Не разлучайте того, что Бог соединил

Глава Двадцать Вторая

НЕ РАЗЛУЧАЙТЕ ТОГО, ЧТО БОГ СОЕДИНИЛ

Нерасторжимость брака - Развод

Нерасторжимость брака

       §306. И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: "По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?". Он сказал им в ответ: "Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает." Они говорят Ему: "Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?". Он говорит им: "Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с жёнами вашими; а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведётся с женой своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведённой прелюбодействует." ("Еванг. от Матф.", гл. XIX, ст. 3-9.)
       §307. Неизменно только то, что происходит от Бога, всё же являющееся делом рук человека подвержено изменению. Законы природы одинаковы во все времена и во всех странах; законы человеческие изменяются с течением времени, сообразно с местностью и умственным прогрессом.1 В браке Божественное повеление заключается в соединении полов, чтобы возмещать существа умершие; но условия, управляющие этим союзом, принадлежат к порядку настолько человеческому, что нет во всём свете (и даже между христианами) двух стран, где они были бы совершенно одинаковы, и нет ни одной страны, где они не изменялись бы с течением времени. Из этого следует, с точки зрения гражданского закона, что то, что в одной стране и в определённую эпоху признаётся прелюбодеянием, в другой стране и в другую эпоху становится законным. Это происходит от того, что гражданский закон имеет целью управлять интересами семьи, которые изменяются согласно местным нравам и нуждам таким образом, что в некоторых странах церковный брак считается единственно законным, в других же довольствуются браком гражданским.
       §308. Наряду с Божественным законом матерьяльным, свойственным всем живым существам, соединением полов руководит ещё другой Божественный закон, неизменный, как все законы Бога, исключительно нравственный - это закон любви. Для того, чтобы взаимная привязанность супругов распространялась и на их детей и чтобы было двое воспитателей вместо одного, для проявления любви и заботы по отношению к детям и для их прогрессирования Бог пожелал, чтобы существа были соединены не только телесными узами, но и духовными. При обыкновенных условиях заключения брака разве считаются с этим законом любви? Совсем нет, сообразуются вовсе не с взаимной привязанностью, влекущей два существа одно к другому, а чаще всего обходят эту привязанность: ищут не удовлетворения сердца, а лишь гордости, тщеславия, корыстолюбия, словом, всех матерьяльных интересов. Если все эти условия соблюдены, брак находят соответственным, также если состояние вступающих в брак соответствует одно другому, говорят, что супруги подходят друг к другу и должны быть счастливы.
       Но ни гражданский закон, ни условия, заключаемые благодаря ему, не могут пополнить закона любви, если этот закон не играет главной роли в союзе. Результатом этого часто бывает, что соединённые насильно сами расходятся, присяга, произносимая ими у алтаря, становится клятвопреступлением, так как она в этом случае не более как избитая формула. Следствием этого являются несчастные союзы, кончающиеся тем, что они становятся преступными. Этого двойного несчастья при заключении браков можно было бы избежать, если бы из него не исключали единственного условия, освящённого Богом, - закона любви. Если Бог сказал: "Вы составите одну плоть", и если Иисус сказал: "Вы не разлучите того, что Бог соединил", то под этим должно подразумевать союз, заключённый согласно с неизменным законом Бога, а не с изменяемыми законами людей.
       §309. Стало быть, нет нужды в гражданском законе и надо вернуться к бракам естественным? Конечно, нет, цель гражданского закона - регулировать общественные отношения и интересы семьи согласно с требованиями цивилизации. Вот почему он полезен, необходим, но изменяем. Он предусматривает, что цивилизованный человек не может жить как дикарь; но ничто, решительно ничто не препятствует этому закону быть следствием закона Бога; препятствия к исполнению Божественного закона происходят не от гражданского закона, а от предрассудков. Предрассудки эти, хотя ещё очень живучие, потеряли уже свою власть у народов просвещённых; они совершенно исчезнут по мере развития нравственного прогресса, который откроет наконец глаза людей на бесчисленные бедствия, ошибки и даже преступления, являющиеся результатом союзов, заключённых единственно из матерьяльных расчётов. Придёт день, когда спросят себя: что человечнее, милосерднее и нравственнее, соединить ли два существа, не могущих жить вместе, или дать им свободу? Разве перспектива неразрывности цепей не увеличивает числа несчастных браков?

Развод

       §310. Развод является законом человеческим, имеющим целью законным образом разлучить то, что уже фактически разъединено. Он вовсе не противоречит закону Бога, так как исправляет только сделанное людьми и применяется лишь в тех случаях, когда не придерживаются Божественного закона. Если бы он противоречил этому закону, сама Церковь принуждена была бы смотреть как на вероломных на тех из глав Церкви, которые в силу своего собственного авторитета и во имя религии, предписывали в некоторых случаях развод; иногда это являлось бы двойным вероломством, так как совершалось ввиду единственно временных эгоистических интересов, а не с тем, чтобы удовлетворить закон любви.
       И сам Иисус не освящает абсолютной неразрывности брака. Не говорит ли он: "Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с жёнами вашими." Это означает, что со времени Моисея взаимная привязанность не составляла единственной цели брака, и развод стал необходимостью вследствие матерьяльных выгод. "Но, - прибавляет он, - сначала не было так"; это значит, что в начале люди не были ещё испорчены эгоизмом и гордостью, а жили согласно с Божескими законами, и союзы, основанные на симпатии, а не на тщеславии и честолюбии, не давали повода к разводу.
       Он идёт дальше, точно определяя, случай, когда можно допустить развод: этот случай - прелюбодеяние. Прелюбодеяние не существует там, где царствует взаимная и искренная привязанность. Правда, Христос запрещает жениться на разведённой жене, но нужно считаться с нравами и характером людей того времени. В этом случае закон Моисея предписывал побивать камнями; для изменения варварского обычая нужна была, по крайней мере, карательная мера, и Иисус находит её в бесчестии, вызываемым воспрещением вторичного брака. Это был, в некотором роде, гражданский закон, подчинённый другому гражданскому закону, но который, подобно всем законам этого рода, должен был подвергнуться испытанию временем.


1 "Время неизменно идёт вперёд, и все человеческие дела приобретают через полвека иную форму, так что учреждение, которое для 1800 года было совершенством, уже в 1850 году, может быть, станет преступным." (И.В.Гёте)
(Примеч.Й.Р.)