Даром получили, даром давайте

Глава Двадцать Шестая

ДАРОМ ПОЛУЧИЛИ, ДАРОМ ДАВАЙТЕ

Дар исцеления - Платные молитвы - Торговцы, изгнанные из храма - Даровая медиумичность

Дар исцеления

       §359. Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. ("Еванг. от Матф.", гл. Х, ст.8.)
       §360. "Даром получили, даром давайте" - говорит Иисус своим ученикам; этим правилом он предписывает не заставлять платить за то, что даром получено; они даром получили способность лечить болезни и изгонять бесов, т.е. злых духов; этот дар был дан им Богом безвозмездно для облегчения страдающих и для распространения веры, и Он велит им не обращать это в предмет промысла, спекуляции и в средство заработка.

Платные молитвы

       §361. И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: "Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые под предлогом длинных молитв поедают домы вдов; они примут тем большее осуждение." ("Еванг. от Луки", гл. ХХ, ст. 45-47; "Еванг. от Марка", гл. XII, ст.39-40; "Еванг. от Матф.", гл. XXIII, ст. 14.)
       §362. Иисус говорит также: "Не заставляйте вовсе платить за молитвы; не поступайте так, как поступают книжники, которые под предлогом длинных молитв поедают домы вдов", т.е. завладевают чужим имуществом. Молитва - это акт милосердия, порыв сердца; заставлять платить за молитву, обращаемую к Богу за других, - это значит обращаться в платного посредника. Молитва в этом случае становится формулой, длину которой соразмеряют с получаемой суммой. Что-нибудь одно: или Бог соразмеряет, или не соразмеряет Свои милости с числом слов; если нужно много слов, то зачем же говорить мало или совсем их не говорить для того, кто не может платить? Ведь это недостаток милосердия. Если же достаточно одного слова, то излишек бесполезен; зачем же в таком случае заставлять за это платить? Это ведь вероломство.
       Бог не продаёт благодеяний, даруемых Им; зачем тот, кто не является даже раздавателем, кто не может ручаться за их получение, заставляет платить за просьбу, могущую остаться без результата? Бог не может соразмерять акт милости, доброты или правосудия, испрашиваемых у Его милосердия, с суммой денег; в противном случае, из этого следовало бы, что, если деньги не заплачены или если дано мало, правосудие, доброта и милость Бога должны прекратиться. Рассудок, здравый смысл и логика говорят, что Бог, абсолютное совершенство, не может вверять несовершенным созданиям права оплачивать Его правосудие. Правосудие Божие подобно солнцу, оно для всех: для бедняка так же, как для богача. Если считается ненормальным торговать милостями земного властелина, то разве более законно продавать милости Властителя вселенной?
       Оплачивание молитв имеет и другую дурную сторону: она заключается в том, что покупающий их считает себя всего чаще необязанным молиться, так как чувствует себя расквитавшимся, заплатив деньги. Известно, что духов трогает мысленное расположение интересующегося ими: какое же может быть рвение у того, кто, платя, предоставляет посреднику молиться за себя; какое же рвение может быть у этого посредника, если он передаёт своё поручение другому, этот - следующему и так дальше? Разве это не значит низвести силу молитвы до стоимости обращающейся монеты?

Торговцы, изгнанные из храма

       §363. Пришли в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронёс чрез храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: "Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов? А вы сделали его вертепом разбойников." Услышали это книжники и первосвященники и искали, как бы погубить Его; ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. ("Еванг. от Марка", гл. XI, ст. 15-18; "Еванг. от Матф.", гл. XXI, ст. 12-13.)
       §364. Иисус прогнал торговцев из храма: этим он осудил торговлю священными предметами под каким бы то ни было видом. Бог не продаёт ни Своего благословения, ни Своего прощения, ни входа в Царство Небесное; человек, стало быть, не имеет права заставлять платить за это.

Даровая медиумичность

       §365. Современные медиумы - потому что и апостолы были одарены медиумизмом - получили безвозмездно от Бога дар передавать людям наставления духов для того, чтобы указывать путь к добру и приводить к вере, но не для того, чтобы продавать слова, не принадлежащие им; эти слова не являются произведением их мысли, ни их исследования, ни их личного труда. Бог желает, чтобы свет являлся всем; Он не хочет, чтобы беднейший был лишён его и мог сказать: "У меня нет веры, так как я не мог заплатить за неё; я не имел утешения получить ободрение и свидетельство привязанности оплакиваемых мною, так как я беден." Вот почему медиумичность вовсе не есть привилегия и проявляется везде: заставлять платить за неё, значило бы отвращать её от цели, назначенной Провидением.
       §366. Кто знает условия, при которых сообщаются добрые духи, их отвращение ко всему, представляющему эгоистический интерес, и кто знает, как немного нужно, чтобы заставить их удалиться, тот никогда не допустит, чтобы Высшие Духи могли являться по требованию первого встречного, вызывающего их на сеанс. Разве не было бы профанацией призывать за деньги людей, уважаемых или любимых нами? Можно, конечно, при этом получать явления, но кто может поручиться в их действительности? Духи лёгкие, лживые, шаловливые и весь сброд низших духов, очень неразборчивых, являются всегда и готовы отвечать на вопросы, не заботясь об истине. Тот же, кто желает серьёзно сообщаться, должен и спрашивать серьёзно, затем должен узнать, какого рода симпатии у медиума к существам духовного мира. Первые условия для получения благосклонности добрых духов - это смирение, преданность, самоотвержение и самое абсолютное нравственное и матерьяльное бескорыстие.
       §367. Рядом с нравственным вопросом представляется существенное замечание ничуть не менее важное, происходящее от свойства самого дара. Серьёзная медиумичность не может быть и никогда не будет профессией не потому только, что она потеряла бы своё нравственное значение и скоро уподобилась бы ворожбе, но потому, что матерьяльное препятствие мешает этому; это способность вообще непостоянная, преходящая и изменчивая, на постоянное обладание которой никто не может рассчитывать. Для желающего эксплуатировать подобный дар этот источник дохода оказался бы не весьма ненадёжным: его могло бы не хватить в тот именно момент, когда он был бы наиболее нужен. Другое дело, способность, приобретённая трудом и упражнением и становящаяся вследствие этого собственностью: из неё естественным образом позволительно извлекать выгоду. Но медиумичность не есть ни искусство, ни талант, поэтому она не может быть профессией; она существует только вследствие содействия духов; если эти духи не являются, то больше и нет медиумичности, способность может оставаться, но она не может действовать. Нет ни одного медиума на свете, который мог бы поручиться в получении спиритического феномена в желаемый момент. Эксплуатировать медиумизм - это значит распоряжаться тем, что не в нашей власти. Утверждать противное - значит обманывать платящего; даже больше: распоряжаться не собой, а духами, душами умерших, содействие которых оценивается. Эта мысль инстинктивно отталкивает. Эта-то торговля, доведённая до злоупотребления, эксплуатация шарлатанства, невежества, легковерие и суеверие послужили мотивом к запрещению Моисея. Современный Спиритизм, понимая серьёзные стороны этого, также запретил подобную эксплуатацию и тем возвёл медиумизм на степень миссии." (См. "Книгу Медиумов", гл. XXVIII; "Рай и Ад", гл. XII.)
       §368. Медиумизм есть нечто священное и должен применяться свято, религиозно. Из всех родов медиумизма целительный медиумизм требует самого абсолютного исполнения этого условия. Врач отдаёт плоды своих изучений, которые он приобретает часто мучительными жертвами: магнетизёр отдаёт свой собственный флюид, нередко даже своё здоровье. Они могут оценивать свой труд, медиум же целитель передаёт оздоровляющий флюид добрых духов; он не имеет права продавать его. Иисус и апостолы, хотя и были бедны, не заставляли вовсе платить за исцеления, совершаемые ими.
       Пусть же не имеющий других средств к существованию ищет их в чём-нибудь ином, но не в медиумизме; пусть он посвящает ему, если нужно, только свободное время. Духи вознаградят его за преданность и за жертвы, тогда как от рассчитывающих пользоваться своим медиумизмом для собственной выгоды они удаляются.