Ищите и обрящете

Глава Двадцать Пятая

ИЩИТЕ И ОБРЯЩЕТЕ

На Бога надейся, а сам не плошай - Взгляните на птиц небесных - Не старайтесь приобретать золото

На Бога надейся, а сам не плошай

       §348. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. ("Еванг. от Матф.", гл. VII, ст. 7-11.)
       §349. С земной точки зрения, положение: ищите и обрящете, аналогично следующему: на Бога надейся, а сам не плошай. Это принцип закона труда, а, следовательно, и закона прогресса, так как прогресс происходит от труда и так как труд вызывает деятельность сил и ума.
       Во время детства человечества человек применяет свой ум только для добывания пищи и средств, предохраняющих его от переменчивости погоды, а также для защиты против врагов. Бог дал ему, как преимущество над животными, беспрерывное стремление к лучшему, и это-то стремление толкает его на поиски средств улучшить своё положение, что ведёт его к открытиям, изобретениям, усовершенствованию науки, так как наука доставляет ему недостающее. Вследствие этих поисков ум его растёт, нравственность очищается; за потребностями тела следуют потребности ума; кроме матерьяльной пищи требуется пища духовная. Таким образом человек переходит от дикого состояния к цивилизованному.
       Но прогресс, совершаемый каждым человеком индивидуально за время его жизни, очень незначителен и даже в большинстве случаев незаметен; как же могло человечество прогрессировать без предсуществования и перевоплощения души? Если бы души уходили каждый день с тем, чтобы больше не возвращаться, то человечество беспрестанно бы обновлялось первобытными элементами и должно было бы всему занова учиться и всё занова начинать; не было бы причин тому, чтобы человек был теперь более совершенен, чем в начале существования мира, так как каждый рождённый должен был бы начинать труд сызнова. Душа, возвращающаяся с пройденным прогрессом и приобретающая каждый раз что-нибудь новое, переходит, таким образом, постепенно от варварства к матерьяльной цивилизации, а от этой последней к нравственной цивилизации. (См. гл. IV, §55.)
       §350. Если бы Бог освободил человека от физического труда, его члены атрофировались бы; если бы Он освободил его от умственного труда, ум его остался бы в младенческом состоянии, на степени животного инстинкта. Вот почему Бог сделал труд необходимостью для человека. Он сказал ему: "Ищи - и найдёшь; трудись - и получишь; таким путём ты будешь сыном твоих произведений, в этом будет твоя заслуга, и ты будешь награждён, сообразно с тем, что сделаешь."
       §351. В силу этого принципа духи не являются освобождать человека от труда и поисков, сообщая ему открытия и изобретения настолько готовыми, что ему оставалось бы только принять их, не давая себе труда задуматься, ни даже - нагнуться, чтобы поднять. Если бы это было так, то самый ленивый мог бы обогатиться, и самый невежественный стал бы учёным даровым путём; и тот и другой приписывали бы себе заслугу в том, чего они не делали. Нет, духи являются вовсе не для того, чтобы избавить человека от закона труда, а для того, чтобы показать цель, которой он должен достичь, и путь, ведущий к этому, говоря ему: "Иди - и ты дойдёшь. Ты найдёшь камни под ногами; смотри и отбрасывай их сам; мы дадим тебе необходимую силу, если ты захочешь пользоваться ею." ("Книга Медиумов", гл. XXVI, §291 и след.)
       §352. С нравственной точки зрения эти слова Иисуса означают: просите света, долженствующего освещать вам путь, и он будет вам дан; просите силы, чтобы не поддаваться злу, и вы её получите; просите помощи добрых духов, и они явятся помогать вам, и, подобно ангелу Товия, они будут руководить вами; просите добрых советов, и в них никогда не получите отказа; стучите в нашу дверь, и она отворится перед вами; но просите искренне, с верой, жаром и уверенностью; будте смиренны, а не высокомерны, так как без этого вы будете предоставлены своим собственным силам, и само падение ваше послужит вам наказанием за гордыню.
       Таков смысл слов: ищите и обрящете, толците и отверзется.

Взгляните на птиц небесных

       §353. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
       Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело - одежды?
       Взгляните на птиц небесных: оне не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
       И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как оне растут: не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
       Итак не заботьтесь и не говорите: "что нам есть?" или: "что пить?" или: "во что одеться?", потому что всего этого ищут язычники; и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом.
       Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы. ("Еванг. от Матф.", гл. VI, ст. 19-21, 25-34.)
       §354. Слова эти, принятые буквально, служили бы отрицанием всякой предусмотрительности, всякого труда, а, следовательно, всякого прогресса. Подобный принцип привёл бы человека к выжидательной пассивности; его физические и умственные силы остались бы бездеятельны; если бы таково было условие его нормального существования на Земле, он никогда не вышел бы из первобытного состояния, и если бы он возвёл это в действительный закон, то ему оставалось бы жить, ничего не делая. Иисус не мог иметь подобной мысли, так как она противоречила бы тому, что он говорил в других случаях, и самим законам природы. Бог создал человека без одежды и крова, но дал ему ум, чтобы добывать их. (Гл. XIV, §222; гл. XXV, §349.)
       Стало быть, в этих словах надо видеть только поэтическую аллегорию Провидения, никогда не покидающего тех, кто возлагает на Него своё упование, и желающего, чтобы люди со своей стороны трудились. Если Оно не всегда оказывает матерьяльную помощь, то зато внушает мысли, с помощью которых находятся средства выйти из затруднительного положения. (Гл. XXVII, §376.)
       Бог знает наши нужды и заботится о необходимом, но человек, ненасытный в своих желаниях, не всегда умеет довольствоваться тем, что имеет. Необходимое не удовлетворяет его, и он хочет излишка; тогда Провидение предоставляет его самому себе; часто он бывает несчастен по своей вине и за то, что не внимал предостерегающему его голосу совести. Бог предоставляет ему испытать последствия с тем, чтобы это послужило ему уроком на будущее. (Гл. V, §67.)
       §355. Земля производит достаточно для того, чтобы прокормить всех своих обитателей. Когда даваемым ею добром люди будут уметь распоряжаться согласно с законами справедливости, милосердия и любви к ближнему, когда братство воцарится между различными народами так же, как и между провинциями одного государства, тогда временный излишек одного возместит временный недостаток другого, и каждый будет иметь необходимое. Богач будет тогда считать себя как бы обладателем большого количества зёрен; если он раздаст их, то они дадут во сто крат больше и для него, и для других; но если он употребит эти зёрна для себя одного и если растратит и позволит потеряться излишку от того, что он не съест, они не принесут ничего, и их не хватит на всех; если он их спрячет в амбар, черви съедят их. Вот почему Иисус говорит: "Не собирайте сокровищ на земле, которые подвержены порче, но приготовляйте себе сокровища на небе, так как они вечны." Другими словами, не придавайте матерьяльным вещам более значения, чем сокровищам духовным, и умейте жертвовать первыми в пользу последних. (Гл. XVI, §§242 и след.)
       При помощи законов нельзя водворить милосердия и братства: если их нет в сердце, эгоизм подавит их; заставить их проникнуть в сердце это дело Спиритизма.

Не старайтесь приобретать золото

       §356. Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания.
       §357. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нём достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: "мир дому сему"; и если дом будет достоин, то мир ваш придёт на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома, или из города того, оттрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. ("Еванг. от Матф.", гл. Х, ст. 9-15.)
       §358. Слова эти, обращённые Иисусом к апостолам, когда он в первый раз посылал их возвестить добрую весть, не содержали в себе ничего удивительного для того времени: они согласовывались с патриархальными нравами Востока, где путешественник всегда находил приют под кровлей. Но тогда путешественники были редкостью; у современных нам народов увеличение путей сообщения создало новые нравы: прежние нравы встречаются теперь только в странах отдалённых, куда не проник ещё наш способ сообщений; и если бы Иисус пришёл теперь, он не мог бы сказать своим ученикам: "Отправляйтесь в путь без запасов."
       Помимо буквального значения, слова эти имеют очень глубокий нравственный смысл. Иисус учил своих учеников доверяться Провидению, и так как эти последние ничего не имели, то и не могли возбуждать алчности в принимающих их; этим путём можно было различать милосердных и эгоистов; потому он и говорит им: "наведывайтесь, кто в нём достоин, и там оставайтесь", т.е. кто настолько человеколюбив, чтобы принять путешественника, не имеющего чем заплатить, тот достоин слышать слова ваши; по их милосердию вы узнаете их.
       Что касается тех, которые не пожелают принять и слушать его учеников, то разве он велит ученикам проклинать их, сопротивляться им, употреблять насилие, чтобы убедить их? Нет, велит просто уйти оттуда и искать людей доброжелательных.
       То же самое проповедует теперь Спиритизм своим последователям: не насилуйте ничьей совести; не принуждайте никого оставлять своё верование, чтобы принять ваше; не предавайте анафеме думающих иначе, чем вы; принимайте приходящих к вам и оставляйте в покое отталкивающих вас. Помните слова Христа: "Прежде Небо силой бралось, а теперь кротостью." (Гл. IV, §§48, 49.)