Вера горами движет

Глава Девятнадцатая

ВЕРА ГОРАМИ ДВИЖЕТ

Могущество веры - Вера религии. Условие несокрушимой веры - Притча о бесплодной смоковнице - Вера - мать надежды и милосердия - Вера Божественная и вера человеческая

Могущество веры

       §278. Когда они пришли к народу, то подошёл к Нему человек и, преклоняя пред Ним колена, сказал: "Господи! помилуй сына моего: он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь, и часто в воду; я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его." Иисус же отвечая сказал: "О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда." И запретил ему Иисус; и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: "Почему мы не могли изгнать его?". Иисус же сказал им: "По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас." ("Еванг. от Матф.", гл. XVII, ст. 14-20.)
       §279. По буквальному смыслу этого выражения несомненно, что уверенность сама по себе даёт возможность исполнять матерьяльные дела, которых невозможно сделать, сомневаясь в себе; но в данном случае надо понимать эти слова исключительно в нравственном смысле. Горы, которые передвигает вера, - это трудности, сопротивление, злая воля, одним словом, то, что встречается между людьми тогда даже, когда дело идёт о наилучших вещах: предрассудки рутины, матерьяльные интересы, эгоизм, фанатическое ослепление, горделивые страсти представляют те же горы, преграждающие пути работающему над прогрессом человечества. Твёрдая вера даёт постоянство, энергию и средства, побеждающие препятствия как в малом, так и в большом; колеблющаяся вера даёт неуверенность и колебания, которыми пользуются те, кого хотят победить; она не ищет средства победить, так как не верит в возможность победы.
       §280. В другом значении верой называется доверие, которое имеют в исполнение известного дела, уверенность достичь цели; вера даёт род ясновидения, которое позволяет видеть в мыслях предел, к которому стремятся, и средства достичь его, так что обладающий ею идёт, так сказать, наверняка. В одном и другом случае она может способствовать исполнению великих дел.
       Искренняя и истинная вера всегда спокойна; она даёт терпение, умеющее ждать, так как, имея точку опоры в уме и понимании вещей, она уверена в достижении. Сомневающаяся вера чувствует свою собственную слабость; если ею руководит интерес, она становится яростной и думает заменить силу насилием. Спокойствие в борьбе служит признаком силы и доверия; насилие, наоборот, доказывает слабость и сомнение в самом себе.
       §281. Надо остерегаться смешивать веру с самоуверенностью. Истинная вера соединяется со смирением; обладающий ею возлагает своё упование на Бога больше, чем на себя, так как он знает, что, будучи простым орудием Его воли, он ничего не может без Бога; вот почему добрые духи приходят ему на помощь. Самоуверенность есть скорее гордыня, чем вера, а гордыня наказывается рано или поздно разочарованием и ударами, определёнными ей.
       §282. Сила веры получает прямое применение в магнетических действиях; при её помощи человек действует на флюид - вселенскую движущую силу; он изменяет его свойства, давая ему импульс, так сказать, неотразимый. Вот почему человек, обладающий большой нормальной физической силой и имеющий горячую веру, может производить удивительные феномены исцеления и другие, считавшиеся некогда чудесами, но являющиеся только следствием естественного закона. Вот почему Иисус говорит своим ученикам: вы не исцелили потому, что у вас не было веры.

Вера религии. Условие несокрушимой веры

       §283. С религиозной точки зрения, вера является верованием в особые догматы, составляющие различные религии; все религии имеют свои правила веры. В этом отношении вера может быть умозрительной или слепой. Слепая вера ничего не изучает, принимает без контроля ложное и истинное; доведённая до крайности, она переходит в фанатизм. Если вера основывается на заблуждении, она разбивается рано или поздно; только вера, имеющая в основании истину, обеспечена в будущем; ей нечего опасаться прогресса знаний, так как истинное в темноте остаётся равно истинным и при свете. Каждая религия претендует на исключительное обладание истиной; превозносить слепую веру на основании какого-нибудь одного пункта верования - значит признавать себя бессильным доказать свою правоту.
       §284. Обыкновенно говорят, что силою нельзя приобрести веры, вследствие чего многие полагают, что не их вина, если у них нет веры. Конечно, силой нельзя приобрести веры, или, ещё вернее: веры нельзя предписать. Нет, она не приобретается насильно, но она достигается, и нет никого, кому было бы отказано обладать ею даже между самыми непокорными. Мы говорим об основных духовных истинах, а не о тех или других частных верованиях. Не вера должна итти к ним, а они должны итти навстречу вере, и если они будут искренне её искать, то найдут. Будьте же уверены, что говорящие: "Мы не желали бы ничего лучше, как верить, но не можем этого сделать", говорят это устами, но не сердцем, так как, говоря так, они закрывают себе уши. Доказательства находятся вокруг них, почему же они отказываются их видеть? У одних это происходит от беспечности; у других - из-за боязни изменить свои привычки, у большинства же из-за гордыни, отказывающейся признать Высшее Могущество, так как им пришлось бы преклониться перед Ним.
       У некоторых людей вера кажется будто прирождённой; достаточно одной искры, чтобы развить её. Лёгкость в усвоении спиритических истин является очевидным признаком предшествующего прогресса. Другие, наоборот, проникаются ими с трудом, и это служит не менее очевидным признаком запоздавшего развития. Первые уже верили и поняли; рождаясь снова, они приносят интуицию того, что знали; их образование совершилось; другие должны ещё всё узнать; их образование должно совершиться; оно совершится, и если не закончится в этом существовании, то закончится в другом.
       Надо признать, что причина упорства неверующего заключается часто не в нём самом, а в том, как ему представляют предмет. Вере нужно основание, а этим основанием служит понимание того, во что должно верить; для того, чтобы верить, недостаточно видеть, надо в особенности понимать. Слепая вера не свойственна нынешнему веку; догмат слепой веры главным образом создаёт в настоящее время большинство неверующих, так как вера налагается и требует отречения от одной из самых ценных прерогатив человека: рассуждения и свободной воли. Такой именно веры особенно противится неверующий, и о ней справедливо сказано, что её нельзя приобрести силой; не допуская доказательств, она оставляет в уме неопределённость, отчего рождается сомнение. Умозрительная вера, опирающаяся на факты и логику, не оставляет после себя темноты; верят, потому что убеждены, а убеждение является после того, как поймут; вот почему она тверда; несокрушима только та вера, которая может находиться лицом к лицу с разумом во все возрасты человечества.
       К этому именно результату приводит Спиритизм, а поэтому он и торжествует каждый раз, когда не встречает систематического и корыстного противодействия.

Притча о бесплодной смоковнице1

       §285. И сказал сию притчу: "Некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и пришёл искать плода на ней, и не нашёл; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом: не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её." ("Еванг. от Луки", гл. XIII, ст. 6-9.)
       §286. Бесплодная смоковница служит символом людей, имеющих только показную добродетель, но в действительности не производящих ничего хорошего: ораторов, скорее блестящих, чем серьёзных: речи их имеют внешний лоск, оне приятны уху, но когда их исследуют, то не находят ничего ценного для сердца; выслушав их, спрашивают себя, какая от этого получилась польза.
       Эта смоковница служит ещё эмблемой всех людей, имеющих возможность быть полезными, но не исполняющих этого; эмблемой всех утопий, всех пустых систем, всех учений без солидного основания. В большинстве случаев им недостаёт истинной веры, веры плодотворной, веры, затрагивающей фибры сердца, одним словом, веры, двигающей горами. Это деревья, имеющие листья, но вовсе не имеющие плодов. Вот почему они приговорены к бесплодию, так как придёт день, когда они будут срублены; это значит, что все системы, все учения, которые не дадут ничего хорошего для человечества, пропадут; что все люди, добровольно бесполезные, не использовавшие средства, заключавшиеся в них, подвергнутся той же участи, что и бесплодная смоковница.
       §287. Медиумы - это посредники для сообщений духов; они заменяют матерьяльные органы, недостающие духам, чтобы передавать нам их поучения; вот почему медиумы одарены для этого соответствующими способностями. В наше время социального обновления они имеют особую миссию: это деревья, долженствующие дать духовную пищу своим братьям; число их умножилось для того, чтобы пища была обильна; они находятся везде, во всех странах, во всех слоях общества, между бедными и богатыми, между великими и малыми для того, чтобы не было обиженных и чтобы доказать людям, что все призванны. Но если они не пользуются данными им драгоценными способностями для цели, назначенной Провидением, если они их обращают на вещи ничтожные или вредные, если пользуются ими для мирских выгод, если вместо здоровых плодов дают нездоровые, если отказываются сделать их полезными для других, если не извлекают пользы для своего улучшения, то они подобны бесплодной смоковнице. Бог отнимет у них ставший бесполезным в их руках дар, семя которого они не умеют сделать плодотворным, и предоставит их в жертву злым духам.

НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВ

Вера - мать надежды и милосердия

       §288. "Для того, чтобы быть плодотворной, вера должна быть активной, она не должна притупляться. Как мать всех добродетелей, ведущих к Богу, она должна внимательно наблюдать за развитием порождаемых ею дочерей.
       Надежда и милосердие являются следствием веры; эти три добродетели составляют нераздельную троицу. Разве не вера даёт надежду увидеть исполнение обещаний Господа: не имея веры, чего ждёте вы? Разве не вера даёт любовь: не имея веры, какую благодарность можете вы чувствовать, а следовательно, какую любовь?
       Вера - восхитительное Божие вдохновение - пробуждает все благородные наклонности, ведущие человека к добру; это основание возрождения. Надо, значит, чтобы это основание было крепко и прочно, так как если малейшее сомнение колеблет его, то что же станется с постройкой, воздвигаемой на нём? Воздвигайте же здание на несокрушимом фундаменте; пусть вера ваша будет сильнее, чем софизмы и насмешки неверующих, так как вера, не пренебрегающая людскими странностями, не есть истинная вера.
       Искренняя вера увлекательна и заразительна; она передаётся не имеющим её и даже не желающим её; она находит убедительные слова, проникающие в душу, тогда как вера мнимая имеет только громкие слова, оставляющие холод и равнодушие. Проповедуйте вашу веру примером для того, чтобы передать её людям; проповедуйте примером ваших поступков, чтобы они видели заслугу веры; проповедуйте своей несокрушимой надеждой, чтобы они видели доверие, которое укрепляет и заставляет даже презирать все разочарования жизни.
       Имейте же веру во всё, что она имеет прекрасного и хорошего, в её чистоту, в её рассудительность. Не принимайте бесконтрольной веры - слепой дочери слепоты. Любите Бога, но знайте, почему вы Его любите; верьте Его обещаниям, но знайте, почему вы им верите; следуйте нашим советам, но отдавайте себе отчёт в цели, которую мы вам указываем, и в средствах, которые мы вам даём для её достижения. Верьте и надейтесь, никогда не слабея: чудеса - это дело веры."

Иосиф, дух-покровитель. Бордо, 1862г.

Вера Божественная и вера человеческая

       §289. "Вера - это врождённое в человеке чувство о его будущих судьбах; это сознание, что он имеет громадные дарования, зародыш которых заложен в нём и находится сначала в скрытом состоянии, и что он должен развивать и увеличивать его силой своей деятельной воли.
       До сих пор вера понималась только с религиозной стороны, так как Христос превознёс её как могущественный рычаг и так как на него смотрели как на главу религии; но Христос, совершавший действительные чудеса, показал этими самыми чудесами, чего может достичь человек, имея веру, то есть желание хотеть и уверенность, что это желание может быть исполнено. Апостолы по его примеру разве не делали чудес? Чем же были эти чудеса, как не естественными явлениями, причина которых не была известна тогдашним людям, но которые в большинстве случаев объясняются теперь и будут совсем поняты при изучении Спиритизма и магнетизма.
       Вера бывает человеческая или божественная, смотря по тому, применяет ли человек свои дарования к нуждам земным или к своим небесным и будущим стремлениям. Гениальный человек, преследующий исполнение какого-нибудь большого предприятия, достигает цели, если имеет веру, так как он сознаёт, что может и должен достичь цели, а такая уверенность даёт ему громадную силу. Человек добродетельный, верящий в небесное будущее, желает наполнить свою жизнь благородными и прекрасными поступками, черпает в своей вере, в уверенности, в счастье, ожидающем его, необходимую силу, и тут опять совершаются чудеса милосердия, преданности и самоотвержения. Наконец, при вере нет тех дурных наклонностей, которых нельзя было бы победить.
       Магнетизм служит одним из наилучших доказательств могущества веры, проявляемой в действиях. При помощи веры исцеляют и производят удивительные феномены, которые раньше причислялись к чудесам.
       Я повторяю, что вера бывает человеческая и божественная. Если бы все воплощённые были убеждены в силе, которая заключается в них и если бы они пожелали, чтобы воля их была к услугам этих сил, они были бы в состоянии исполнять то, что до сих пор называлось "чудесами", а в действительности является только простым развитием человеческих способностей."

Дух-покровитель. Париж, 1863г.


1 Во французском тексте помещён, надо полагать по ошибке, текст "Евангелия от Марка", гл.XI, ст. 12-14 и 20-23, вместо приводимой здесь притчи. (Примеч. переводчика)