Собрание спиритических молитв

Глава Двадцать Восьмая

СОБРАНИЕ СПИРИТИЧЕСКИХ МОЛИТВ

Вступление

       1. Духи всегда говорили: "Форма - ничто, мысль - всё. Пусть каждый молится согласно со своими убеждениями и тем способом, который его всего более трогает: одна хорошая мысль имеет больше значения, чем множество слов, когда сердце ими незатронуто."
       Духи не предписывают никакой абсолютной формулы для молитвы; если же они её дают, то для того, чтобы сосредоточить мысли, а особенно обратить внимание на некоторые принципы спиритического Учения. Они имеют целью притти на помощь тем, кто затрудняется в изложении своих мыслей, так как есть такие, которые не считают своей молитвы действительной, если их мысли не формулированы.
       Молитвы, собранные в этой главе, выбраны из тех, которые были продиктованы духами при разных обстоятельствах. Духи могли бы продиктовать другие и в других выражениях, приноровив их к известным понятиям или к особым случаям, но дело не в форме, если основная мысль та же. Цель молитвы заключается в том, чтобы направить нашу душу к Богу; различность формул не должна создавать никакой разницы между верующими в Бога, а тем более между последователями Спиритизма, так как Бог принимает все молитвы, если оне искренни.
       Надо, стало быть, смотреть на это собрание молитв не как на молитвенник совершенный, а как на выдержки из наставлений, даваемых духами. Оно служит применением принципов евангельской нравственности, развиваемой в этой книге, дополнением к продиктованному духами относительно обязанностей перед Богом и ближним. Тут напоминаются все принципы Учения.
       Спиритизм признаёт хорошими молитвы всех культов, если оне исходят из сердца, а не произносятся только устами; он ни одной не предписывает и ни одной не осуждает. Бог, по его понятию, слишком велик, чтобы отталкивать голос, молящий или воспевающий хвалу Ему, каким бы способом он её ни выражал. Если бы кто-нибудь стал хулить молитвы, которых нет в его молитвеннике, то показал бы этим, что не понимает величия Божия. Считать, что Бог придаёт значение форме, это значит приписывать Ему мелочность и страсти человечества.
       Главное условие молитвы, по мнению апостола Павла (гл. XXVII, §384), заключается в том, чтобы она была понятна, чтобы она говорила нашему уму; поэтому недостаточно произносить её на языке, понятном молящемуся: бывают молитвы на обиходном языке, говорящие уму не больше, чем молитвы на чуждом языке, и которые поэтому-то и не доходят до сердца; редкие мысли, содержащиеся в них, пропадают под излишком слов и мистицизмом языка.
       Главным свойством молитвы должны быть ясность, простота, краткость без лишних слов и красоты эпитетов, которые составляют только ложный блеск. Каждое слово должно иметь своё значение, возбуждать определённую мысль, затрагивать определённую струну; словом, молитва должна заставлять задуматься; только при этом условии молитва может достичь цели, в противном случае она - пустой звук. Обратите внимание, как рассеянно произносят молитвы в большинстве случаев: уста шевелятся, но выражение лица и голос показывают, что это акт механический, чисто внешний, в котором душа не участвует.
       Молитвы, собранные тут, разделены на пять категорий: 1) молитвы общие; 2) молитвы за себя; 3) молитвы за других; 4) молитвы за умерших; 5) молитвы за больных и одержимых.
       С целью обратить особое внимание на предмет каждой молитвы и позволить лучше понять значение её перед ними помещено предварительное наставление - нечто в роде изложения мотивов, под заглавием предисловия.

I. ОБЩИЕ МОЛИТВЫ

Молитва Господня

       2. Предисловие. Духи советовали поместить Молитву Господню в начале этого собрания молитв, не только как молитву, но как символ. Из всех молитв эту именно они ставят на первое место, как потому, что она исходит от самого Иисуса ("Еванг. от Матф.", гл. V, ст. 9-13.), так и потому, что она может заменить их все по смыслу, придаваемому ей. Это самый совершенный образец по краткости, это самое совершенное произведение по своей возвышенной простоте. Действительно, в сжатой форме она содержит все обязанности человека по отношению к Богу, к самому себе и ближним; она содержит исповедание веры, акт обожания и подчинения, просьбу о необходимом в жизни и правило милосердия. Произносить её за кого-нибудь - это значит просить для него о том, о чём просили бы для себя. Между тем именно вследствие её краткости глубокий смысл, заключающийся в немногих словах, её составляющих, ускользает от многих. Вот почему её произносят обыкновенно, не направляя мысли на значение каждой её части; её произносят как формулу, сила которой пропорциональна числу раз её повторения; почти всегда придерживаются кабалистических чисел: три, семь или девять, почерпнутых из древнего суеверного понятия о силе чисел и из обычая магических операций.
       Чтобы дополнить впечатление, оставляемое этой молитвой, к каждому прошению прибавлено объяснение, развивающее его мысль и указывающее на его применение согласно советам и при помощи благих духов. Смотря по обстоятельствам и располагаемому времени, можно говорить Молитву Господню обыкновенную или дополненную.1

       3. Молитва. - Отче наш, Сущий на небесах! Да святится имя Твоё, да наступит царство Твоё! Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на день нынешний и прости нам согрешения наши, как и мы прощаем согрешившим против нас. Не дай поддаться нам искушению, но избави нас ото зла. Ибо Твоё есть царство и сила, и слава во веки. Да будет так!

       I. Отче наш, Сущий на небесах! Да святится имя Твоё! - Отче наш, иже еси на небеси, да святится имя Твое!
       Мы верим в Тебя, Господи, ибо всё обнаруживает Твоё могущество и доброту. Гармония Вселенной свидетельствует о мудрости, предусмотрительности и благоразумии, превосходящих все человеческие способности. Имя Существа Высочайше Великого и Мудрого отражается во всех созданиях Творения, начиная с травки и самого маленького насекомого и кончая звёздами, плывущими в пространстве. Во всём мы видим доказательство отеческой заботливости; вот почему слеп тот, кто не восхваляет Тебя в Твоих творениях, горд тот, кто не прославляет Тебя, и неблагодарен тот, кто не воздаёт Тебе благодарности своими поступками.

       II. Да наступит царство Твоё! - Да приидет царствие Твое!
       Господи, Ты дал законы, полные мудрости и могущие дать людям счастье, если бы они их исполняли. При этих законах они могли бы достичь царства мира и справедливости. Они взаимно помогали бы друг другу, вместо того чтобы причинять вред, как делают это теперь. Сильные поддерживали бы слабых, вместо того чтобы притеснять их; они избежали бы всех бед, порождаемых злоупотреблениями и всякого рода излишествами. Все несчастия на нашей земле происходят вследствие нарушения Твоих законов, так как нет ни одного нарушения, которое не имело бы своих неизбежных последствий.
       Животному Ты дал инстинкт, указывающий ему границы необходимого, и оно сообразуется с ним машинально; но человека, кроме этого инстинкта, Ты наделил умом; Ты ему дал также свободу соблюдать или нарушать Твои законы, лично к нему относящиеся, т.е. выбирать между добром и злом для того, чтобы за ним оставалась заслуга и ответственность за свои поступки.
       Никто не может ссылаться на незнание Твоих законов, так как в Своём отеческом предвидении Ты желал, чтобы эти законы были начертаны в совести каждого без различия культа и нации. Нарушающие их не знают Тебя.
       Наступит день когда, согласно Твоему обещанию, все будут исполнять их. Тогда неверие исчезнет. Все признают Тебя, как верховного Господина всего, и господство Твоих законов создаст Твоё царство на Земле.
       Соблаговоли, Боже наш, ускорить наступление его, дав людям необходимый свет, чтобы повести их по пути к истине.

       III. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. - Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
       Если повиновение составляет долг сына по отношению к отцу, низшего по отношению к высшему, то насколько же этот долг должен быть выше у создания по отношению к своему Создателю! Творить волю Твою, Господи, это значит соблюдать Твои законы и без ропота подчиняться Твоим Божественным распоряжениям. Человек подчинится этому, когда поймёт, что Ты - источник всяческой мудрости, что без Тебя он ничего не может; тогда он будет исполнять Твою волю на Земле, как избранные исполняют её на Небе.

       IV. Хлеб наш насущный дай нам на день нынешний. - Хлеб наш насущный даждь нам днесь.
       Дай нам пишу для поддержания нашего тела; дай нам также пищу духовную для развития нашего духа. Животные находят себе пастбища, но человек должен добывать пропитание своей деятельностью и при помощи ума, так как Ты создал его свободным.
       Ты сказал ему: "Ты будешь зарабатывать хлеб твой в поте лица твоего"; этим Ты обязал его трудиться для того, чтобы он упражнял свой ум в поисках за средствами, чтобы заботился о необходимом и о благосостоянии своём. Труд одних матерьялен, а других - интеллектуален; без труда человек не пошёл бы вперёд и не мог бы стремиться к счастью Высших Духов.
       Ты помогаешь человеку доброй воли, полагающемуся на Тебя в необходимом, но не тому, который предаётся праздности и желает получить всё без труда, и не тому, который ищет излишка. (Гл. XXV.)
       Сколько есть таких, которые падают по своей ошибке, беспечности, непредусмотрительности, из-за честолюбия, а также потому, что они не хотели довольствоваться тем, что Ты им дал! Они-то и являются творцами своей собственной бедности и не имеют права жаловаться, так как наказаны тем, чем сами согрешили. Но и этих даже Ты не покидаешь, ибо Ты бесконечно милосерд. Ты им протягиваешь руку помощи, как только они, подобно блудному сыну, искренно каются перед Тобой. (Гл. V, §67.)
       Прежде чем жаловаться на нашу судьбу, спросите себя, не сами ли мы её создали; при всяком несчастии, встречающем нас, спросим себя, не от нас ли зависело избежать его; но при этом скажем себе, что Бог ведь дал нам ум, чтобы выйти из затруднения, и что от нас зависит пользоваться этим умом.
       Так как закон труда является необходимым условием жизни человека, то дай нам мужество и силы исполнить его; дай нам также осторожность, предусмотрительность и умеренность, чтобы труд наш был продуктивен.
       Дай нам, Господи, хлеб наш насущный, т.е. средства приобрести трудом необходимое для жизни, так как никто не имеет права требовать излишка.
       Если труд для нас невозможен, то мы полагаемся на Твоё Божественное Провидение.
       Если в Твои предначертания входит, несмотря на наши старания, испытать нас самыми тяжёлыми лишениями, мы примем его, как справедливое искупление за свои ошибки, которые мы совершили в этой жизни или в предшествовавшей, так как Ты правосуден. Мы знаем, что нет незаслуженного наказания и что Ты никогда не наказываешь без причины.
       Избави нас, о Боже, от зависти к обладающим тем, чего у нас нет, и к пользующимся излишком, тогда как у нас нет необходимого. Прости им, если они забывают закон любви к ближнему и милосердия, данный Тобой. (Гл. XVI, §243.)
       Удали из нашего ума мысль об отрицании Твоей справедливости при виде благоденствия злых и несчастия, преследующего иногда хорошего человека. Нам известно теперь благодаря новым знаниям, которые Тебе угодно было даровать нам, что Твоё правосудие всегда приводится в исполнение и никого не минует; что благосостояние злого так же эфемерно, как и его телесное существование, и что наступит возмездие, тогда как радость, ожидающая покорно страдающего, будет вечна. (Гл. V, §§70, 72, 75, 81.)

       V. И прости нам согрешения наши, как и мы прощаем согрешившим против нас. - И остави нам долги наша, яко и мы оставляем должникам нашим.
       Каждое наше нарушение Твоих законов является согрешением и долгом Тебе, за который рано или поздно нам придётся расплатиться. Мы просим Тебя, во имя Твоего бесконечного милосердия, простить нам согрешения, обещая употребить старания, чтобы не делать новых.
       Ты поставил милосердие как исключительный закон; но милосердие не заключается только в том, чтобы помогать ближнему в нужде; оно состоит также в забвении и прощении обид. По какому праву можем мы ждать Твоей снисходительности, если сами не прощаем обидевшим нас?
       Дай нам, Боже, силы подавить в нашей душе всякое чувство злопамятства, ненависти и мести; сделай так, чтобы смерть не застигла нас с чувством мести в сердце. Если Тебе угодно призвать нас даже сегодня, сделай так, чтобы мы могли предстать перед Тобой чистыми от всякой вражды, по примеру Христа, последними словами которого была молитва за палачей. (Гл. Х.)
       Преследования, которым нас подвергают злые люди, составляют часть наших земных испытаний; мы должны принимать их без ропота, как все другие испытания; не проклинать тех, злоба которых подготовляет нам путь к вечному блаженству, ибо Ты сказал нам устами Христа: Блаженны страдающие за правду! Будем же благословлять руку, поражающую и унижающую нас, ибо телесные увечья укрепляют душу, и мы будем возвеличены за наше смирение. (Гл. XII, §185.)
       Да будет благословенно имя Твоё, Господи, за то, что Ты открыл, что судьба наша вовсе не решается бесповоротно после смерти и что мы будем иметь возможность в других существованиях искупить и исправить наши прошедшие ошибки, исполнив в новой жизни то, чего мы не могли сделать для нашего улучшения в этой. (Гл. IV; гл. V, §68.)
       Этим объясняются все кажущиеся аномалии жизни, это свет, озаривший наше прошедшее и будущее, блестящее доказательство Твоей бесконечной доброты!

       VI. Не дай поддаться нам искушению, но избави нас ото зла.2
       Дай нам, Господи, силу противостоять искушениям злых духов, которые покушались бы совратить нас с пути добра, внушая нам дурные мысли.
       Но мы сами - духи несовершенные, воплощённые на земле, чтобы искупать прошлые ошибки и улучшаться. Первопричина зла в нас самих, и злые духи только пользуются нашими дурными наклонностями, в которых они удерживают нас, чтобы искушать.
       Каждое несовершенство представляет собой открытый вход для их влияния, тогда как они бессильны и отказываются от всякого посягательства на существа совершенные. Всё, что мы можем сделать для того, чтобы удалить их, бесполезно, если мы не противопоставим им несокрушимое желание добра и абсолютное отречение от зла.
       Мы, таким образом, должны направить наши усилия на самих себя, и тогда злые духи удалятся естественным путём, так как зло привлекает их, тогда как добро отталкивает. (См. дальше "Молитвы за одержимых".)
       Господи, поддержи нас в нашей слабости; внуши нам при помощи наших ангелов-хранителей и добрых духов желание исправиться от недостатков, чтобы прекратить доступ злым духам к нашим душам. (См. N11.)
       Зло вовсе не Твоё произведение, Господи, так как источник всего хорошего не может производить ничего дурного; мы сами создаём его, нарушая Твои законы и делая дурное употребление из свободы, данной нам Тобою. Когда люди станут соблюдать Твои законы, зло исчезнет с Земли, как оно уже исчезло в мирах более совершенных.
       Зло не составляет фатальной необходимости ни для кого, и оно представляется неотразимым только для тех, кто охотно ему поддаётся. Если у нас есть желание творить зло, то у нас может также быть желание творить добро; вот почему, Боже, мы просим Твоей и добрых духов помощи для противодействия искушению.

       VII. Ибо Твоё есть царство, и сила, и слава во веки. Да будет так! - Яко Твое есть царствие, и сила, и слава во веки. Аминь!
       Удостой, Господи, чтобы наши желания исполнились! Но мы преклоняемся перед Твоей бесконечной мудростью. Во всём, чего нам не дано понять, пусть творится Твоя святая воля, а не наша, ибо Ты желаешь нам добра и Ты знаешь лучше нас, что нам полезно.
       Мы обращаемся к Тебе, Боже, с этой молитвой за нас самих; мы обращаемся с ней к Тебе за всех страждущих духов, воплощённых и развоплощённых, за наших друзей и врагов, за всех, просящих нашей помощи, а в частности за N.
       Мы призываем на всех Твоё благословение и милосердие.
       Примечание. Тут можно упомянуть о том, за что хотят благодарить Бога и чего хотят просить для себя и для других. (См. след. молитвы, NN26, 27.)

Молитвы на спиритических собраниях

       4. Где двое или трое собрано во имя Моё, там Я посреди них. ("Еванг. от Матф.", гл. XVIII, ст. 20.)
       5. Предисловие. Собраться во имя Иисуса не значит, что достаточно соединиться матерьяльным способом, но нужно, чтобы соединение было духовное, чтобы была общность мыслей, направленных к добру; в этом случае между собравшимися находится сам Иисус или чистые духи, заменяющие его. Спиритизм показывает нам, каким образом духи могут быть между нами. Они присутствуют своим флюидическим или духовным телом в таком виде, который мы могли бы видеть, если бы они стали видимы. Чем они выше, тем больше сила их сияния; они обладают даром вездесущности и могут находиться одновременно в нескольких местах; для этого достаточно одного луча их мысли.
       Этими словами Иисус хотел показать, какое действие имеют союз и братство. Не большее или меньшее число людей привлекает его, так как вместо "двое или трое" он бы сказал десять или двадцать, но чувство милосердия, воодушевляющее их, для чего достаточно и двух. Если из этих двух каждый сам по себе молится и даже обращается к Иисусу, но между ними вовсе нет общности мысли и ими не руководит чувство взаимного доброжелательства, если они относятся друг к другу с ненавистью, то флюидическое истечение их мыслей отталкивается вместо того, чтобы сливаться в общем порыве симпатии; тогда они вовсе не собраны во имя Иисуса; Иисус служит только предлогом собрания, но не действительной побудительной причиной. (Гл. XXVII, пргф.377.)
       Это не значит, что он остаётся глух к голосу одного человека; если он не сказал: "Я приду к каждому, призывающему меня", то только потому, что он желал прежде всего любви к ближнему, доказательств которой скорее можно дать, будучи в числе нескольких лиц, чем одному, и что всякое эгоистичное чувство его удаляет. Из этого следует, что если в многолюдном собрании, хотя бы только двое или трое сердечно соединены чувством истинного милосердия, тогда как другие сосредоточились бы на эгоистических или светских мыслях, то он будет с первыми, а не с последними. Не одновременность слов, песен и внешних обрядов составляет собрание во имя Иисуса, но общность мыслей, сходных в духе милосердия, олицетворением которого служит Иисус. (Гл. Х, пргф.152, 153; гл. XXVII, пргф.370, 371, 372.)
       Таков должен быть характер серьёзных спиритических собраний, на которых искренно желают содействия добрых духов.

       6. Молитва перед началом собрания. - Просим Тебя, Господа Бога Всемогущего, прислать нам на помощь добрых духов и удалить тех, которые могли бы ввести нас в заблуждение, просим дать нам необходимое понимание, чтобы отличать истину от обмана.
       Удали, Боже, духов недоброжелательных, воплощённых или развоплощённых, которые могли бы внести разъединение между нами и отвратить нас от милосердия и любви к ближнему. Если бы некоторые из них захотели явиться сюда, то пусть они не найдут отзвука в сердце ни одного из нас.
       Вы, добрые духи, которые соблаговолите притти наставлять нас, сделайте нас покорными вашим советам; отвратите нас от всякой эгоистической, горделивой, завистливой и ревнивой мысли; внушите нам снисходительность и доброжелательность в отношении наших ближних, присутствующих и отсутствующих, друзей и врагов; пусть ваше благотворное влияние скажется в тех чувствах, которые нас будут воодушевлять.
       Дайте медиумам, которым вы доверите передачу нам ваших поучений, сознание святости полномочия, доверенного им, и важности действия, которое они исполняют, для того чтобы внести необходимое усердие и сосредоточенность мыслей.
       Если в собрании найдутся личности, привлечённые чувствами, противоположными добру, откройте им глаза на свет; простите им, если они приходят с недоброжелательными намерениями, как мы им прощаем.
       Мы просим духа N., нашего духовного руководителя, помогать и покровительствовать нам.

       7. Молитва после собрания. - Благодарим добрых духов, пожелавших притти сообщиться с нами; просим их помочь нам привести в исполнение наставления, данные ими нам, укрепить нас настолько, чтобы, выходя отсюда, каждый из нас почувствовал себя способным для претворения добра и любви к ближнему.
       Мы одинаково желаем, чтобы эти наставления были полезны духам страждущим, невежественным и порочным, которые могли присутствовать на нашем собрании и на которых мы призываем прощение Бога.

Для медиумов

       8. И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши, дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут; и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. ("Деяния Апост.", гл. II, ст. 17, 18.)

       9. Предисловие. Господу угодно было, чтобы свет воссиял для всех людей и проник всюду при помощи голосов духов для того, чтобы каждый мог приобрести доказательство бессмертия; с этой целью духи появляются теперь во всех частях земного шара, и медиумизм, проявляющийся у лиц всех возрастов и положений, у мужчин и у женщин, у детей и у стариков, служит признаком исполнения предсказанного.
       Чтобы знать вещи мира видимого и открывать тайны природы, Бог дал человеку телесное зрение, чувства и специальные орудия: при помощи телескопа человек погружает свой взор в пространство, а при помощи микроскопа он открывает мир бесконечно малых величин. Чтобы человек мог проникнуть в мир невидимый, Он дал ему медиумизм.
       Медиумы - это посредники, которым поручается передавать людям поучения духов или, вернее, это матерьяльные органы, при посредстве которых духи могут дать людям понять себя. Миссия медиумов свята, так как целью здесь является открытие горизонта вечной жизни.
       Духи являются поучать людей относительно будущих судеб с тем, чтобы привести их на пусть добра, а не с тем, чтобы поощрять их самолюбие и корыстолюбие и избавить от матерьяльного труда, который они должны исполнить на земле для своего совершенствования. Этим-то должны хорошенько проникнуться медиумы, чтобы не злоупотреблять своим даром. Понимающий важность полномочий, которыми он облечён, исполняет их с религиозным чувством; совесть упрекала бы его, как за святотатственный поступок, преврати он в забаву или развлечение для себя или для других способность, данную с серьёзной целью и ставящую его в сношение с загробными существами.
       Медиумы, как толкователи поучений духов, должны играть значительную роль в происходящем нравственном преобразовании; услуги, которые они могут оказывать, зависят от хорошего направления, даваемого ими своим способностям, тогда как находящиеся на дурной дороге более вредны, чем полезны делу Спиритизма: дурным впечатлением, производимым ими, они замедляют обращение многих. Вот почему от них потребуется отчёт в употреблении, сделанном ими из дарования, данного для добра ближним.
       Медиум, желающий сохранить помощь добрых духов, должен работать над своим собственным улучшением: тот же, который желает, чтобы его способность развивалась и увеличивалась, должен сам расти нравственно и воздерживаться от всего, что могло бы отвратить его от цели, назначенной Провидением.
       Если добрые духи пользуются иногда недостойным орудием, то это для того, чтобы давать добрые советы и направлять медиумов к добру; если же они встречают зачерствелое сердце и их советов не слушают, то они удаляются, а дурные духи завладевают медиумами. (Гл. ХXIV, §§339, 340.)
       Опыт доказывает, что у тех, которые не пользуются советами, получаемыми от добрых духов, сообщения, произведя известное временное впечатление, ухудшаются понемногу и наконец вводят в заблуждения или становятся пустословными и смешными, а это несомненный признак удаления добрых духов.
       Получить помощь добрых духов, удалить легкомысленных и лживых - вот каково должно быть стремление серьёзных медиумов; без этого медиумичность становится бесполезной способностью, могущей даже послужить во вред обладающему ею, так как может перейти в опасное одержание.
       Медиум, понимающий свою обязанность, вместо того, чтобы гордиться не принадлежащей ему способностью, так как она может быть у него отнята, воздаёт Богу благодарность за хорошие сообщения, получаемые через него. Если эти сообщения заслуживают похвалы, он не хвастает ими, так как знает, что они не зависят от его личных качеств; он благодарит Бога, позволившего добрым духам проявляться через него. Если сообщения требуют критики, он не обижается, так как они не служат произведением его собственного духа; он говорит себе, что явился нехорошим орудием и что не обладает всеми нужными качествами, чтобы противостоять злым духам; поэтому-то он старается приобрести эти качества и молит о получении недостающей ему силы.

       10. Молитва. - Всемогущий Боже, позволь добрым духам помочь мне получить сообщение, о котором я молю Тебя. Охрани меня от самонадеянной мысли, что я не доступен дурным духам, от гордыни, могущей овладеть мной по поводу того, что я получаю, от всякого чувства, противоположного любви в отношении других медиумов. Если я буду введён в заблуждение, внуши кому-нибудь мысль предупредить меня, а мне отнестись к критике с благодарностью и принимать на свой счёт, а не на счёт других советы, которые пожелают продиктовать мне добрые духи.
       Если бы я вздумал злоупотреблять в чём бы то ни было или гордиться способностью, которою Тебе угодно было наделить меня, я прошу Тебя, лиши меня её, но не допусти, чтобы она изменила цели, назначенной Провидением и служащей для общего блага и для моего собственного нравственного совершенства.

II. МОЛИТВЫ ЗА СЕБЯ

Ангелам-Хранителям и Духам-Покровителям.

       11. Предисловие. У всех нас есть добрый дух, находящийся при нас с момента нашего рождения и взявший нас под своё покровительство. Он исполняет при нас миссию отца при ребёнке: вести по пути добра и прогресса через все испытания жизни. Он счастлив, если мы отвечаем на его заботливость, и скорбит, если мы падаем.
       Имя его должно мало интересовать нас, так как он может носить имя совсем неизвестное на Земле: мы должны призывать его, как нашего ангела-хранителя, нашего доброго гения; мы можем даже призывать его под именем какого-нибудь Высшего Духа, к которому мы чувствуем особую симпатию.
       Кроме нашего ангела-хранителя, которым бывает всегда Высший Дух, у нас есть духи-покровители, которые хотя и не так высоки, но тем не менее также добры и доброжелательны; это или родные, или друзья, или иногда особы, которых мы не знали в нашей теперешней жизни. Они помогают нам своими советами и своим вмешательством в наши поступки.
       Симпатизирующие нам духи - это те, которые привязываются к нам вследствие сходства вкусов и интересов; они могут быть дурные или хорошие, смотря по природе наклонностей, привлекающих их к нам.
       Духи-соблазнители стараются совратить нас с пути добра, внушая дурные мысли. Они пользуются всеми нашими слабостями, которые подобно открытым дверям, дают им доступ в нашу душу. Есть такие, которые набрасываются на нас, как на добычу, но они удаляются, как только убедятся, что бессильны бороться с нашей волей.
       Бог дал нам главного высшего руководителя в лице нашего ангела-хранителя, и второстепенных руководителей в лице духов-покровителей и родных; но не следует думать, что при нас есть насильно приставленный злой гений, чтобы противодействовать хорошим влияниям. Злые духи являются по собственному почину, если находят почву в нашей слабости или небрежности, с которой мы следуем внушению добрых духов. Это мы, стало быть, сами привлекаем их. Из этого следует, что мы никогда не лишаемся помощи добрых духов и что от нас зависит устранять злых. Вследствие своих несовершенств человек явлется первопричиной переносимых им несчастий и, таким образом, сам становится своим злым гением. (Гл. V, пргф.67.)
       Молитва ангелу-хранителю и духам-покровителям должна иметь целью просить об их посредничестве перед Богом и о том, чтобы они придавали нам силы для сопротивления искушениям и помогали в житейских нуждах.

       12. Молитва. - Духи мудрые и доброжелательные, посланники Божии, вы, миссия которых в том, чтобы помогать людям и вести их по пути добра, поддержите меня в испытаниях сей жизни, дайте мне силы перенести их безропотно, отвратите от меня дурные мысли и помогите не поддаться ни одному злому духу, который покушался бы натолкнуть меня на зло. Дайте мне сознание недостатков и снимите с глаз моих повязку гордыни, которая могла бы помешать замечать их и сознаться в них самому себе.
       Ты, мой Ангел-Хранитель, особо заботящийся обо мне, и вы Духи-Покровители, интересующиеся мною, помогите мне быть достойным вашей заботливости. Вы знаете нужды мои, пусть же оне будут удовлетворены согласно воле Бога.

       13. (Другая). - Боже мой, позволь добрым духам, окружающим меня, приходить на помощь, когда я в горе, и поддерживать меня, если я колеблюсь. Позволь им, Господи, внушить мне веру, надежду и любовь; пусть они будут моей опорой, надеждой и доказательством Твоей милости; помоги мне черпать в них недостающую мне силу для жизненных испытаний и для сопротивления искушениям, а также спасительную веру и утешительную любовь.

       14. (Ещё одна). - Духи возлюбленные и Ангел-Хранитель, вы, которым Бог в Своей неисчерпаемой милости позволяет заботиться о людях, будьте нашими покровителями во время наших земных испытаний. Дайте нам силы, мужество и покорность; вдохновляйте нас на всё хорошее, предохраняйте от склонности ко злу; пусть ваше нежное влияние проникает в нашу душу. Помогите нам чувствовать, что преданный друг находится возле нас, видит наши страдания и разделяет наши радости.
       И ты, мой добрый Ангел, не покидай меня; мне нужно твоё покровительство, чтобы перенести с верой и любовью испытания, которые Богу угодно послать мне.

Для удаления злых духов

       15. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. ("Еванг. от Матф.", гл. XXIII, ст. 25-28.)

       16. Предисловие. Злые духи приходят только туда, где они могут найти удовлетворение своей злобе; чтобы удалить их, недостаточно просить их об этом или приказывать; нужно избавиться от того, что их привлекает. Злые духи чуют язвы души, как мухи чуют язвы тела; как вы очищаете тело от паразитов, так очищайте душу от нечистоты, чтобы избавиться от злых духов. Добрые качества могут дать вам силу сопротивляться искушениям, но не всегда могут предохранить от них, так как мир, обитаемый вами, кишит злыми духами.

       17. Молитва. - Во имя Всемогущего Бога, да удалятся от меня злые духи, а добрые да оградят меня от них!
       Духи, причиняющие зло людям и внушающие им дурные мысли, духи лукавые и лживые, обманывающие их, духи-насмешники, играющие их доверчивостью, вас отталкиваю всеми силами моей души и закрываю уши перед вашими искушениями, но я призываю на вас милосердие Божие.
       Вы же, добрые духи, желающие помочь, дайте мне силы для сопротивления влиянию злых духов и необходимые знания, чтобы не стать жертвой их лукавства. Предохраните меня от гордости и самонадеянности; удалите из сердца моего ревность, ненависть, недоброжелательство и все чувства, противоречащие милосердию и дающие свободный доступ злым духам.

Об исправлении недостатков

       18. Предисловие. Наши дурные инстинкты являются, результатом несовершенства нашего собственного духа, а не нашей организации; в противном случае человек был бы освобождён от всякой ответственности. Наше улучшение зависит от нас, так как каждый человек, владеющий всеми своими дарованиями, свободен поступать так или иначе; чтобы поступать хорошо, нужна только воля. (Гл. XV, пргф.235; гл. XIX, пргф.289.)

       19. Молитва. - Ты дал мне, Боже, ум, необходимый для отличия добра от зла; как только я начинаю познавать, что то или иное есть зло, то становлюсь виновным, если не стараюсь противостоять этому.
       Избавь меня, Боже, от гордыни, могущей помешать мне заметить свои недостатки, и от злых духов, могущих поощрять меня к упорству во зле.
       Я признаю, что между всеми недостатками моими, я имею особенную склонность к (...) и если не сопротивляюсь, то только по привычке своей подчиняться ему (ей).
       Ты не создал меня виновным, так как Ты справедлив, но создал равно способным к добру и ко злу; если я избрал путь зла, то только в силу свободной воли. Но в силу той же свободной воли, благодаря которой я делал зло, я могу делать добро, а, следовательно, могу изменить путь.
       Мои пороки - это остатки несовершенств моих прежних жизней; это мой первородный грех, от которого я могу избавиться силой собственной воли и при помощи добрых духов.
       Добрые духи, покровительствующие мне, и особенно ты, мой Ангел-Хранитель, дайте мне силы сопротивляться искушению и выйти победителем из борьбы.
       Недостатки служат преградой, отделяющей нас от Бога, а каждая победа над пороками - это шаг, сделанный по пути совершенствования, которое должно приблизить к Нему.
       Господь в Своей неисчерпаемой милости дал мне настоящее существование для того, чтобы оно служило к моему улучшению; добрые духи, помогите мне сделать жизнь мою нынешнюю плодотворной, чтобы я, когда Богу угодно будет призвать меня к Себе, вышел из неё лучшим, нежели вступил в неё. (Гл. V, §68; гл. XVIII, §264.)

О сопротивлении искушениям

       20. Предисловие. Каждая дурная мысль может иметь две причины: собственное несовершенство нашей души или дурное влияние, оказываемое на неё. Этот последний случай доказывает слабость, которая делает нас способными подвергаться этому влиянию, а, следовательно, душу несовершенную; таким образом, тот, кто поддаётся, не может оправдываться влиянием постороннего духа, так как дух этот вовсе не поощрял бы его ко злу, если бы считал его неспособным поддаваться искушению.
       Если у нас появляется дурная мысль, то мы, значит, можем представить себе недоброжелательного духа, который подстрекает нас ко злу и которому мы свободны поддаться или противостоять так же точно, как если бы дело происходило с личностью живой. Мы должны в то же время представлять себе нашего ангела-хранителя, или духа-покровителя, который, в свою очередь, побеждает в нас дурное влияние и с беспокойством ждёт решения, которое мы примем. Наши колебания перед совершением дурного поступка указывают на то, что голос доброго духа заставляет слышать себя при помощи совести.
       Дурную мысль можно узнать по тому, что она уклоняется от всякого милосердия - истинной основы всякой морали; по тому, что основанием её служат гордыня, тщеславие и эгоизм; по тому, что приведение её в исполнение может принести вред кому-нибудь и по тому, наконец, что она поощряет нас делать другим то, чего мы не желали бы, чтобы делали нам. (Гл. XXVIII пункт N15; гл. XV, пргф.235.)

       21. Молитва. - Боже Всемогущий, не допусти меня поддаться искушению, которому я склонен уступить. Духи доброжелательные, покровительствующие мне, отвратите от меня дурную мысль и дайте силы для борьбы с искушением. Если я паду, то должен буду искупить свою вину в этой жизни или в будущей, так как я свободен выбирать.

Благодарность за победу, одержанную над искушением

       22. Предисловие. Одержавший победу над искушением обязан этим добрым духам, голоса которых он послушал. Он должен благодарить Бога и своего ангела-хранителя.

       23. Молитва. - Боже, благодарю Тебя за то, что Ты позволил мне выйти победителем из перенесённой борьбы со злом; сделай так, чтобы эта победа дала мне силы противостоять новым искушениям. И тебя, мой Ангел-Хранитель, благодарю за оказанную помощь. Своим послушанием да заслужу я снова твоё покровительство!

О просьбе совета

       24. Предисловие. Если мы сомневаемся, делать что-нибудь или не делать, то мы должны прежде всего поставить самим себе следующие вопросы:
       1) может ли причинить кому-нибудь вред то, относительно чего я колеблюсь, следует ли делать?;
       2) может ли это быть полезно кому-нибудь?;
       3) Если бы кто-нибудь поступил так по отношению ко мне, был бы ли я доволен?
       Если в подобном поступке заинтересован только сам, то позволительно взвесить преимущества и неудобства личные, могущие от этого произойти.
       Если в нём заинтересованы другие, и делая добро одному, можно причинить зло другому, то нужно также взвесить сумму добра и зла для того, чтобы принять решение.
       Наконец, даже при наилучших обстоятельствах всё же надо обращать внимание на своевременность и побочные обстоятельства, так как хорошее само по себе может иметь дурные последствия в неловких руках, если не поведено с осторожностью. Прежде чем предпринять что-нибудь, следует соразмерить свои силы и способы исполнения.
       Во всех случаях можно просить помощи духов-покровителей, вспоминая следующее мудрое правило: при сомнении воздержись. (Гл. XXVIII, пункт N38.)

       25. Молитва. - Во имя всемогущего Бога, добрые духи, покровительствующие мне, внушите принять лучшее решение в сомнении, в котором я нахожусь. Направьте мои мысли к добру и отклоните влияние тех, кто вздумал бы совратить меня.

При жизненных несчастьях

       26. Предисловие. Мы можем просить у Бога милостей земных, и Он может нам их даровать, если оне имеют полезную и серьёзную цель; но так как мы судим о пользе с нашей точки зрения, а она ограничивается только настоящим, то мы и не видим часто дурных сторон наших желаний. Бог, видящий лучше нас и желающий нам только добра, может, стало быть, отказать нам, подобно отцу, отказывающему ребёнку в том, что могло бы повредить ему. Если просимое не даётся нам, мы не должны обескураживаться, наоборот, должны думать, что лишения эти назначены нам как испытание или искупление и что награда будет пропорциональна покорности. (Гл. XXVII, пргф.374; гл. II, пргф.16-18.)

       27. Молитва. - Боже Всемогущий, видящий мои несчастья, выслушай обращаемые мною к Тебе мольбы. Если просьба моя опрометчива, прости меня; если же она правильна и полезна в Твоих глазах, то пусть добрые духи, согласно Твоей воле, помогут её исполнению.
       Чтобы ни случилось, Боже, да будет воля Твоя. Если моё желание не исполнится, то это значит, что Тебе угодно испытать меня, и я подчиняюсь без ропота. Пусть это не обескуражит меня и пусть вера моя и покорность останутся непоколебимы.
       (Выразить свою просьбу).

Благодарность за полученную милость

       28. Предисловие. Никогда не следует смотреть на вещи большой важности как на счастливые события; часто случаи самые незначительные, повидимому, всего сильнее влияют на нашу судьбу. Человек легко забывает хорошее и лучше помнит огорчения. Если бы мы стали замечать день за днём добродеяния, предметом которых бываем, то были бы удивлены, как много их перепало на нашу долю, хотя мы их забыли и умалили в своей неблагодарности.
       Каждый вечер, возносясь душой к Богу, мы должны вспоминать благодеяния, полученные от Него в течение дня и благодарить Его за них. Особенно же в то самое мгновение, когда мы чувствуем действие Его доброты и покровительства, мы должны вознести Ему нашу благодарность; для этого достаточно одной мысли, обращённой к Нему, без нарушения текущей работы.
       Благодеяния Божии заключаются не только в вещах матерьяльных. Бога надо благодарить за хорошие мысли и счастливое вдохновение, внушённые нам. Гордецы приписывают их себе, неверующие - случаю, а верующие возносят благодарность Богу и добрым духам. В этом случае длинная фраза бесполезна: Благодарю Тебя, Боже, за хорошую мысль, внушённую мне - этими словами выражается больше, чем многословием. Мгновенный порыв души, возносящей благодарность за хорошее, данное нам, доказывает привычку к благодарности и смирению, вызывающих симпатию добрых духов. (Гл. XXVII, пргф.375, 376.)

       29. Молитва. - Боже, бесконечно милосердный, да будет благословенно имя Твоё за благодеяния, оказанные Тобою мне; я был бы недостоин их, если бы приписывал всё случаю или своей собственной заслуге.
       Добрые духи, исполнители воли Бога, и особенно ты, мой Ангел-Хранитель, благодарю вас. Отклоните от меня мысль гордости и всякое желание, которое не послужило бы к добру. Благодарю вас за то-то...

Проявление покорности и безропотности

       30. Предисловие. Что же касается постигающих нас несчастий, то если поищем причины их, часто найдём, что они являются следствием нашей неосторожности, недальновидности или следствием предыдущих поступков; в подобных случаях мы должны обвинять только самих себя. Если причина несчастья заключается совершенно вне нас, то оно служит испытанием на эту жизнь или искуплением за прошлую, и в этом последнем случае род искупления выясняет нашу вину, так как мы всегда наказываемся тем, чем согрешили. (Гл. V, пргф.68, 70 и след.)
       В обстоятельствах, огорчающих нас, мы вообще видим только зло, а не будущее благоприятное последствие, которое оно может иметь. Хорошее часто бывает следствием мимолётно дурного, подобно тому, как выздоровление от болезни бывает результатом средств, причиняющих страдания и употребляемых, чтобы достичь здоровья. Во всех случаях мы должны подчиниться воле Бога, мужественно переносить превратности жизни, если хотим, чтобы оне были нам зачтены и чтоб к нам применены были слова Христа: блаженны страждущие. (Гл. V, пргф.81.)

       31. Молитва. - Боже, Ты верховно справедлив, стало быть, всякое земное страдание должно иметь свою причину и пользу. Я принимаю испытываемые несчастья за прежние вины и как испытания для будущего.
       Добрые духи, покровительствующие мне, дайте силы перенести его без ропота; сделайте так, чтобы оно служило для меня полезным предостережением; чтобы оно увеличило мой опыт; чтобы оно победило мою гордыню, честолюбие, глупое тщеславие и эгоизм, и чтобы способствовало моему улучшению.

       32. (Другая). - Я чувствую, мой Боже, необходимость просить Тебя дать мне силы перенести испытания, которые Тебе угодно было мне послать. Дозволь мне постичь и оценить всю силу любви, посылающей мне несчастья, чтобы спасти меня. Я покорно подчиняюсь Тебе, Боже; но, увы! я так слаб, что если Ты не поддержишь меня, то я боюсь не устоять. Не покидай меня, Боже, ибо без Тебя я ничто.

       33. (Третья). - Я вознёсся к Тебе, Предвечный, и почувствовал себя укреплённым. Ты - моя сила, не покидай меня! О, Боже, я раздавлен тяжестью моих несправедливостей! Помоги мне. Ты знаешь слабость моей плоти и Ты не отвращаешь Своих взоров от меня.
       Меня мучит сильная жажда, открой источник живой воды, и я буду утолён. Пусть уста мои открываются, чтобы воспевать только хвалу, а не роптать при жизненных несчастьях. Я слаб, Господи, но Твоя любовь поддержит меня.
       О, Предвечный! Ты один велик, в Тебе одном конец и цель моей жизни. Да будет благословенно имя Твоё, когда Ты поражаешь меня; Ты - Господин, а я - неверный слуга; преклоняю голову мою, ибо Ты один велик, Ты один составляешь цель.

При неизбежной опасности

       34. Предисловие. При посредстве опасностей, которым мы подвергаемся, Бог напоминает нам о нашей слабости и кратковременности нашего существования. Он показывает, что жизнь наша в Его руках и что Он держит нить, которая может оборваться в ту же минуту, когда мы всего меньше того ожидаем. В этом отношении нет привилегированных, так как большие и малые подчинены тем же законам.
       Если изучить род и последствия опасности, то можно убедиться, что чаще всего эти последствия, если они исполнились, служили наказанием за совершённую ошибку или за неисполненную обязанность.

       35. Молитва. - Боже Всемогущий и ты, мой Ангел-Хранитель, спасите меня! Если я должен погибнуть, то пусть творится воля Бога. Если же я буду спасён, то пусть остаток жизни послужит мне для исправления зла, которое я мог совершить и в котором я раскаиваюсь.

Благодарность после спасения от опасности

       36. Предисловие. Пережитая опасность доказывает, что Бог хочет показать нам возможность ежеминутно быть призванным дать отчёт в употреблении, сделанном нами из жизни; Он нас этим предупреждает о том, чтобы мы заглянули в самих себя и исправились.

       37. Молитва. - Боже мой и ты, мой Ангел-Хранитель, благодарю Вас за помощь, оказанную в опасности, угрожавшей мне. Пусть эта опасность служит мне предостережением; пусть укажет она на ошибки, которые могли навлечь её на меня. Я понимаю, Господи, что жизнь моя в Твоих руках и что Ты можешь отнять её у меня, когда Тебе то будет угодно. Внуши же мне при посредстве добрых духов мысль, как употребить с пользой время, даруемое мне Тобой на земле.
       Ангел-Хранитель мой, поддержи меня в принимаемом мною решении исправить ошибки свои и сделать всё добро, которое в моей власти, для того чтобы явиться в мир духов с меньшими недостатками, когда Богу угодно будет призвать меня.

Перед сном

       38. Предисловие. Сон служит отдыхом телу, но дух не нуждается в отдыхе. Пока чувствительность притуплена, душа отчасти освобождается от материи и пользуется способностями духа. Сон дан человеку для восстановления органических и нравственных сил. Пока тело восстанавливает утраченное в предыдущей деятельности, дух подкрепляется среди духов. Он черпает в том, что видит и слышит, и в советах, даваемых ему, мысли, которые интуитивно приходят ему в голову по пробуждении; это есть временный возврат из изгнания на настоящую родину; дух в ту пору, как тело спит, - это узник, временно вернувшийся к свободе.
       Но случается, что дух, подобно порочному узнику, не употреблят минуты свободы с пользою для своего улучшения; если у него дурные инстинкгы, то вместо того, чтобы искать общества добрых духов, он ищет себе подобных и посещает места, где можно дать свободу своим наклонностям.
       Пусть же тот, кто проникнут этой истиной, возносит свою мысль в минуты приближения сна; пусть он призывает добрых духов и тех, память которых ему дорога, чтобы они соединились с ним на короткое время, данное ему; при пробуждении он почувствует больше сил для борьбы со злом и больше мужества для сопротивления.

       39. Молитва. - Моя душа на время будет находиться с другими духами. Пусть же добрые духи помогут мне своими советами. Мой Ангел-Хранитель, помоги мне по пробуждении сохранить об этом продолжительное и здравое впечатление.

При предвидении своей близкой смерти

       40. Предисловие. Вера в будущее и размышление в течение жизни о будущей судьбе помогают быстрому отделению духа, ослабляя узы, привязывающие его к телу, и часто бывает, что хотя жизнь телесная ещё не угасла, нетерпеливая душа уже направляется к бесконечности. Наоборот, у человека, сосредоточивающего все свои мысли на матерьяльных предметах, эти узы более прочны, разлучение тяжело и болезненно, и пробуждение в том мире полно смятения и беспокойства.

       41. Молитва. - Боже, я верю в Тебя и в Твою бесконечную доброту, вот почему я не могу допустить, чтобы Ты дал человеку ум, познающий Тебя, и стремление к будущему для того, чтобы уничтожить его.
       Я верю, что тело служит только тленной оболочкой души моей и что, как только оно перестанет жить, я проснусь в мире духов.
       Боже Всемогущий, я чувствую, что узы, привязывающие мою душу к телу, разрываются, и скоро мне придётся дать отчёт в употреблении моей жизни.
       Я понесу последствия совершённых мною добра и зла; там нет больше иллюзии, нет возможности отговорок; всё моё прошлое пройдёт передо мной, и я буду судим согласно со своими поступками.
       Ничего из благ земных я не унесу с собою: почести, богатство, удовлетворение тщеславия и гордыни и всё, что связано с телом, останется тут: ни малейшая частица не последует за мной, и ничто из всего этого не поможет мне в мире духов. Я унесу с собой только то, что связано с душой, т.е. хорошие и дурные свойства, которые будут взвешены на весах Божественного правосудия, и я буду осуждён тем строже, чем больше моё земное положение давало мне возможности делать добро, которого я не сделал. (Гл. XVI, §244.)
       Боже Милосердный, пусть моё раскаяние дойдёт до Тебя! Простри на меня Свою снисходительность.
       Если Тебе угодно продолжить моё существование, то пусть остальная моя жизнь будет посвящена исправлению зла, которое я мог совершить. Если же пробил мой час, то я унесу с собой утешительную мысль, что мне будет позволено искупить новыми испытаниями свои вины, чтобы заслужить со временем блаженство избранных.
       Если мне не дано воспользоваться сейчас же безоблачным счастьем, которым пользуются вполне достойные, то я всё же знаю, что могу на это надеяться и что, смотря по усилиям, я достигну цели рано или поздно.
       Я знаю, что добрые духи и мой Ангел-Хранитель находятся близко, чтобы встретить меня; скоро я их увижу, как они теперь видят меня. Я знаю, что найду там тех, которых любил на земле, если я того заслужил, и что остающиеся здесь встретятся со мною там, чтобы не разлучаться, и что в ожидании этого я буду приходить навещать их.
       Я знаю также, что встречу там тех, которых я обидел; да простят они мне то, в чём могли бы упрекнуть: мою гордость, несправедливость и грубость, и пусть присутствием своим не доводят меня да стыда!
       Я прощаю причинившим мне зло и желавшим мне зла на земле; я не уношу с собой ни малейшей ненависти к ним и прошу Бога простить их.
       Господи, дай мне силы расстаться без сожаления с грубыми радостями земли, столь ничтожными по сравнению с чистыми радостями того мира, в который я вступаю. Там для праведных больше нет мучений, нет страданий, нет больше несчастий; только виновный страдает, но и у него остаётся надежда.
       Добрые духи и ты, мой Ангел-Хранитель, не допустите меня ослабеть в эту торжественную минуту; откройте перед моими глазами Божественный свет, чтобы оживить мою веру, если бы она поколебалась.4

Часть II >>


1 Текст молитвы при разборе даём в двух вариантах: по-русски и по-старославянски. (Й.Р.)
2 В некоторых переводах мы находим: не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого;3 это выражение подразумевает, что искушение идёт от Бога, что Он намеренно толкает людей ко злу; такая богохульная мысль, смешивающая Бога с сатаной, не могла принадлежать Иисусу. Она, впрочем, согласуется с обыкновенным учением о роли демонов. См. "Рай и Ад", гл.Х, "Демоны". (А.К.)
3 Старославянский перевод выражает именно этот смысл, поэтому мы его здесь не приводим. (Й.Р.)
4 См. ниже: Молитвы за больных и одержимых. (А.К.)