Никто не войдёт в Царство Небесное

Глава Четвёртая

НИКТО НЕ ВОЙДЁТ В ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, ЕСЛИ НЕ РОДИТСЯ ВНОВЬ1

Воскресение и перевоплощение - Родственные связи укрепляются перевоплощением и разрываются однократностью существования - Предел воплощения - Является ли воплощение наказанием?

       §39. Пришед же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна-Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. ("Еванг. от Матф.", гл. XVI, ст.13-17; "Еванг. от Марка", гл. VIII, ст.27-30)
       §40. Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мёртвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес. И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его. ("Еванг. от Луки", гл. IX, ст. 7-9; "Еванг. от Марка", гл. VI, ст. 14,15.)
       §41. (После преображения.) И спросили Его ученики Его: "Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?". Иисус сказал им в ответ: "Правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них." Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. ("Еванг. от Матф.", гл. XVII, ст.10-13; "Еванг. от Марка", гл. IX, ст.10-12.)

Воскресение и перевоплощение

       §42. Перевоплощение было частью иудейского догмата под именем воскресения; только саддукеи, считавшие, что всё кончается со смертью, не верили в него. Идеи евреев в этом отношении, как и во многих других, не были ясно определены, потому что у них было только смутное и неполное представление о душе и её связи с телом. Они верили, что умерший человек может воскреснуть, но не отдавали себе точного отчёта, каким образом это может случиться; под словом "воскресение" у них подразумевалось то, что Спиритизм более здраво называет "перевоплощением". Действительно, под воскресением подразумевается возвращение жизни в тело, уже умершее, что, как доказывает наука, совершенно невозможно, особенно, когда части тела давно уничтожены и рассеяны. Перевоплощение - это возвращение души, или духа, к жизни телесной, но в другом теле, заново сформированном для него и не имеющем ничего общего с прежним. Слово "воскресение" могло, таким образом, относиться к Лазарю, но не к Илие и другим пророкам. Если, значит, согласно их верованию, Иоанн-Креститель был Илия, то тело Иоанна не могло быть телом Илии, потому что Иоанна видели ребёнком и знали его отца и мать. Иоанн мог быть Илией перевоплощённым, но не воскресшим.
       §43. Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских; он пришёл к Иисусу ночью и сказал Ему: "Равви! мы знаем, что Ты - Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог." Иисус сказал ему в ответ: "Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится вновь, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие; рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться вновь. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа." Никодим сказал Ему в ответ: "Как это может быть?". Иисус отвечал и сказал ему: "Ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете: если Я сказал вам о земном и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?". ("Еванг. от Иоанна", гл. III, ст. 1-12).
       §44. Мысль, что Иоанн-Креститель был Илией и что пророки могли возрождаться на Земле, встречается во многих местах "Евангелия", между прочим в приведённых стихах. (§§39, 40, 41.) Если бы это верование было заблуждением, Иисус не преминул бы бороться против него, как он боролся против других; напротив, он его санкционировал всем своим авторитетом и возвёл в принцип, как необходимое условие, говоря: "Никто не может увидеть Царствия Божьего, если не родится вновь"; и на этом он настаивает, прибавляя: "Не удивляйтесь тому, что Я говорю: должно вам родиться вновь."
       §45. Слова: "Если кто не родится от воды и Духа" были истолкованы в смысле обновления водой при крещении; первоначальный текст содержит просто: "Не родится от воды и Духа", тогда как в некоторых переводах к слову "духа" прибавлено "святого", что вовсе не отвечает той же мысли. Это капитальное разногласие происходит от первых толкований "Евангелия", как это со временем будет положительно доказано.2
       §46. Чтобы понять истинный смысл этих слов надо заметить, что слово "вода" не понималось только в своём настоящем значении.
       Познания древних в физических науках были очень несовершенны; они думали, что земля вышла из воды; вот почему они считали воду первоначальным абсолютным элементом. Так, в "Книге Бытия" говорится: "Дух Божий носился над водою"; что "небесная твердь создана посреди вод"; что "воды, находящиеся под небом, собрались в одно место, и появилась земля"; что "воды производят животных, живущих и плавающих в воде, и птиц, летающих над землёй и под небосводом". Согласно этому верованию, вода стала символом матерьяльной природы, как дух - символом природы умственной. Следовательно, слова: "если кто не родится от воды и Духа", или "из воды и Духа" значат: "если кто не родится телом и душою".
       В таком смысле они и были поняты в принципе.
       Это толкование подтверждается ещё следующими словами: "Рождённое от плоти есть плоть, и рождённое от Духа есть дух". Иисус делает тут положительное различие между духом и плотью. Рождённое от плоти есть плоть - ясно означает, что только плоть производит плоть, а следовательно, дух независим от плоти.
       §47. "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь откуда он приходит и куда уходит." Слова эти могут относиться к Духу Божьему, дающему жизнь кому Он хочет, или к душе человека; в этом последнем толковании слова: "не знаешь, откуда приходит и куда уходит", значат неизвестно, что с ним было и что будет. Если бы дух, или душа, был создан одновременно с телом, то знали бы откуда она, так как знали бы её начало. Во всяком случае, это место "Евангелия" служит освящением принципа предсуществования души, а следовательно, и множественности существований.
       §48. От дней же Иоанна-Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит! ("Еванг. от Матф.", гл.XI, ст. 12-15).
       §49. Если принцип перевоплощения, выраженный в "Евангелии" Иоанна, мог, строго говоря, быть истолкован в чисто мистическом смысле, то нельзя сказать того же относительно слов в "Евангелии от Матфея", которые имеют вполне определённый смысл: "он есть Илия, которому должно придти"; тут нет ни образности, ни аллегории, это утверждение положительное. "От дней же Иоанна-Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся". Что означают эти слова, если Иоанн жил ещё в то время? Иисус объясняет их, говоря: "И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти". И так Иоанн был не кто иной, как Илия; Иисус намекает на то время, когда Иоанн жил под именем Ильи. "Доныне Царство Небесное силою берётся" - это другой намёк на насилие в законе Моисея, требовавшего уничтожения неверных для достижения земли Обетованной - Рая иудейского, тогда как по новому закону Царствие Небесное приобретается милосердием и кротостью.
       Затем он прибавляет: "Имеющие уши слышать, да слышат." Эти слова, так часто повторяемые Иисусом, ясно доказывают, что не все были способны понимать некоторые истины.
       §50. Те из вашего народа, которые были умерщвлены, будут жить снова; те, которые были убиты среди Меня - воскреснут. Проснитесь, вы, живущие во прахе, от сна вашего и пойте хвалу Богу, потому что роса, падающая на вас, есть роса света, и потому, что вы разрушите землю и господство гигантов. (Исаия, гл. XXVI, ст. 19).3
       §51. Это место Исаии объясняется тоже. "Те из вашего народа, которые были умерщвлены, будут жить снова." Если бы пророку приходилось слышать о духовной жизни, если бы он хотел сказать, что те, которые были умерщвлены, не были мертвы духом, то он сказал бы: живут ещё, а не будут жить снова. В спиритуалистическом значении последние слова были бы без смысла, потому что они означали бы перерыв в жизни души. В смысле нравственного перерождения они были бы отрицанием вечных мук, так как возводят в правило оживление всех умерших.
       §52. Но когда человек умрёт один раз, что станется с его телом, отделённым от духа и разложившимся? Человек, будучи мёртв, не может ли ожить снова? В этой борьбе, в которой я пребываю, каждый день моей жизни, я жду, что наступит моё изменение. (Иов, гл.XIV, ст. 10-14, перевод мэтра де Саси.).
       Когда человек умирает, он теряет все свои силы, он отходит; где же он затем? - Если человек умер, оживёт ли он? Буду ли я во все дни моей борьбы ждать, пока со мной произойдёт изменение? (То же, протестантский перевод Остервальда.).
       Когда человек мёртв, он всё же живёт; кончив дни моего земного существования, я буду ждать, потому что я снова сюда вернусь. (То же, версия греческой Церкви).
       §53. Принцип множественности существований ясно выражен в этих трёх версиях. Нельзя предположить, чтобы Иов говорил о преобразовании посредством исхода при крещении, о котором он, конечно, не знал. "Человек, будучи мёртв один раз, может ли ожить снова?". Идея умереть один раз и ожить, подразумевает идею умирать и оживать несколько раз. Версия греческой Церкви ещё яснее. "Кончив дни моего земного существования, я буду ждать, потому что я снова сюда вернусь", т.е. я вернусь к существованию земному. Это так же ясно, как если бы кто-нибудь сказал: "Я ухожу из своего дома, но я вернусь в него."
       "В этой борьбе, в которой я нахожусь каждый день моей жизни, я жду, что наступит моё изменение." Очевидно Иов хочет сказать о борьбе, которую он ведёт против бедствий жизни; он ждёт изменения, то есть он покоряется своей судьбе. В греческой версии "я буду ждать" скорее относится к новому существованию: "когда моё земное существование кончится, я буду ждать, потому что я снова сюда вернусь." Представляется, что Иов помещает себя после смерти в промежутке, отделяющем одно существование от другого, и говорит, что там он будет ждать своего возвращения.
       §54. Нет сомнения, что под названием "воскресения" принцип перевоплощения был одним из основных догматов иудейских верований; что он формально подтверждён Иисусом и пророками. Из этого следует, что отрицать перевоплощение значит отрицать слова Христа, которые со временем станут авторитетом в этом вопросе, как и во многих других, когда их разберут без предвзятой мысли.
       §55. К этому авторитету с точки зрения религии надо прибавить авторитет опытов с точки зрения философии, - опытов, которые служат результатом наблюдения фактов; если от следствия восходить к причине, то перевоплощение представляется как абсолютная необходимость, как свойство присущее человечеству, одним словом, как закон природы; оно обнаруживается в своих результатах образом, так сказать, матерьяльным, подобно скрытому двигателю, обнаруживающемуся движением; только перевоплощение может объяснить человеку, откуда он пришёл, куда идёт, зачем находится на Земле и оправдать все аномалии и все кажущиеся несправедливости в жизни.4
       Без принципа предсуществования души и множественности существований, большинство евангельских положений непонятны; вот почему они служили причиной таких противоречивых толкований; этот принцип должен восстановить их действительный смысл.

Родственные связи укрепляются перевоплощением и разрушаются однократностью существования

       §56. Родственные связи вовсе не уничтожаются перевоплощением, как то думают некоторые; напротив, оне укрепляются и становятся теснее; отрицание же перевоплощения их уничтожает. Духи образуют в пространстве группы или семьи, соединённые привязанностями, симпатиями и сходством наклонностей; эти духи, находя счастье быть вместе, ищут друг друга; воплощение разлучает их только временно, потому что, вернувшись к развоплощённому состоянию, они встречаются, как друзья после путешествия. Часто даже они следуют один за другим при воплощении, где соединяются в одну семью или в один кружок, работая вместе для взаимного усовершенствования. Если одни воплощены, а другие нет, то они всё же связаны мыслями; свободные заботятся о тех, кто в неволе; более совершенные стараются подвинуть вперёд отставших. Каждым существованием они делают шаг вперёд на пути совершенствования; они всё менее и менее привязаны к материи, а потому их взаимная любовь более сильна, так как более чиста; она уже не нарушается эгоизмом и низменными страстями. Они могут, таким образом, пройти бесчисленное число телесных существований, и ничто не нарушит их взаимной привязанности.
       Конечно, тут дело касается действительной привязанности души к душе, единственной переживающей разрушение тела, так как существа, соединённые тут только чувственно, не имеют никакого основания искать друг друга в мире духов. Прочны только привязанности духовные, привязанности же телесные уничтожаются вместе с причиной, породившей их, причина же эта не существует в мире духов, тогда как душа существует всегда. Что же касается лиц, движимых только интересом, то они действительно ничего не представляют друг для друга, смерть разделяет их на земле и на небе.
       §57. Связь и привязанность, существующие между родными, служат признаком предыдущей симпатии, сблизившей их; поэтому говорят о личности, характер которой, вкусы и склонности не имеют ничего сходного с близкими, что она не от этой семьи. Говоря это, высказывают более великую истину, чем думают. Бог разрешает подобное воплощение духов антипатичных или чуждых семьям с двойной целью: оно служит средством испытания для одних и средством совершенствования для других. Затем дурные исправляются понемногу вследствие сношений с добрыми и благодаря их заботам; характер смягчается, нравы очищаются, антипатия сглаживается; между различными категориями духов устанавливаются сношения так же, как они устанавливаются между расами и народами.
       §58. Опасение бесконечного увеличения родственников, вследствие перевоплощения, есть опасение эгоистическое, доказывающее, что человек не чувствует в себе столько любви, чтобы её хватило на большое число лиц. Разве отец, имеющий нескольких детей, меньше их любит, чем он любил бы одно? Пусть эгоисты успокоятся: это опасение неосновательное. Оттого, что человек перевоплотится десять раз, не следует, что у него окажется по десяти отцов, матерей, жён и соответственное количество детей и родственников в мире духов; он всегда будет находить на земле одни и те же предметы привязанности, под другими или под теми же самыми названиями.
       §59. Теперь рассмотрим последствия противоположного учения. Это учение, понятно, отрицает предсуществование души. Если души создаются одновременно с телом, то между ними не существует никакой внутренней связи; оне совершенно чужды одна другой; отец чужд своему сыну; связь семьи сводится, таким образом, исключительно к связи телесной, без малейшей связи духовной. Стало быть, нет ни малейшего мотива гордиться предками, которые были известными личностями. При перевоплощении предки и потомки могли быть знакомы, жить вместе, любить друг друга и опять встретиться позднее, чтобы сильнее соединиться узами симпатии.
       §60. Это относительно прошедшего. Что же касается будущего, то, согласно одному из основных догматов учения, отрицающего перевоплощение, судьба душ решается бесповоротно после одного существования; окончательное же определение судьбы означает прекращение прогресса, потому что если есть какой-нибудь прогресс, то нет окончательной судьбы; души, смотря по тому, хорошо или дурно жили, немедленно отправляются в жилище счастливых или в вечный ад; таким образом, оне моментально разлучаются навсегда и без надежды когда-нибудь приблизиться одна к другой, так что отцы, матери, дети, мужья, жёны, братья, сёстры, друзья никогда не могут быть уверены, что они увидятся; это самый абсолютный разрыв семейных уз. При перевоплощении и вытекающем из него прогрессе, все любившие друг друга встречаются на земле и в пространстве и подвигаются вместе вперёд, чтобы достигнуть Бога. Если между ними есть провинившиеся в пути, они замедляют движение и счастье остальных, но вся надежда не потеряна; ободряемые, поддерживаемые и облегчаемые теми, кто любит их, они выберутся когда-нибудь из тины, в которой завязли. При перевоплощении, наконец, есть беспрерывная солидарность между воплощёнными и развоплощёнными, укрепляющая узы привязанности.
       §61. Таким образом, человеку представляются четыре альтернативы относительно его загробного будущего:
       1) полное уничтожение, согласно матерьялистическому учению;
       2) погружение во всеобщее Целое, согласно учению пантеистов;
       3) индивидуальность с окончательным определением судьбы, согласно учению Церкви;
       4) индивидуальность при бесконечном прогрессе, согласно учению спиритическому.
       По первым двум, семейные узы разрываются после смерти и нет никакой надежды свидеться; при третьей есть надежда увидеться, если будут в одном месте, окажется ли это место раем или адом; при множественности же существований, неотделимой от идеи постепенного прогресса, есть уверенность в продолжении сношений между любившими друг друга, что и составляет настоящую семью.

НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВ:

Предел воплощения

§62. Каковы пределы воплощения?
       "Воплощение не имеет, собственно говоря, ярко выраженных пределов, если под этим подразумевать тело, служащее оболочкой духу; матерьяльность этой оболочки уменьшается по мере очищения духа. В некоторых мирах, более совершенных, чем Земля, оболочка уже менее упорна, менее тяжела и менее груба, а следовательно, подвержена меньшим повреждениям; на степенях более высоких она дематерьялизуется и наконец смешивается с периспритом. Смотря по миру, на котором дух призван жить, он принимает оболочку, свойственную природе этого мира.
       Сам перисприт подвержен последовательным изменениям; он одухотворяется всё больше и больше до полного очищения, присущего чистым духам. Если миры специально предназначены, как остановки, для очень развитых духов, то эти духи к ним не привязаны, как в мирах низших; свободное состояние, в котором они находятся, позволяет им переноситься всюду, куда их призывает миссия, им доверенная.
       Если рассматривать воплощение с матерьяльной точки зрения, господствующей на Земле, то можно сказать, что воплощение ограничено низшими мирами; следовательно, от духа зависит избавиться от него более или менее скоро, работая над своим очищением.
       Надо ещё заметить, что в блуждающем состоянии, то есть в промежутках между телесными существованиями, положение духа соответствует природе мира, к которому его привязывает степень совершенства; что, таким образом, в развоплощении он более или менее счастлив, свободен и просвещён, смотря по большей или меньшей степени дематерьялизации."

Св.Людовик. Париж, 1859г.

Необходимость воплощения

§63. Служит ли воплощение наказанием и подвержены ли ему только духи виновные?
       "Пройти жизнь телесную духам необходимо для того, чтобы они могли исполнить, при помощи поступков матерьяльного свойства, предначертания Бога, доверившего им их исполнение; оно необходимо для них самих, так как активность, которую они должны проявить, способствует умственному развитию. Бог, будучи совершенно справедлив, должен одинаково наделять всех Своих детей; вот почему Он всем даёт одинаковую сущность, одинаковые способности, одинаковые обязательства для исполнения и одинаковую свободу действий; всякое предпочтение было бы преимуществом, а всякое преимущество несправедливостью. Но воплощение является для всех духов состоянием только переходным; это обязанность, возлагаемая на них Богом в начале их жизни, как первое испытание применения своей свободной воли. Исполняющие эту обязанность с рвением проходят быстрее и с меньшим трудом первые степени посвящения и раньше вкушают плоды своих трудов. Делающие же дурное употребление из свободы, данной им Богом, замедляют своё движение; таким образом, своим упорством они могут продлить необходимость перевоплощения, и тогда воплощение становится наказанием."

Св.Людовик. Париж, 1859г.

Примечание. Обыденное сравнение лучше пояснит эту разницу. Ученик не может постичь вполне науки, пока не пройдёт ряда классов, которые ведут к этому. Эти классы, каков бы ни был труд, которого они требуют, служат средством достижения цели, а не наказанием. Трудолюбивый ученик сокращает путь и встречает меньше затруднений; другое дело с тем, который пренебрегает и ленится, а потому должен повторять некоторые классы. Не работа классная служит наказанием, а необходимость начинать ту же работу снова.
       То же самое с человеком на Земле. Для духа дикаря, начинающего духовную жизнь, воплощение является средством умственного развития, но для человека просвещённого, у которого нравственное чувство широко развито и который должен повторять этапы телесной жизни, полной томления, тогда как он мог бы уже достичь цели, - это наказание, заключающееся в необходимости продолжать существование в мирах низших и несчастных. Напротив, тот человек, который деятельно трудится над своим нравственным прогрессом, может не только сократить продолжительность матерьяльного воплощения, но и пройти в один раз переходные степени, отделяющие его от высших миров.
       Не могли ли бы духи воплощаться только один раз на одном шаре и исполнять свои различные существования в различных сферах? Это мнение могло бы быть принято, если бы все люди на Земле были на совершенно одинаковом умственном и нравственном уровне. Различия, существующие межцу ними, начиная с дикаря и кончая цивилизованным человеком, указывают на степени, которые они призваны пройти. Воплощение, кроме того, должно иметь полезную цель; иначе, какая была бы цель в эфемерных воплощениях детей, умирающих в младенчестве? Они бы мучились без пользы для себя и для других. Бог, законы Которого мудры и совершенны, не делает ничего бесполезного. Посредством перевоплощения на одном и том же шаре Он желал, чтобы те же духи опять приходили в столкновение и имели случай исправить взаимные несправедливости; Он желал, кроме того, установить семейные узы на духовной основе и укрепить на законе природы принцип солидарности, братства и равенства.


1 В русском "Евангелии" произведена подмена: вместо родиться вновь, кряду повторяется: родиться свыше. Значение первого словосочетания недвусмысленно и понятно каждому. Синодальный перевод с его подменой не отличается этим достоинством, и обусловленные им ошибки и невнятности лежат камнем на совести православного духовенства. (Й.Р.)
2 В переводе Остервальда, сходном с первоначальным текстом, сказано: "не родится от воды и Духа"; в переводе Саси - "от Святого Духа", в переводе Ламеннэ - "Духа Святого". (А.К.)
3 Синодальный перевод: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мёртвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов." (Й.Р.)
4 См. о развитии учения о перевоплощении: Аллан Кардек "Книга Духов", часть 2-я, гл.IV и V; "Что такое Спиритизм?"; Пеццани, "Множественность существований"; Леон Дени, "После Смерти"; "Человек и Судьба его, в мире этом и ином". (Й.Р.)