Будут лжехристы и лжепророки

Глава Двадцать Первая

БУДУТ ЛЖЕХРИСТЫ И ЛЖЕПРОРОКИ

Дерево узнаётся по плодам - Миссии пророков - Знамения пророков - Не всем духам верьте - Лжепророки - Отличительные признаки истинного пророка - Лжепророки в состоянии скитальчества - Иеремия и лжепророки

Дерево узнаётся по плодам

       §295. Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Ибо всякое дерево познаётся по плоду своему; потому что не собирают смокв с терновника, и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое: ибо от избытка сердца говорят уста его. ("Еванг. от Луки", гл. VI, ст. 43-45.)
       §296. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их. ("Еванг. от Матф.", гл. VII, ст. 15-20.)
       §297. Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят. И многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь: претерпевший же до конца спасётся. Тогда, если кто скажем вам: "Вот, здесь Христос", или "Там", - не верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. ("Еванг. от Матф.", гл. XXIV, ст.4, 5, 11, 12, 13, 23, 24; "Еванг. от Марка", гл. ХIII, ст. 5, 6, 21, 22.)

Миссия пророков

       §298. Пророкам обыкновенно приписывают дар открывать будущее, так что слова пророчества и предсказания стали синонимами. В евангельском смысле слово пророк имеет более широкий смысл; под ним подразумевается всякий, посланный Богом с миссией наставлять людей и открывать им вещи, скрытые от них, и тайны духовной жизни. Человек, стало быть, может быть пророком, и не предсказывая будущего; этой мысли придерживались евреи времён Иисуса; вот почему, когда его привели к первосвященнику Каиафе, книжники и старейшины, собравшись, плевали ему в лицо, били кулаками и давали пощёчины, говоря: "Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?". Впрочем, случалось, что пророки, по интуиции или по откровению свыше получали предвидение будущего для предостережения людей; так как предсказанное ими исполнялось, то на дар предсказания будущего стали смотреть как на один из атрибутов пророка.

Знамения лжепророков

       §299. Восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Эти слова поясняют истинный смысл слова "знамения". В теологическом смысле знамения и чудеса являются феноменами, исключительными и находящимися вне законов природы. Законы природы установлены одним Богом. Он может, без сомнения, их изменять, если Ему угодно, но простой здравый смысл говорит, что Он не может дать созданиям низшим и порочным власти равной Своей, а тем более власти изменять то, что Он сотворил. Иисус не мог освятить этот принцип. Если же по смыслу, приписываемому его словам, Дух зла может совершать такие знамения, что даже избранные ими прельстятся, то из этого следует, что знамения и чудеса не составляют исключительной привилегии посланных Богом и ничего не доказывают, так как чудеса святых ничем не отличаются от чудес демона. Надо искать более правильного смысла в этих словах.
       В глазах невежественного профана всякий феномен, причина которого не известна, является сверхъестественным, удивительным и чудесным; раз же причина известна, то нужно признать, что явление, каким бы необычным оно ни казалось, служит следствием закона природы. Таким образом, круг явлений сверхъестественных суживается по мере расширения кругозора науки. С давних времён люди эксплуатировали самолюбия, выгоды и положения ради некоторые свои знания с тем, чтобы придать себе престиж сверхчеловеческого могущества или воображаемой Божественной миссии. Они-то именно и суть лжехристы и лжепророки. Распространяющиеся знания убивают доверие к ним, и поэтому число их уменьшается по мере просвещения людей. Возможность производить то, что в глазах некоторых людей сходит за чудо, вовсе не служит признаком Божественной миссии, так как оно является следствием знаний, которые каждый может приобрести, или следствием специальных органических способностей, которыми может обладать как самый недостойный, так и самый достойный. Истинный пророк узнаётся по признакам более серьёзным и исключительно нравственным.

Не всем духам верьте

       §300. Возлюбленные мои, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. ("1-е Посл. Иоанна", гл. IV, ст.1.)
       §301. Спиритические явления не только не поддерживают лжехристов и лжепророков, как то утверждают некоторые, но, напротив, наносят им последний и сокрушительный удар. Не требуйте от Спиритизма чудес и знамений, так как он формально объявляет, что их вовсе не производит: подобно тому, как физика, химия, астрономия, геология явились открыть законы мира матерьяльного, Спиритизм явился открыть другие неизвестные законы, управляющие отношениями мира телесного и мира духовного; законы эти суть такие же законы природы, как и открытые науками. Давая объяснения известного порядка явлений, не понятных до сих пор, Спиритизм разрушает остатки веры в чудесное. Желающие же эксплуатировать эти явления для своей выгоды, выдавая себя за мессий, посланных Богом, не смогут долго злоупотреблять доверчивостью людей и скоро будут разоблачены. Наконец, как это было уже сказано, одни только феномены ничего не доказывают: миссия подтверждается проявлениями нравственными, которые не надо обнаруживать первому встречному. Один из результатов развития спиритической науки заключается в исследовании причин известных явлений: Спиритизм поднимает завесу перед многими тайнами. Одни только предпочитающие мрак свету имеют интерес бороться с ним, но истина подобна солнцу: она рассеивает самый густой туман.
       Спиритизмом обнаруживается другая категория лжепророков и лжехристов, гораздо более опасная, находящаяся не между людьми, а между развоплощёнными: это духи-обманщики, лицемеры, гордецы и лжеучёные, перешедшие с Земли в состояние скитальчества (блуждания); они присваивают себе уважаемые имена для того, чтобы под скрывающей их маской проводить самые разнообразные и невероятные идеи. Пока медиумические отношения не были известны, они действовали не так явно, а только при помощи вдохновения и бессознательного медиумизма, говорящего или слухового. Во все времена число выдававших себя за некоторых древних пророков, за Христа, за Марию - Мать Христа - и даже за самого Бога было велико, но особенно значительно оно в последнее время. Апостол Иоанн предостерегает от них, говоря: "Возлюбленные мои, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире." Спиритизм даёт средство испытать их, указывая характер сообщений, по которому узнаются добрые духи: они всегда нравственны и никогда не бывают матерьяльны.1 Слова Христа: "Дерево узнаётся по плодам его: хорошее дерево приносит хорошие плоды, а дурное дерево - дурные" - особенно применимы при распознавании добрых и злых духов. О духах надо судить по качеству их произведений, как о дереве судят по качеству его плодов.

НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВ

Лжепророки

       §302. "Если вам говорят: "Христос здесь", не идите туда; напротив, будьте осторожны, так как лжепророки будут многочисленны. Разве вы не видите, что листья смоковницы начинают белеть; разве вы не видите многочисленных побегов, ожидающих времени цвета, а Христос не сказал ли вам: дерево узнаётся по плодам его? Стало быть, если плоды горьки, вы считаете, что дерево плохо; но если они сладки и здоровы, вы говорите: ничто чистое не может выйти из дурного ствола.
       Вот каким образом, братья мои, вы должны судить; вы должны изучать произведения духов. Если выдающие себя за наделённых Божественным могуществом выказывают все признаки подобной миссии, т.е. обладают в самой высокой степени христианскими и вечными добродетелями: милосердием, любовью, снисходительностью, добротой, услаждающей все сердца; если они подтверждают слова поступками, в таком случае вы можете сказать: вот они-то действительно посланы Богом.
       Но остерегайтесь сладких речей, остерегайтесь книжников и фарисеев, молящихся в публичных местах и облачённых в длинные одежды. Остерегайтесь претендующих на исключительное и единственное обладание истиной!
       Нет, Христа там нет, так как посылаемые им для распространения его святого учения и для преобразования своего народа будут главным образом кротки и смиренны сердцем по примеру Учителя. Те, которые должны своим примером и советами спасти человечество, идущее к гибели и блуждающее по извилистым путям, будут особенно скромны и смиренны. Каждого, обнаруживающего хоть искру гордыни, избегайте как чумы, заражающей всё, к чему она прикасается. Помните, что всякое создание носит на своём челе и особенно в своих поступках печать своего величия или падения.
       Идите же, мои возлюбленные дети, идите без колебания, без задней мысли по благословенному пути, избранному вами. Идите, идите всегда без страха; мужественно устраняйте всё, могущее помешать вашему шествию к вечной цели. Путники, вы уже недолго будете находиться во мраке и среди мучительных испытаний, если позволите вашим сердцам итти навстречу чудному Учению, открывающему вам вечные законы и удовлетворяющему все стремления души вашей к неизвестному. Отныне вы можете придать плоть тем лёгким, воздушным духам, проходившим перед вами во сне; они, эфемерные, могли только очаровывать ваш ум, но ничего не говорили сердцу вашему. Теперь, друзья мои, смерть исчезла и уступила место лучезарному ангелу, знакомому вам ангелу свидания и примирения! Теперь вам, хорошо исполнившим труд, предназначенный Создателем, нечего бояться Его правосудия, так как Он - Отец и всегда прощает Своим заблудшим детям, просящим пощады. Продолжайте же, подвигайтесь беспрерывно; пусть вашим девизом будет прогресс - всесторонний прогресс, до тех пор, пока вы наконец не достигните того счастливого предела, где вас ждут все, предшествовавшие вам."

Св.Людовик. Бордо, 1861г.

Признаки истинного пророка

       §303. "Остерегайтесь лжепророков. Это предостережение полезно во все времена, но особенно в моменты переходные, как сейчас, когда совершается преобразование человечества и многие честолюбцы и интриганы выставляют себя реформаторами и мессиями. Этих-то именно самозванцев надо остерегаться, и каждый честный человек должен их изобличать. Вы спросите, конечно, как можно их узнать? Вот их признаки.
       Командование армией поручается только генералу, знающему и способному командовать ею; думаете ли вы, что Бог менее предусмотрителен, чем люди? Будьте уверены, что Он доверяет важные миссии только способным исполнить их, так как великие миссии - это тяжёлое бремя, могущее раздавить человека, слишком слабого. Вообще, полагается, чтобы учитель больше знал, чем ученик. Для того, чтобы заставить человечество подвинуться нравственно и умственно, нужны люди более превосходные в умственном и нравственном отношениях. Вот почему лишь совершенные духи, доказавшие свои достоинства в других существованиях, воплощаются с этой целью; если они не выше среды, в которой должны действовать, то их поступки не служат прогрессу.
       Приняв это, вы заключите, что истинный миссионер Бога должен оправдать миссию своим превосходством, добродетелями, результатом своих деяний и нравственным влиянием. Если он по своему характеру, добродетелям и уму стоит ниже принятой им на себя роли или личности, под именем которых он скрывается, то заключайте, что он только фигляр низшего разряда, не умеющий даже копировать своей модели.
       Ещё одно замечание: большинство истинных миссионеров Бога не сознают этого сами; они исполняют то, к чему призваны силой своего гения, обладающего тайным могуществом, вдохновляющего и направляющего их без их ведома, а не преднамеренно. Словом, истинные пророки обнаруживаются в поступках; их угадывают; между тем как лжепророки сами выдают себя за посланных Богом. Первые смиренны и скромны; вторые горды и честолюбивы; они говорят высокомерно и, как все лжецы, выражают опасение, что им не поверят.
       Встречались подобные самозванцы, выдававшие себя за учеников Христа или за самого Христа, и, к стыду человечества, надо сказать, что они нашли людей доверчивых, которые поддались подобному обману. Между тем одно наблюдение, совершенно простое, должно было бы открыть глаза самым слепым, а именно: Христос явился бы во всём своём могуществе и со всеми своими добродетелями, если бы он воплотился на Земле; было бы абсурдом допустить, что он ухудшился: как Бог перестал бы быть Богом, если отнять у него одно из его свойств, так и Христос не был бы Христом, если отнять у него одну из его добродетелей. Разве выдающие себя за Христа имеют все его добродетели? В этом-то и заключается вопрос: смотрите, исследуйте их мысли и поступки, и вы убедитесь, что им всего больше недостаёт отличительных качеств Христа: смирения и милосердия, тогда как они имеют то, чего у него не было: алчность и гордыню. Заметьте затем, что в настоящее время в разных странах есть несколько самозванных Христов, есть также несколько самозванных Илий, апостолов Иоаннов, Петров, и что, конечно, все они не могут быть действительно ими. Будьте уверены, что это люди, эксплуатирующие доверчивость и находящие удобным жить за счёт слушающих их.
       Остерегайтесь же лжепророков, особенно во время обновления, так как многие самозванцы назовутся посланниками Бога; они доставят себе лишь пустое удовлетворение на земле, но страшное наказание ждёт их, вы можете быть в этом уверены."

Эраст. Париж, 1862г.

Лжепророки в состоянии скитальчества

       §304. "Лжепророки находятся не только между воплощёнными; между гордыми духами их гораздо больше. Под ложным видом любви и милосердия они сеют раздоры и замедляют дело освобождения человечества; они проводят ему наперекор свои системы, которые заставляют принимать при посредстве своих медиумов, чтобы лучше подчинить тех, которыми они хотят злоупотреблять; чтобы придать больше веса своим теориям, они принимают на себя без всякого стеснения имена, произносимые людьми только с уважением.
       Это они посевают между кружками антагонизм, заставляющий их отдаляться и враждебно взирать друг на друга. Этого одного достаточно, чтобы их изобличить, так как поступая подобным образом, они сами дают доказательства своего самозванства. Слепы, стало быть, люди, попадающие в такую грубую ловушку.
       Но есть и другие средства, чтобы их узнать. Духи, к разряду которых они себя причисляют, должны быть не только очень добры, но, кроме того, в высшей степени дельны. Итак, разбирайте коренным образом их системы, руководствуясь здравым смыслом, и тогда вы убедитесь, что от них останется. Согласитесь сами, что если только дух указывает как на средство от бед человечества или способ к его преобразованию на меры вредные и смешные, если он излагает систему, противоречащую самым обыкновенным научным понятиям, - он может быть только невеждой и лжецом.
       С другой стороны, поверьте, что если истина не всегда оценивается отдельными личностями, то эта оценка делается здравым смыслом масс, в этом тоже заключается критерий.2 Если два принципа противоречат один другому, то действительную ценность представляет тот, который находит более отзвука и симпатии; действительно, было бы нелогично признать более верным то учение, число последователей которого уменьшается, чем то, число последователей которого увеличивается. Бог, желая, чтобы истина доходила до всех, не вверяет её ограниченному кругу; Он воспроизводит её в различных местах с тем, чтобы повсюду свет был рядом с мраком.
       Отталкивайте без жалости всех духов, выдающих себя за исключительных советчиков, проповедующих разъединение и уединение. Эти духи почти всегда бывают тщеславны и ограниченны и стремятся навязать себя слабым и доверчивым людям, расточая перед ними преувеличенные похвалы с тем, чтобы очаровать их и держать под своим влиянием. Чаще всего это заурядные духи, жаждущие власти, бывшие общественными или домашними деспотами при жизни; они желают опять иметь жертвы для того, чтобы тиранить их после смерти. Вообще остерегайтесь сообщений, носящих мистический и странный характер или предписывающих причудливые церемонии и поступки; подобные случаи дают всегда законный повод к подозрению.
       С другой стороны, верьте, что, когда истина должна быть открыта человечеству, она одновременно открывается во всех серьёзных кружках, имеющих серьёзных медиумов, а не в том или другом, минуя остальные. Ни один одержимый медиум не совершенен; признаком явного одержания медиума служит его способность получать сообщения только от одного-единственного духа, как бы этот последний высоко себя ни ставил. Следовательно, каждый медиум и каждый кружок, считающие себя привилегированными в отношении сообщений, получаемых ими, но, с другой стороны, подчиняющиеся интригам, мешающим точному изучению посланий, несомненно, находятся под влиянием характерного одержания, особенно если властвующий дух прикрывается именем, которое как духи, так и воплощённые должны уважать и почитать, ни в коем случае не позволяя его компрометировать.
       Несомненно, что, подвергая испытанию разума и логики все сообщения духов, легко будет отбросить заблуждения и бессмыслицу. Медиум может быть очарован, кружок тоже, но строгий контроль других кружков, приобретённые знания, высокий нравственный авторитет руководителей кружков, сообщения главных медиумов, в которых виден отпечаток логики и подлинности наших лучших духов, очень скоро произнесут свой приговор над лживыми и лукавыми сообщениями, исходящими от сборища злых и обманывающих духов."

Эраст, ученик Св.Павла, 1862г.

       Смотрите во Введении, раздел II, "Всеобщий контроль поучений духов", а также "Книгу Медиумов", гл. XXIII, "Об одержании".

Иеремия и лжепророки

       §305. Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слово пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: "Господь сказал: мир будет у вас". И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: "не придёт на вас беда". - Ибо кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его? Кто внимал слову Его и услышал? - Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. - Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: "мне снилось, мне снилось". Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца? - Если спросит у тебя народ сей или пророк или священник: "Какое бремя от Господа", то скажи им: "Какое бремя? Я покину вас, говорит Господь." ("Иеремия", гл. XXIII, ст. 16, 17, 18, 21, 25, 26, 33.)

       "По поводу этого места пророка Иеремии я хочу поговорить с вами, друзья мои. Бог, говоря устами его, сказал: рассказывают мечты сердца своего. Из слов этих ясно, что уже в ту эпоху шарлатаны и экзальтированные злоупотребляли даром пророчества и эксплуатировали его. Они, следовательно, злоупотребляли простой и почти слепой верой народа, предсказывая за деньги хорошее и приятное. Этого рода обман был довольно распространён у древних евреев, и легко понять, что бедный народ в своём невежестве не мог различать хорошего от дурного и почти всегда являлся одураченным этими так называемыми пророками, бывшими, в сущности, только самозванцами или фанатиками. Может ли быть что-нибудь более выразительное, чем слова: "Я не посылал пророков сих, а они сами побежали, Я не говорил им, а они пророчествовали?". Дальше говорится: "Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: "мне снилось, мне снилось"; этим Иеремия указывает на один из способов эксплуатации доверчивости, которую питали к ним. Масса, всегда легковерная, вовсе не думала оспаривать истину их мечтаний или их видений, она находила это совершенно естественным и всегда просила этих пророков говорить.
       После слов пророка послушайте мудрые советы апостола Иоанна, говорящего: "Не верьте всем духам, но испытывайте, от Бога ли они", так как между духами встречаются и такие, которым нравится обманывать, если представляется к этому случай. Обманутыми оказываются, конечно, медиумы, не принимающие достаточных предосторожностей. В этом заключается главный камень преткновения, о который в Спиритизме разбиваются особенно новички. Это служит для них испытанием, над которым они могут восторжествовать только при большой осторожности. Научитесь же прежде всего различать добрых и злых духов, чтобы самим не стать лжепророками."

Люоз, дух-покровитель. Карлсруэ, 1861г.


1 Для умения различать духов см. "Книгу Медиумов", гл. XXIV и след. (А.К.)
2 Этот критерий, как показала человеческая история в ХХ веке, к сожалению, не является достаточно надёжным. Предыдущие критерии имеют характер гораздо более объективный и универсальный. (Й.Р.)