Почитай отца своего и мать

Глава Четырнадцатая

ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ

Сыновнее благочестие - Кто мать Моя и кто брат Мой? - Родство телесное и родство духовное - Неблагодарность детей

       §217. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать. ("Еванг. от Марка", гл. X, ст. 19; "Еванг. от Луки", гл. XVIII, ст. 20; "Еванг. от Матф.", гл. XIX, ст. 19.)
       §218. Почитай отца твоего и мать твою и долголетен будешь на земле, которую Господь, Бог твой, даст тебе. (Десять заповедей, "Исход", гл. XX, ст. 12.)

Сыновнее благочестие

       §219. Заповедь: "почитай отца твоего и мать твою" является следствием общего закона милосердия и любви к ближнему, так как нельзя любить ближнего, не любя отца и матери: но слово почитай заключает в себе ещё одну обязанность относительно них, а именно, обязанность сыновнего благочестия. Бог хотел показать этим, что к любви нужно прибавить уважение, внимание, послушание и уступчивость: это означает, что обязанности по отношению к ним те же, какие относительно ближнего предписывает милосердие, но в более строгой степени. Это относится, естественным образом, также к лицам, заменяющим отца и мать, заслуга которых тем больше, что их самоотвержение менее обязательно. Бог всегда строго наказывает всякое нарушение этой заповеди.
       Почитать отца и мать - это значит не только уважать их, но также помогать в нужде, предоставлять отдых в старости и окружать заботливостью, как они это делали во время вашего детства.
       Особенно должно выказываться сыновнее благочестие в отношении родителей, не имеющих средств. Разве исполняют эту заповедь считающие достаточным давать родителям только столько, чтобы они не умерли с голоду, тогда как сами ни в чём себе не отказывают, или удаляющие их в самый плохой угол дома, лишь бы не оставить на улице, тогда как сами пользуются всеми удобствами и комфортом? Хорошо ещё, если они не обращаются с ними дурно и не заставляют последние дни жизни посвящать труду и домашним работам! Пристало ли престарелым и слабым родителям служить молодым и сильным детям? Разве мать жалела им своего молока, когда они были в колыбели? Разве она ставила в счёт свою заботу, когда они были больны, или все свои труды, когда нужно было доставить им необходимое? Нет, дети должны окружать родителей, если они в состоянии, некоторым баловством, предупредительностью, нежной заботливостью, так как всё это является уплатой священного долга, процентом с того, что они сами получили. В этом только заключается сыновнее благочестие, угодное Богу.
       Беда забывающему, чем он обязан тем, которые поддерживали его слабость, дали ему вместе с матерьяльной жизнью жизнь нравственную, которые часто подвергали себя суровым лишениям, чтобы только упрочить его благосостояние. Беда неблагодарному, так как он будет наказан неблагодарностью и останется в беспомощном положении: он будет поражён в своих самых дорогих привязанностях, нередко уже в этой жизни; в другом же существовании, наверно, он перенесёт сам всё то, что заставил перенести других.
       Некоторые родители, действительно, пренебрегают своими обязанностями и не исполняют по отношению к детям того, что должны, но только Бог может их наказывать, а никак не дети: не детям их упрекать, так как они сами, быть может, заслужили этого. Если милосердие вменяет в обязанность отдавать за зло добром, быть снисходительным к недостаткам ближнего, не осуждать других, забывать и прощать обиды, любить даже врагов, то насколько же это обязательство должно быть сильно по отношению к родителям! Дети, стало быть, должны принять за правило своего поведения в отношении родителей все постановления Христа относительно ближнего и сказать себе, что всё то, что достойно осуждения по отношению к посторонним, тем более достойно осуждения в отношении близких, и что то, что можно считать только ошибкой в первом случае, становится преступлением во втором, так как здесь к недостатку милосердия присоединяется неблагодарность.
       §220. Бог сказал: "Почитай отца твоего и мать твою и долголетен будешь на земле, которую Господь, Бог твой, даст тебе." Почему же обещает Он награду на земле, а не на небе? Объяснение заключается в следующих словах: "которую Господь, Бог твой, даст тебе": слова эти были выкинуты в последующем изложении десяти заповедей, отчего смысл исказился. Чтобы понять эти слова, надо иметь в виду идеи и положение евреев того времени, когда заповеди были даны. Они не понимали ещё будушей жизни: их понятия не шли дальше жизни телесной; стало быть, их должно было больше трогать то, что они видели, чем то, чего видеть не могли. Вот почему Бог говорит с ними на понятном для них языке и, как детям, сулит в будущем то, что может удовлетворить. Они находились тогда в пустыне; земля, которую Бог им даст, была Обетованная Земля, - цель всех их стремлений: они ничего большего не желали, и Бог говорит им, что они будут там жить долго, т.е. что они будут ею долго владеть, если исполнят Его заповеди.
       Во время же Христа их идеи были шире; настало время дать пищу менее грубую и посвятить в жизнь духовную, и потому Иисус сказал: "Царство Моё не от мира сего: там, а не тут получите награду за ваши добрые поступки." Этими словами вещественная Обетованная Земля превращается в небесную родину; поэтому призывая их к исполнению заповеди "чти отца твоего и мать твою", Христос обещает им уже не землю, а небо. (Главы II и III.)

Кто мать Моя и кто братья Мои?

       §221. Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. И услышавши, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.1 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: "Вот, Матерь Твоя и братья Твои, и сёстры Твои, вне дома, спрашивают Тебя." И отвечал им: "Кто матерь Моя и братья Мои?". И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: "Вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь." ("Еванг. от Марка", гл. III, ст. 20, 21 и 31-35; "Еванг. от Матф.", гл. ХII, ст. 46-50.)
       §222. Некоторые слова кажутся странными в устах Иисуса и как бы противоречат его доброте и неиссякаемому доброжелательству ко всем. Неверующие не преминули воспользоваться этим, говоря, что он сам себе противоречит. Неопровержимо, что главной основой, краеугольным камнем его учения служит закон любви и милосердия: значит, он не мог уничтожать с одной стороны то, что воздвигал с другой. Отсюда неоспоримо следует, что если некоторые положения его находятся в противоречии с принципом, то это значит, что слова приписываемые ему, были плохо переданы, плохо поняты, или что они не принадлежат ему.
       §223. В этом же случае удивляются и не без основания, что Иисус показал столько равнодушия к своим близким и будто отрёкся от своей матери.
       Что касается брьтьев его, то известно, что они никогда не имели к нему симпатии, но были духи малосовершенные и непонявшие его миссии: поведение его в их глазах было странным, а поучения его их никогда не трогали, так как ни один из них не был его учеником: казалось даже, что они разделяли до некоторой степени предубеждение его врагов; известно, что они принимали его скорее как постороннего, чем как брата, когда он появлялся в семье, а Св.Иоанн говорит утвердительно (гл. VII, ст.5), "что они не верили в Него".
       Что касается матери его, то никто не может оспаривать её нежности к сыну, но надо признать, что она не могла иметь верного представления о его миссии, так как никогда не видали, чтобы она следовала его поучениям и чтобы свидетельствовала о нём, как это делал Иоанн-Креститель. Материнская заботливость была преобладающим чувством её. Предположить, что Иисус мог отречься от своей матери, это значило бы доказать совершенное незнание его характера; подобной мысли не могло быть у того, кто говорит: "Чти отца твоего и мать твою". Значит, надо искать другого смысла в словах его, почти всегда аллегорических.
       Иисус пользовался почти всяким случаем, чтобы дать поучение. Он воспользовался и этим случаем прихода своей семьи, чтобы установить различие, существующее между родством телесным и духовным.

Родство телесное и духовное

       §224. Узы крови не устанавливают необходимости уз между духами. Тело происходит от тела, но дух не происходит от духа, так как дух существовал раньше сформирования тела. Отец не создаёт дух своего ребёнка, он снабжает его только телесной оболочкой и затем должен способствовать его умственному и нравственному развитию, чтобы заставить ребёнка прогрессировать.
       Духи, воплощающиеся в одной семье, особенно между близкими родными, всего чаще бывают симпатизирующими духами, связанными предыдущими узами, что обнаруживается в их взаимной привязанности во время земной жизни. Но может случиться, что духи, воплощённые в одной семье, совершенно чужды друг другу, так как их разъединяет предшествующая антипатия, обнаруживающаяся их антагонизмом во время земной жизни и служащая им испытанием. Истинные узы семьи бывают не между соединёнными кровным родством, но между соединёнными симпатией и общностью мыслей, которые связывают духов перед их воплощением, во время и после него. Из этого следует, что два существа, рождённые различными отцами, могут быть более братьями по духу, чем братья по крови; они могут чувствовать взаимное влечение, находить удовольствие быть вместе, тогда как единокровные братья могут чувствовать взаимное отвращение, как мы это очень часто встречаем. Это моральная проблема, которую объясняет только Спиритизм, и его объяснение - множественность существований. (Гл. IV, §51.)
       Итак, семьи бывают двух родов: семьи, соединённые узами духовными, и семьи, связанные узами телесными. Первые семьи прочны, укрепляются ещё больше со степенью очищения и увековечиваются в мире духов в продолжении различных переселений души; вторые непрочны, как и материя, уничтожаются со временем и часто разрушаются нравственно после настоящей жизни. Это именно подразумевал Иисус, говоря своим ученикам: "Вот мать Моя и братья Мои, т.е. Моя семья по узам духовным, так как каждый, исполняющий волю Отца Моего Небесного, - Мой брат, Моя сестра и Моя мать."
       Враждебность его братьев ясно высказана Св.Марком, так как он говорит, что они решили взять его под тем предлогом, что он вышел из себя.2 При известии об их приходе, зная их чувства по отношению к себе, он, естественно, подразумевал своих учеников с духовной точки зрения и потому сказал, "Вот братья Мои", хотя мать его находилась между ними, но он обобщает поучение, и это вовсе не значит, что он считал мать свою по плоти чуждой ему по духу и что не чувствовал к ней ничего, кроме равнодушия: поведение его при других обстоятельствах достаточно подтвердило противное.

НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВ:

Неблагодарность детей и семейные узы

       §225. "Неблагодарность - один из непосредственных плодов эгоизма; она всегда возмущает честные сердца; но неблагодарность детей по отношению к родителям - это нечто самое гнусное. С этой именно специальной точки зрения мы рассмотрим её, чтобы проанализировать причины и следствия. В этом, как и во многом другом, Спиритизм освещает проблему человеческого сердца.
       Когда дух покидает землю, он уносит страсти и добродетели, свойственные его природе, он уходит в пространство усовершенствовавшийся или остановившийся на одной точке, пока сам не пожелает увидеть свет. Некоторые ушли, унося с собой сильную ненависть и ненасытное желание мести; однако некоторым из них, более совершенным, позволено увидеть часть истины; они убеждаются в печальных последствиях своих страстей и принимают тогда добрые намерения; они понимают, что для того, чтобы достичь Бога, нужно только милосердие, а ведь нет милосердия без забвения обид и оскорблений, нет милосердия при ненависти в сердце и отсутствии прощения.
       Тогда с неслыханным усилием они смотрят на тех, которых ненавидели на земле, но при этом виде их злоба опять пробуждается. Мысль о прощении их возмущает ещё больше, чем мысль о том, чтобы отречься от вражды, но всего больше возмущает их мысль о том, чтобы любить тех, которые, быть может, погубили их благосостояние, честь, семью. Тем не менее сердце этих несчастных уже тронуто: они колеблются, волнуются противоречивыми чувствами: если доброе решение возьмёт верх, они молят Бога и просят добрых духов придать им силы в самую решительную минуту испытания.
       Наконец, после нескольких лет размышления и молитв дух пользуется телом, приготовляющимся явиться в семье того, кого он ненавидел, и просить духов, которым поручено выполнять высшие распоряжения, чтобы ему было позволено войти в тело, долженствующее сформироваться. Каково же будет его поведение в этой семье? Это будет зависеть от большей или меньшей твёрдости его добрых решений. Постоянные столкновения с существами, которых он ненавидел, является ужасным испытанием, которого он иногда не выдерживает, если воля недостаточно сильна. Смотря по тому, хорошее или дурное решение возьмёт верх, он будет другом или врагом тех, между которыми должен жить.
       Таким образом, объясняется ненависть и инстинктивное отвращение, замечаемые у некоторых детей и, повидимому, не оправдываемые никаким предыдущим поступком. Ничто, действительно, в этом существовании не могло вызвать этой антипатии; чтобы объяснить её себе, надобно перенести взгляд на прошлое.
       О, спириты! поймите же теперь великую роль человеколюбия; поймите, что в тело, производимое вами, воплощается душа, являющаяся из пространства для того, чтобы прогрессировать; знайте ваши обязанности и вкладывайте всю свою любовь, чтобы приблизить эту душу к Богу: это доверенная вам миссия, и за хорошее исполнение её вы получите награду. Ваши старания, образование, которое вы ей дадите, помогуг её совершенствованию и будущему счастью. Подумайте же над тем, что каждого отца и мать Бог спросит: "Что сделали вы с ребёнком, порученным вашим заботам?" Если он отстанет по вашей вине, то для вас будет наказанием видеть его между страдающими духами, так как от вас зависело, чтобы он был счастлив. Тогда, мучимые угрызениями совести, вы сами будете просить возможности исправить свою вину; вы пожелаете для себя и для него нового воплощения, во время которого вы окружите его более просвещёнными заботами; он же, со своей стороны, полный благодарности, окружит вас своей любовью.
       Не устраняйтесь, матери, от трудного ребёнка, отталкивающего вас, а также и от того, который платит вам неблагодарностью; это не случай вовсе дал его вам и сделал таким. Неясная интуиция прошлого открывает вам, что один из вас много ненавидел или был много обижен; что тот или другой явились сюда, чтобы простить или искупить. Матери! целуйте же дитя, причиняющее вам горе, и говорите себе: один из нас был виновен. Умейте заслужить чудные радости, данные Богом материнству, уча это дитя тому, что оно живёт на этой земле, чтобы совершенствоваться, любить и благословлять. Но, увы! многие, многие между вами вместо того, чтобы при помощи образования искоренять дурные начала, порождённые предшествующими существованиями, поддерживают и развивают эти самые начала преступной слабостью или небрежностью; потом сердце ваше будет поражено неблагодарностью детей ваших, и уже в этой жизни начинается ваше искупление.
       Труд этот вовсе не так велик, как вам кажется; он вовсе не требует знания; невежественный так же, как и учёный, может его исполнить; Спиритизм же является облегчить его, объясняя причину несовершенств человеческого сердца.
       Уже с колыбели ребёнок обнаруживает хорошие и дурные инстинкты, приносимые им из прошлого существования; нужно стараться их изучать. Всё злое берёт своё начало от эгоизма и гордости; проследите малейшие признаки, могущие обнаружить зародыш этих пороков и примитесь искоренять их, не дав пустить глубоких корней; поступайте подобно хорошему садовнику, обрезывающему дурные побеги по мере того, как они вырастают. Если вы позволите развиваться эгоизму и гордыне, то не удивляйтесь, что позднее будете наказаны неблагодарностью. Если родители сделали всё, что должны были для нравственного усовершенствования своих детей, то им не в чем будет упрекать себя, и совесть их может быть спокойна даже в том случае, если они не достигнут цели. Бог готовит им в награду за испытанное ими естественное горе, являющееся следствием неудачи их стараний громадное утешение; награда эта будет заключаться в уверенности, что им в следующем существовании будет дана возможность докончить труд, не удавшийся в настоящем, и что со временем неблагодарное дитя вознаградит их своей любовью. (Гл. XIII, §215.)
       Бог не даёт испытания, превышающего силы испросившего его; Он допускает только такие испытания, которые можно перенести; если люди не выдерживают испытания, то это происходит не от невозможности перенести его, а вследствие недостатка воли: мало разве есть таких, которые вместо того, чтобы противостоять дурным влечениям, потворствуют им; вот этим последним придётся плакать и стонать во время последующих существований; восхищайтесь же добротой Бога, никогда не закрывающего дверей раскаяния. Придёт день, когда виновный устанет страдать, когда гордость его будет побеждена; тогда-то Бог откроет свои отеческие объятия блудному сыну, который упадёт к Его ногам. Сильные испытания - слушайте меня хорошенько - почти всегда служат признаком конца страданий и усовершенствования духа, но только в том случае, если их принимают с верой в Бога. Это миг самый высокий, и тут-то именно не следует слабеть и роптать, если не хотите потерять плодов и начинать снова. Вместо того, чтобы жаловаться, благодарите Бога дающего вам возможность победы для того, чтобы наградить вас за эту победу. Тогда, выйдя из водоворота земной жизни, вы войдёте в мир духов, где вас встретят с восхищением, как солдата, выходящего победителем из схватки.
       Из всех испытаний самыми тяжёлыми являются затрагивающие сердце; переносящий мужественно несчастья и матерьяльные лишения падает под тяжестью домашних огорчений, раздавленный неблагодарностью близких. О, да! то действительно острое горе! Но что же в подобных случаях может поднять нравственное мужество, как не знание причины зла и уверенность, что, несмотря на продолжительность горя, отчаяние не может быть вечно, так как Бог не может желать, чтобы Его создание страдало всегда! Что может быть утешительнее и более ободряще, чем мысль, что лишь от самого себя, от собственных усилий сократить страдания зависит уничтожить в себе причину зла? Но для этого не следует останавливать взгляда на земле и видеть только одно существование; надо подняться, погрузиться в бесконечность прошлого и будущего; тогда великое правосудие Бога встанет перед вашим взором, и вы будете терпеливо ждать, так как сумеете объяснить себе то, что на земле вам представляется чудовищным; раны, полученные вами тут, покажутся только царапинами. При таком взгляде, брошенном на общее целое, семейные узы представляются нам в настоящем свете не как тленные и матерьяльные, связывающие членов семьи, но как прочные узы духа, которые увековечиваются и укрепляются, очищаясь при развоплощении вместо того, чтобы разрушаться.
       Духи, которых соединяют одинаковые вкусы, одинаковая степень нравственного развития и взаимная привязанность, образуют семьи; эти же духи во время своих земных странствований ищут друг друга, чтобы соединяться в группы так же, как они это делают в пространстве: так образуются семьи однородные; если же во время странствований они временно разлучены, то позднее находят друг друга и бывают осчастливлены своим новым прогрессом. Но они должны работать не только для себя, а поэтому Бог допускает, чтобы духи, менее совершенные, воплощались между ними и пользовались хорошим примером и советами в интересах их совершенствования; они вносят иногда разлад, но в этом и заключается испытание и труд.
       Принимайте же их по-братски; приходите им на помощь; и позднее в мире духов вся семья будет счастлива, что спасла от гибели тех, которые в свою очередь смогут спасать других."

Бл.Августин. Париж, 1862г.


1 По-французски сказано проще: лишился рассудка. (Й.Р.)
2 Т.е. лишился рассудка - perdu l'esprit. (франц.)