вы узнаете его в мире духов!
       Я желаю, чтобы вы хорошенько поняли, чем может быть милосердие моральное, то милосердие, которое каждый может применять, которое ничего не стоит в матерьяльном отношении и которое вместе с тем исполнить всего труднее.
       Милосердие моральное заключается в том, чтобы обладать терпимостью по отношению к людям, а это именно то, что вы всего менее исполняете на вашей низкой планете, где вы временно воплощены. Верьте мне, что большая заслуга заключается в умении молчать, когда говорит более глупый, чем вы; это тоже род милосердия. Уметь быть глухим, когда насмешливое слово срывается с уст, привыкших насмехаться; не видеть презрительной насмешки, которой встречают вас люди, часто неправые, но считающие себя выше вас, тогда как в жизни духовной, единственно действительной, они часто бывают очень отсталые: вот заслуга не покорности, а милосердия, так как не замечать неправоту других и есть милосердие моральное.
       Между тем это милосердие не должно мешать милосердию другого рода; всего больше обращайте внимание, чтобы не презирать своего ближнего; помните всё то, что я вам говорила: надо постоянно помнить, что несчастный, отталкиваемый вами, есть дух, который был, быть может, дорогим для вас существом и который временно находится в положении более низком, чем вы. Я здесь увидала одного из бедняков вашей земли, которому я могла по счастью иногда помогать и которого теперь мне приходится молить в свою очередь.
       Помните: Иисус сказал, что вы братья, и думайте всегда об этом прежде, чем оттолкнуть прокажённого или нищего. Прощайте, думайте о страдающих и молитесь."

Сестра Розалия. Париж, 1860г.

       §206. "Друзья мои, я слышал, как многие между вами говорили себе: "Как могу я давать милостыню, когда часто мне самому недостаёт необходимого?"
       Подавать милостыню можно разными способами: мысленно, словесно и активно. Мысленно - молясь за тех несчастных, которые умерли, не увидев света; сердечная молитва облегчает их. Словесно - давая добрые советы вас окружающим; скажите людям, раздражённым отчаянием, лишениями и богохульствующим против Всевышнего: "Я был таким, как вы, и страдал, был несчастлив, но поверил в Спиритизм и, посмотрите, я счастлив теперь." Старикам, которые вам скажут: "Это бесполезно, я кончаю своё поприще, я умру, как жил", ответьте: "Бог для нас всех одинаково правосуден: вспомните о работниках десятого часа". Маленьким детям, уже порочным вследствие окружающей среды, скитающимся по дорогам и готовым подпасть под дурное влияние, скажите: "Бог вас видит, дорогие малютки", и не опасайтесь повторять им часто эти слова: кончится тем, что они пустят ростки в их молодых умах, вместо маленьких бродяг вы сделаете из них людей. Это тоже милостыня.
       Многие между вами говорят: "Нас так много на Земле. Бог не может всех нас видеть." Послушайте меня, друзья мои: когда вы находитесь на вершине горы, разве взгляд ваш не обнимает все песчинки, покрывающие эту гору? Ну вот! Бог вас видит так же. Он предоставляет вам свободную волю, как вы предоставляете этим песчинкам подчиниться ветру, разметающему их; но Бог в своём бесконечном милосердии вложил в глубину вашего сердца бодрствующего стража, называемого "совестью". Слушайте же её: она даст вам только добрые советы. По временам вы её затемняете, противопоставляя ей духа зла; тогда она молчит, но будьте уверены, что бедная изгнанница заставит услышать себя, как только вы ей позволите заметить тень угрызения. Слушайте её, вопрошайте её, и часто вы будете утешены советами, которые от неё получите.
       Друзья мои, при сформировании нового полка даётся новое знамя; я же даю вам правило Христа: любите друг друга. Применяйте его на деле; соединитесь все под этим знаменем, и вы получите счастье и утешение."

Дух-покровитель. Лион, 1860г.

Благодеяние

       §207. "Благодеяние, друзья мои, даст вам в этом мире самые чистые и сладкие удовольствия и радости сердца, которых не нарушат ни сомнения, ни равнодушие. О, если бы вы могли понять, сколько величия и нежности заключается в великодушии! Это чувство заставляет смотреть на другого, как на самого себя, снимать с себя, чтобы одеть своего брата. Если бы вы могли, друзья мои, не иметь более приятного занятия, как только делать людей счастливыми! Какие же светские удовольствия вы можете сравнить с теми радостными празднествами, когда вы, исполняя волю Бога, даёте радость бедным семьям, не знавшим в жизни ничего, кроме горя и бедствий, когда вы увидите вдруг, как эти измождённые лица засияют надеждой, так как у них не было хлеба, а их малые дети, не знающие о том, что жить - значит страдать, кричали и плакали, повторяя слова, вонзавшиеся, подобно острому жалу, в сердце матери: "Я хочу есть!". О, поймите, как восхитительны должны быть впечатления того, кто видит возрождение радости там, где минуту назад было только отчаяние! Поймите, каковы должны быть ваши обязанности относительно ваших братьев! Идите навстречу несчастью: идите на помощь бедствию, особенно скрытому, так как оно-то и есть самое болезненное. Идите, мои возлюбленные, и помните слова Спасителя: "Когда вы одеваете одного из малых сих, думайте, что вы это делаете Мне."
       Милосердие! Чудное слово, заключающее в себе все добродетели, ты должно вести народы к счастью: применяя тебя, они создадут себе безграничные радости на будущее, а во время изгнания на земле, ты будешь их утешением, предвкушением восторгов, которые они вкусят позднее, когда все соединятся вместе в лоне Бога любви. Это ты, дивная добродетель, доставляла мне единственные радостные минуты, испытанные мною на земле. Пусть мои воплощённые братья верят голосу друга, говорящему с ними и повторяющему: в милосердии должны вы искать мир сердцу, удовлетворение душе и средства против горестей жизни. О! в те минуты, когда вы близки, чтобы обвинять Бога, бросьте взгляд на стоящих ниже вас; посмотрите, сколько есть несчастий, требующих облегчения; сколько бедных детей без семьи; сколько стариков, не имеющих дружеской руки, чтобы поддержать и закрыть глаза, когда смерть их посетит! Сколько требуется делать добра! О! не ропщите, но, напротив, благодарите Бога и раздавайте щедрой рукой вашу симпатию, любовь, деньги всем тем, кто лишён богатств земных и томится от страданий и одиночества. Вы получите здесь на земле сладкие радости, а позднее... один Бог это знает!"

Адольф, епископ Алжирский. Бордо, 1861г.

       §208. "Будьте добры и милосердны - это ключ к небесам, который вы держите в руках; всё вечное блаженство заключается в правиле: любите друг друга. Душа не может подняться в духовные сферы без любви к ближнему: она находит счастье и утешение только в проявлениях милосердия; будьте добры, поддерживайте ваших братьев, оставьте в стороне отвратительную язву эгоизм: исполнение этого долга должно открыть вам путь к вечному блаженству. Кому из вас не приходилось чувствовать биения сердца и внутреннего восторга при рассказе о прекрасном случае преданности или истинного милосердия? Если будете искать наслаждения только в добрых поступках, то вы будете всегда следовать за духовным прогрессом. Примеров вы имеете достаточно, мало только доброй воли. Посмотрите на многих добродетельных людей, о которых ваша история вам напоминает.
       Разве Христос не объяснил вам всего, что касается добродетелей: милосердия и любви? Почему же закрывают уши перед его Божественными словами? Почему оставляют в стороне его дивные поучения? Я бы желал от вас большей веры и большего интереса при чтении "Евангелия"; эту книгу забрасывают, из неё делают мёртвую букву, оставляют этот восхитительный кодекс в забвении; ваши беды происходят только от добровольного забвения Божественных законов. Читайте же эти страницы, блистающие самоотвержением Христа и вдумывайтесь в них.
       Люди сильные, мужайтесь; люди слабые, вооружитесь кротостью и верой; имейте больше твёрдости, больше постоянства при распространении вашего нового учения; мы явились только для того, чтобы поддержать вас, только для того, чтобы возбудить у вас рвение к добродетели. Бог позволяет нам появляться вам, но при желании достаточно было бы только помощи Бога и собственной воли: спиритические явления существуют только для закрытых глаз и зачерствелых сердец.
       Милосердие - основная добродетель, долженствующая поддержать все земные добродетели: без неё все другие не существуют. Без милосердия нет надежды на лучшую участь; нет морального интереса, который руководил бы вами: без милосердия нет веры, так как вера - это чистый луч, заставляющий блистать милосердную душу.
       Милосердие - это вечный якорь спасения на всех планетах; это самая чистая эманация самого Создателя; это Его собственная добродетель, даруемая Им своим созданиям. Разве можно не принимать дар Божественной доброты? Насколько должно быть испорчено сердце, чтобы заглушить и устранить это вполне Божественное чувство? Насколько злым должно быть дитя, чтобы сопротивляться сладкой ласке - милосердию?
       Я не смею говорить о том, что я сделал, так как духи тоже обладают скромностью относительно содеянного ими; но думаю, что положил начало одному из тех дел, которое должно способствовать облегчению вам подобных. Я часто встречал духов, просящих как миссии продолжения моего труда; я вижу их, моих кротких и дорогих сестёр, при набожном и чудном исполнении долга; я вижу, как оне применяют рекомендуемую мною вам добродетель с той радостью, какую доставляет эта жизнь самоотвержения и жертв; для меня большое счастье видеть, насколько их характер уважаем, насколько их миссия любима и поддерживаема. Люди добродетельные, с доброй и сильной волей, соединитесь, чтобы продолжить в большем масштабе дело распространения милосердия; награду за эту добродетель вы найдёте в самом применении её; она даст духовную радость уже в настоящей жизни. Соединитесь; любите друг друга, согласно поучению Христа. Да будет так."

Св.Викентий Павел. Париж, 1858г.

       §209. "Я называюсь милосердием, я - главный путь, ведущий к Богу; следуйте за мной, так как я цель, к которой вы все должны стремиться.
       Сегодня утром я произвела свой обычный обход и с растерзанным сердцем пришла сказать вам: о, друзья мои! сколько несчастья, сколько слёз, и сколько надо вам сделать, чтобы осушить их все! Я напрасно стараюсь утешить бедных матерей; я говорила им на ухо: "Мужайтесь, есть добрые сердца, бодрствующие над вами, вас не покинут; терпенье! С вами Бог; вы любимы Им, вы Его избранные." Оне, казалось, слышали меня и обращали в мою сторону блуждающие взоры; я читала на их бледных лицах, что их тело - тиран духа - голодно, и что если мои слова утешали немного их сердце, то не могли наполнить желудков. Я опять повторяла: "Мужайтесь, мужайтесь!". Тогда одна молодая мать, кормившая дитя, взяла его на руки и протянула в пространство, будто прося меня позаботиться об этом бедном маленьком создании, не находящем в истощённой груди достаточно пропитания.
       В других местах, друзья мои, я видела бедных стариков без работы и в близком будущем без крова под тяжестью всех мучений нужды, стыдящихся своей нищеты, не осмеливающихся итти просить милостыню у прохожих, так как они никогда не нищенствовали. С сердцем, растроганным состраданием, я, не имеющая ничего, превратилась в нищую ради них и направилась во все стороны, чтобы побуждать к благодеяниям, нашёптывать добрые мысли великодушным и сострадательным сердцам.
       Вот почему я пришла к вам, друзья мои, и говорю: там беднота, не имеющая хлеба; очаг их холоден, и постель без одеяла. Я не говорю вам, что вы должны делать; я предоставляю инициативу вашим добрым сердцам; если бы я продиктовала образ вашего действия, то вы бы не имели заслуги в своих добрых поступках, я говорю только: я - милосердие и протягиваю вам руку ради ваших страдающих братьев.
       Но если я прошу, то я и даю, и даю много; я приглашаю вас на большой пир и приготовляю для вас дерево, под которым вы все поместитесь. Посмотрите, как оно прекрасно; как оно изобилует цветами и плодами! Идите, идите, собирайте, возьмите все плоды с этого прекрасного дерева, называемого благотворительностью. Ветви, вами взятые, я заменю вашими добрыми делами и отнесу это дерево Богу, чтобы Он его разукрасил снова, так как благотворительность неисчерпаема. Следуйте же за мной, друзья мои, для того, чтобы я могла вас считать между теми, которые собираются под моим знаменем; не бойтесь, я вас поведу по пути спасения, так как я - милосердие."

Карита, замученная в Риме. Лион, 1861г.

       §210. "Есть много способов творить милостыню, которую многие из вас смешивают с подаянием; между тем в этом есть большая разница. Подаяние, друзья мои, иногда полезно, так как облегчает бедных, но оно почти всегда унизительно и для дающего, и для принимающего. Милостыня, наоборот, связывает благодетеля и благодетельствуемого, и проявляется она ведь таким разнообразием способов! Можно быть милосердными даже в отношениях со своими близкими, своими друзьями, прощая им слабости, не задевая ничьего самолюбия. Для вас же, спириты, милосердие заключается в способе обращения с теми, которые думают не так, как вы; приводите менее чутких к вере, не оскорбляя и не задевая их убеждений, но вводите их осторожно на ваши собрания, где они могут слышать нас и где мы сумеем найти слабую струну их сердца, чтобы воспользоваться ею. Вот один род милосердия.
       Послушайте теперь о милосердии по отношению к бедным, этим обездоленным на земле, но вознаграждаемым Богом, если они умеют принимать свои бедствия без ропота, а это зависит от вас. Поясню примером.
       Мне приходится видеть несколько раз в течение недели собрания дам: оне всех возрастов; для нас, как вы знаете, оне все сёстры. Что же оне делают? Оне работают быстро, быстро; их пальцы проворны; но посмотрите, как радостны их лица, и как сердца бьются в унисон! Какова же их цель? Оне видят приближение зимы, которая будет сурова для бедных семей. Муравьи не могли собрать за лето необходимых зёрен, а большинство вещей заложено; бедные матери волнуются и плачут, думая о малых детях, которым зимой будет холодно и голодно. Но, терпения, бедные женщины! Бог вдохновил более счастливых, чем вы: оне собрались, и приготовляют вам для малюток одежды; затем в один из тех дней когда снег покроет землю, и вы будете роптать, говоря: "Бог несправедлив", - вы, страдающие, вы ведь именно так говорите - тогда увидите, что у вас появится кто-нибудь из детей этих добрых рукодельниц, превратившихся в работниц для бедных; да, это для вас оне так трудятся; ваш ропот превратится в благословение, потому что в сердце бедняков ненависть быстро заменяется любовью.
       Я вижу, как со всех сторон добрые духи сходятся к ним, как всем этим работницам нужно ободрение. Мужчины, принадлежащие к этому обществу, вносят тоже свою часть, развлекая их чтением, которое так приятно; а мы, чтобы вознаградить рвение всех и каждого обещаем этим трудолюбивым работницам хорошую клиентуру, которая им заплатит по счёту благословениями - этой единственной монетой, имеющей курс на Небе - и уверяем их при этом, что в ней у них недостатка не будет."

Карита. Лион, 1861г.

       §211. "Дорогие друзья мои, каждый день слышу я, как между вами некоторые говорят: "Я беден, я не могу творить милостыни", - и каждый день я вижу, что у вас не хватает снисходительности к близким; вы им ничего не прощаете и становитесь судьями, часто строгими, не спрашивая самих себя, были ли бы вы довольны, если бы поступили так же по отношению вас. Разве снисходительность не есть тоже милосердие? Вы, могущие творить милостыню при помощи снисходительности, творите её широко. Что же касается милостыни матерьяльной, то я вам расскажу историю из другого мира.
       Два человека только что умерли. Бог сказал: пока эти два человека будут жить, каждый их добрый поступок пусть откладывается в отдельный мешок, а после смерти эти мешки взвесятся. Когда пришёл последний час для этих людей, Бог велел принести к себе оба мешка. Один был большой, круглый, туго набитый, и в нём бренчали содержащиеся там монеты; другой был маленький, тощий, и в нём видны были насквозь редкие копейки; каждый из двух умерших узнал свой мешок: вот мой, сказал первый; я его узнаю, я был богат и давал много. Вот мой, сказал другой; я всегда был беден, увы! мне почти нечем было делиться. Но, о, неожиданность! Когда оба мешка были положены на весы, то маленький оказался тяжелее и даже настолько, что значительно перетянул большой. Тогда Бог сказал богатому: ты давал много, это правда, но ты давал из-за тщеславия, чтобы видеть своё имя прославленным. Кроме того, давал ты, ни в чём себе не отказывая; иди налево и будь доволен, что твоё подаяние будет тебе всё же несколько зачтено. Затем он сказал бедному: ты, Мой друг, давал очень мало, но каждая копейка, содержащаяся в мешке, была лишением для тебя; если ты не давал подаяния, то творил милостыню, а что всего лучше, это то, что ты совершал милостыню естественно, не думая, что она тебе зачтётся; ты был снисходителен и не осуждал своего ближнего, напротив, извинял его во всём; иди направо и получай свою награду."

Дух-покровитель. Лион, 1861г.

       §212. "Женщина богатая, счастливая, не имеющая нужды отдавать своё время хозяйству, разве не может посвящать несколько часов на работы, полезные своим ближним? Пусть от своего излишка она купит покрывало для дрожащего от холода; пусть своими нежными руками изготовляет грубые, но тёплые одежды; пусть поможет матери приготовить одежду дитяти, которое должно родиться. Если её собственное дитя будет иметь немного меньше кружев, то дитя бедняка будет тепло одето. Работать для бедных, это значит работать в винограднике Господа.
       А ты, бедная работница, не имеющая лишнего, но желающая из любви к своим братьям поделиться с ними немногим из того, что имеешь, отдай несколько часов твоего дня, твоего времени, единственного твоего сокровища, делай изящные работы, соблазняющие богатых; продавай их, и ты сможешь доставить своим братьям облегчение; у тебя будет, быть может, немного меньше ленточек, но ты дашь обувь босому.
       А вы, женщины, преданные Богу, работайте тоже, но пусть ваша работа, нежная и ценная, не производится для того только, чтобы украшать алтари с целью привлечь внимание на вашу ловкость и терпение; работайте, дочери мои, пусть ваш труд будет посвящён облегчению ваших братьев в Боге; бедняки - Его любимые дети; работать для них, это значит прославлять Его. Будьте для них Провидением, гласящим: "Птицам небесным Бог даёт пропитание." Пусть золото и серебро, скользящее между вашими пальцами, обращается в одежду и пищу для тех, кому их не хватает. Делайте это, и труд ваш будет благословен.
       А вы, могущие творить, отдавайте ваш гений, отдавайте ваше сердце, которое Бог благословит. Поэты, литераторы, вас читают только люди света для удовлетворения своего досуга, пусть же некоторые ваши произведения будут посвящены облегчению несчастных. Живописцы, скульпторы, артисты всех родов, пусть ваш талант приходит на помощь вашим братьям; ваша слава от того не уменьшится, а несколькими страданиями будет меньше.
       Все вы можете давать; к какому бы классу вы ни принадлежали, у вас всегда найдётся чем поделиться; из того, что Бог дал вам, вы должны делиться частью с теми, у кого не хватает необходимого, потому что, будучи на его месте, вы были бы очень довольны, если бы другой поделился с вами. Ваши земные сокровища несколько уменьшатся, но ваши сокровища небесные увеличатся; вы там пожнёте во сто крат больше, чем посеете тут, на земле, добрыми делами."

Иоанн. Бордо, 1861г.

Жалость

       §213. "Жалость - это добродетель, всего более приближающая вас к ангелам; это сестра милосердия, приводящая вас к Богу. Ах! предоставьте вашему сердцу смягчаться при виде несчастий и страданий ваших ближних; ваши слёзы служат бальзамом, проливаемым на их раны, и когда, в силу нежной симпатии, вы достигнете того, чтобы вернуть им надежду и покорность, какой восторг почувствуете вы! Этот восторг действительно имеет некоторую горечь, так как он рождается рядом с горем, но если он не имеет остроты светских удовольствий, то не имеет и резкого разочарования в пустоте, оставляемой этими удовольствиями после себя; он имеет трогательную нежность, наполняющую душу радостью. Жалость, хорошо прочувствованная, есть любовь; любовь есть самоотвержение; самоотвержение есть забвение самого себя, а это забвение есть самопожертвование ради несчастных; это добродетель превосходная, та добродетель, которую применял в течение всей своей жизни божественный Мессия и которую он преподал в своём святом и чудном учении. Когда это учение будет восстановлено во всей своей первоначальной чистоте, будет принято всеми народами, оно принесёт счастье и заставит, наконец, воцариться на Земле согласие, мир и любовь.
       Чувство, которому всего более свойственно заставлять вас прогрессировать, побеждая эгоизм и гордыню, чувство, располагающее вашу душу к смирению, к благотворительности и любви к ближнему, - это жалость, та жалость, которая трогает вас до глубины сердца при виде страданий ваших братьев, которая заставляет вас протягивать руку помощи и вызывает слёзы умиления.
       Не подавляйте же никогда в вашем сердце этой небесной эмоции, не поступайте так, как те зачерствелые эгоисты, которые удаляются от несчастных потому, что вид нищеты нарушает их радостное существование; избегайте оставаться равнодушными, когда вы можете быть полезны. Спокойствие, купленное ценой преступного равнодушия, - это спокойствие Мёртвого моря, скрывающего на дне своих вод сосуд смердящий и тление.
       Как далека жалость от того, чтобы причинять беспокойство и неприятность, которых так боится эгоизм! Конечно, душа ощущает при столкновении с несчастьем другого естественное и глубокое стеснение, заставляющее вибрировать всё ваше существо, и действует на вас мучительно, но награда будет велика, если добьётесь того, чтобы вернуть мужество и надежду несчастному брату, растроганному пожатием дружеской руки. Его трогательный взгляд, увлажнённый благодарностью, незаметно обратится к вам прежде, чем сосредоточится на Небе, чтобы поблагодарить его за посланные ему утешение и поддержку. Жалость - это меланхолическая, но Божественная предшественница милосердия, этой первой добродетели, для которой она подготовляет и облагораживает благодеяния."

Михаил. Бордо, 1862г.

Сироты

       §214. "Братья мои, любите сирот: если бы вы знали, как грустно быть одиноким и покинутым, особенно в молодых годах! Бог допускает, чтобы были сироты для того, чтобы поощрять вас заменять им отцов. Какое чудное милосердие помочь бедному, маленькому, покинутому существу, не дать ему страдать от голода и холода и руководить его душой, чтобы она не заблудилась в пороках! Кто протягивает руку покинутому ребёнку, тот приятен Богу, так как он понимает и применяет Его закон. Подумайте, что спасаемое вами дитя было, быть может, вам дорого в другом воплощении, и если бы вы могли восстановить это в своей памяти, то ваша помощь стала бы долгом, а не актом милосердия. Итак, друзья мои, каждое страдающее существо - ваш брат и имеет право на ваше милосердие, а не на ту милостыню, которая ранит сердце, и не на то подаяние, которое жжёт руку, в которую падает, так как ваши подаяния часто бывают очень горьки! Как часто от них отказывались бы, если бы болезнь, нагота и отсутствие крова не понуждали их принять! Давайте с деликатностью; к доброму поступку прибавляйте самое дорогое: добрые слова, ласку, дружескую улыбку; избегайте покровительственного тона, поворачивающего нож в окровавленном сердце, и думайте, что, делая добро, вы трудитесь для себя и для своих."

Дух-покровитель. Париж, 1860г.

       §215. Что надо думать о людях, которые, встретив неблагодарность за своё благодеяние, не делают более добра из опасения вновь встретиться с неблагодарностью?
       - "У этих людей больше эгоизма, чем милосердия, так как делать добро для того, чтобы получить благодарность, значит делать его из расчёта, а Богу приятно только благодеяние бескорыстное. Это служит тоже признаком гордыни, так как гордецу приятно унижение одолжающегося, приносящего свою благодарность к его стопам. Ищущий благодарности на земле за творимое им благодеяние, не получит награды на небе; но Бог зачтёт неищущему её на земле.
       Надо всегда помогать слабым, хотя знаете наперёд, что те, кому оказывается помощь, не будут благодарить. Знайте, что если тот, которому вы оказываете услугу, забывает добро, то Бог наградит вас больше, чем в том случае, если бы вы были награждены благодарностью облагодетельствованного. Бог допускает, чтобы вам была оказана иногда неблагодарность, с целью испытать вашу настойчивость в добрых делах.
       Почему знаете вы, наконец, что это благодеяние, забытое на время, не принесёт впоследствии хороших плодов? Напротив, будьте уверены, что это посев, который взойдёт со временем. К несчастью, вы видите всегда только настоящее; работаете только для себя, а не для других. Благодеяния смягчают самые зачерствелые сердца; они могут быть забыты тут на земле, но когда дух будет освобождён от своей телесной оболочки, он вспомнит, и это будет его наказанием; тогда он пожалеет о своей неблагодарности, он пожелает исправить ошибку, отдать свой долг в другом существовании, приняв решение быть самоотверженным по отношению к своему благодетелю. Таким образом, не подозревая даже того, вы способствуете его нравственному совершенствованию и позднее поймёте всю истину положения: благодеяние никогда не бывает потеряно. Вместе с тем вы работаете для себя, так как за вами будет заслуга сотворённого бескорыстного благодеяния и умение сохранить мужество при разочарованиях. Ах! друзья мои, если бы вы знали узы, связывающие вашу настоящую жизнь с предыдущей, если бы вы могли схватить множество отношений, сближающих все существа для их взаимного прогресса, вы бы ещё больше восхищались мудростью и добротой Создателя, позволяющего вам возрождаться, чтобы достичь Его."

Дух-покровитель. 1862г.

       §216. Как надо относиться к благотворительности, если она производится между людьми одинаковых убеждений, верований и одной партии?
       - "Особенно нужно побеждать дух сектанства и партийности, так как все люди - братья. Только истинный христианин видит братьев в своих ближних, и перед тем, как прийти на помощь нуждающемуся, он не справляется ни о его веровании, ни о его мнениях насчёт чего бы то ни было. Разве он следовал бы предписанию Иисуса Христа, приказывающего любить даже врагов, если бы отталкивал несчастного потому, что тот имеет другое верование, чем он сам? Пусть же он ему помогает, не спрашивая о его веровании; если это враг религии, то этим способом можно заставить его полюбить религию; отталкивая же, заставили бы возненавидеть её."

Св.Людовик. 1860г.