Блаженны чистые сердцем

Глава Восьмая

БЛАЖЕННЫ ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ

Пустите детей приходить ко Мне - Грех мысленный. Прелюбодеяние - Истинная чистота. Неумытые руки - Соблазн. "Если рука твоя соблазняет тебя, отруби её" - "Пустите детей приходить ко Мне" - "Блаженны те, чьи глаза закрыты"

Пустите детей приходить ко Мне

       §116. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. ("Еванг. от Матф.", гл. V, ст. 8.)
       §117. Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: "Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него." И обняв их, возложил руки на них и благословил их. ("Еванг. от Марка", гл. X, ст. 13-16.)
       §118. Чистота сердца неотделима от простоты и смирения; она исключает всякую мысль об эгоизме и гордости; вот почему Иисус берёт дитя, как эмблему этой чистоты, так же, как он брал его за эмблему смирения.
       Это сравнение могло бы показаться несправедливым, если принять во внимание, что дух ребёнка может быть древний и что он приносит при рождении в телесную жизнь несовершенства, от которых не освободился во время своих предшествовавших существований; дух, достигший совершенства, один только мог бы дать нам образец истинной чистоты. Но сравнение это верно с точки зрения настоящей жизни, так как малое дитя, которое не могло ещё проявить никакого злого стремления, представляет нам образец невинности и чистоты; вот почему Иисус вовсе не говорит абсолютно, что Царство Божие для них, но для подобных им.
       §119. Так как дух ребёнка уже жил, почему же не выказывает он себя с рождения? Всё разумно в творении Бога. Дитя нуждается в нежных заботах, дать которые ему может лишь материнская нежность, а она увеличивается именно вследствие слабости и беспомощности дитяти. Для матери её дитя - всегда ангел, и это необходимо, чтобы привлечь её заботы; в ней не было бы того самоотвержения, если бы вместо наивной грации она находила в нём под детскими чертами характер мужественный и идеи взрослого, а тем более, если бы она знала его прошлое.
       Нужно было, кроме того, чтобы деятельность ума была пропорциональна слабости тела, которое не могло бы переносить слишком сильной деятельности духа, как мы видим то у лиц, до времени созревших. Вот почему с приближением воплощения дух впадает в смятение, теряет сознание самого себя; в течение некоторого периода он пребывает словно во сне, и все его способности остаются в это время в скрытом, непроявленном состоянии. Это переходное состояние необходимо, чтобы дать духу новую точку отправления и заставить его во время нового земного существования забыть то, что могло бы его смущать. Между тем, его прошлое живо в нём, и он возрождается к жизни более сильным морально и умственно, поддерживаемый и сопутствуемый интуицией, которая остаётся ему как плод опыта, приобретённого им в прошлых жизнях.
       С момента рождения его идеи постепенно снова принимают свой размах по мере развития матерьяльных органов; поэтому можно сказать, что в течение первых годов дух - действительно дитя, так как идеи, составляющие фон его характера, ещё усыплены. Пока его инстинкты дремлют, он более податлив, а поэтому более восприимчив к впечатлениям, которые могут изменить его природу и заставить её улучшиться.
       Итак, дух облекается на время в одежду невинности, и Иисус прав, принимая дитя за эмблему чистоты и простоты, несмотря на древность души ребёнка.

Грех мысленный. Прелюбодеяние

       §120. Вы слышали, что сказано древним: "Не прелюбодействуй". А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своём. ("Еванг. от Матф.", гл V, ст. 27 и 28.)
       §121. Слово "прелюбодействовать" не должно пониматься здесь исключительно в своём прямом значении, но в смысле переносном; Иисус часто употреблял его, чтобы обозначить зло, грех и всякие дурные мысли, как, например, в следующем месте: "Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами." ("Еванг. от Марка", гл. VIII, ст. 38.)
       Истинная чистота заключается не только в поступках, но и в мыслях, так как тот, у кого сердце чисто, даже не помышляет о зле; это именно хотел сказать Христос; он осуждает грех даже в мыслях, так как это признак нечистоты.
       §122. Этот принцип приводит к следующему вопросу: имеет ли последствия дурная мысль, не облекшаяся в форму действия?
       Здесь нужно делать различие. По мере того как душа, стоящая на дурном пути, подвигается по духовной жизни вперёд, она просвещается и освобождается от своих несовершенств, смотря по тому, сколько доброго желания она в это вносит в силу своей свободной воли. Всякая дурная мысль является, стало быть, результатом несовершенства души; но в силу желания, которое душа проявляет к очищению, даже эта дурная мысль даёт ей случай для совершенствования, так как она ею энергично отталкивается; душа старается стереть с себя загрязняющее её пятно; она не поддаётся, если представляется случай удовлетворить дурное желание, а после того как устоит, одержанная победа позволит ей почувствовать себя более сильной и радостной.
       Та же душа, которая не приняла правильных решений, ищет случая для дурного поступка и если не совершает его, то это является не результатом её воли, а просто отсутствием удобного случая; значит, она так же виновна, как если бы его совершила.
       Из этого следует, что у человека, не имеющего дурной мысли, прогресс завершён; у того, у которого такая мысль является, но отталкивается им, прогресс готов совершиться; у того же, наконец, который, имея дурную мысль, поддаётся ей, зло ещё во всей своей силе; труд одного завершён, а другому ещё надо его завершить. Справедливый Бог ведёт счёт всем этим оттенкам при ответственности человека за действия и мысли.

Истинная чистота. Неумытые руки

       §123. Тогда приходят к Иисус Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: "Зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб." Он же сказал им в ответ: "Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: "почитай отца и мать"; и: "злословящий отца или мать смертью да умрёт". А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: "дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался", тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: "приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим." И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте: не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Тогда ученики Его приступивши сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышавши слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму." ("Еванг. от Матф.", гл. XV, ст. 1-14.)
       §124. Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать; Он пришёл и возлёг. Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Но Господь сказал ему: "Ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?". ("Еванг. от Луки", гл. XI, ст. 37-40.)
       §125. Евреи пренебрегали истинными заповедями Бога, а прилагали всё внимание к обрядам, установленным людьми, и строгое соблюдение их делали вопросом совести; естественно, что основа исчезла под внешней формой. Легче было наблюдать за внешними поступками, чем изменять себя морально, мыть руки, чем очищать своё сердце; люди, обманывая себя самих, думали, что, соблюдая обряды, расквитались с Богом, хотя оставались тем, чем были; их учили, что Бог ничего большего не требует. Вот почему пророк говорит: "Тщетно чтёт Меня устами народ этот, преподавая правила и заповеди человеческие."
       То же произошло с нравственным учением Христа; его отодвинули на второй план, отчего многие христиане, по примеру древних евреев, считают, что их спасение более обеспечено соблюдением обрядов, чем соблюдением нравственности. По поводу добавлений, сделанных людьми к закону Бога, Иисус говорит: "Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится."
       Цель религии привести человека к Богу; человек может приблизиться к Богу, когда он совершенен; значит, всякая религия, не делающая человека лучше, не достигает цели; та же религия, на которую думают опереться, чтобы делать зло, ложна или исковеркана в своём принципе. Таков результат всех тех религий, в которых форма преобладает над содержанием. Вера в силу внешних проявлений не имеет значения, если она не мешает совершать убийства, прелюбодеяния, хищения, клеветать и причинять вред ближнему в чём бы то ни было. Она производит ханжей, суеверных и фанатиков, но не людей добродетельных.
       Значит, недостаточно соблюдать внешнюю чистоту, а прежде всего надо обладать чистотой сердца.

Соблазн. "Если рука твоя соблазняет тебя, отруби её"

       §126. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. ("Еванг. от Матф.", гл. XVIII, ст. 7-10, гл. V, ст. 29-30.)
       §127. В обыкновенном смысле под соблазном понимается всякое действие, шокирующее явным образом нравственность или приличие. Соблазн не заключается в самом действии, но в распространении, которое оно может иметь. Слово "соблазн" означает всегда идею известной огласки. Многие довольствуются тем, что избегают соблазна для того, чтобы не пострадала их гордость и чтобы не уменьшилось их значение между людьми; с них довольно, если их мерзость неизвестна: тогда их совесть спокойна. Это по словам Иисуса: "гробы, побелённые снаружи, но полные праха внутри; сосуды очищенные снаружи, грязные внутри".
       В "Евангелии" слово соблазн, так часто употребляемое, имеет более общий смысл; вот почему в некоторых случаях значение его осталось непонятным. Под этим словом надо понимать не только то, что затрагивает совесть другого, но всё, что является результатом пороков и несовершенств людей, всякое злое противодействие одного человека другому, сопровождаемое или не сопровождаемое оглаской. Соблазн в этом смысле есть вещественный результат нравственного зла.
       §128. Соблазн, по словам Иисуса, должен быть в мире, так как люди, будучи несовершенны на земле, склонны творить зло; дурное дерево приносит дурные плоды. Под этими словами надо подразумевать, что зло является следствием несовершенства людей, а не то, что они обязаны его совершать.
       §129. Соблазн неизбежен, потому что люди, находясь на земле в состоянии искупления, сами себя наказывают при столкновении с пороками, первыми жертвами которых они становятся и непристойность которых они, наконец, научаются понимать. Устав страдать от зла, они поищут средства в добре. Противодействие этим порокам служит одновременно наказанием для одних и испытанием для других; вот каким образом Бог производит добро из зла и как сами люди должны использовать всё злое и негодное.
       §130. Если это так, скажут, значит, зло необходимо и будет всегда, поскольку, если бы оно исчезло, Бог был бы лишён могущественного средства наказывать виновных; стало быть, бесполезно стараться исправлять людей. Но ведь, если бы не было виновных, то не было бы надобности в наказании. Представим себе человечество, преобразившееся в людей добродетельных: никто не станет искать случая сделать зло ближнему, и все будут счастливы, потому что они будут добры. Таково положение на возвышенных мирах, откуда зло исключено; таково будет положение Земли, когда она достаточно усовершенствуется. Но пока некоторые миры прогрессируют, другие формируются и населяются духами первобытными; миры эти служат, кроме того, местом изгнания и искупления для духов несовершенных, возмутившихся и упорствующих во зле; они изгнаны туда из миров, ставших счастливыми.
       §131. Но горе тому, кто соблазняет; зло остаётся всегда злом; тот, кто без своего ведома послужил орудием Божественного правосудия и дурные наклонности которого были утилизированы, тем не менее совершил зло и должен быть наказан. Так, например, неблагодарное дитя служит наказанием или испытанием для отца, страдающего от этого; этот отец, быть может, сам был неблагодарным сыном, заставившим страдать своего отца, и он переносит наказание возмездия; но его сын тем не менее виновен и, в свою очередь, должен быть наказан в своих детях или иным способом.
       §132. Если рука твоя соблазняет тебя, отсеки её - энергичное выражение, которое было бы абсурдно понимать буквально, ибо оно попросту означает, что нужно уничтожать в себе всякую причину соблазна, то есть зла; вырывайте из сердца своего всякое нечистое чувство и всякое порочное начало; это означает, что лучше было бы человеку иметь отрезанную руку, чем допустить, чтобы эта рука была орудием дурного поступка; быть лишённым зрения, чем допустить, чтобы глаза способствовали дурной мысли. Иисус не говорил ничего нелепого с точки зрения того, кто схватывает аллегорический и глубокий смысл его слов, но многое не может быть понято без ключа, даваемого Спиритизмом.

НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВ:

Пустите детей приходить ко Мне

       §133. "Христос сказал: "Пустите детей приходить ко Мне". Слова эти, глубокие по своей простоте, не означали только простого призыва к детям, но к душам, пребывающим в низших сферах, где несчастье не знает надежды. Иисус призывал к себе созданий с умом младенческим: слабых, рабов, порочных; он не мог ничего преподать детству физическому, погружённому в материю, подчинённому игре инстинктов и не принадлежащему ещё к высшему разряду по уму и воле, которые упражняются вокруг него и ради него.
       Иисус желал, чтобы люди приходили к нему с доверчивостью этих малых неуверенно ступающих созданий, призыв которых побеждает сердце женщин, которые все - матери. Он подчинял таким образом души своему нежному и таинственному влиянию. Он был факелом, освещающим мрак, утренним лучом, призывающим к пробуждению. Он был зачинателем Спиритизма, который, в свою очередь, должен призвать к себе не малых детей, но людей доброй воли. Отважное дело начато, не надо больше верить инстинктивно и повиноваться машинально, но надо, чтобы человек следовал закону разума, открывающему ему его вселенскую природу.
       Возлюбленные мои, пришло время, когда заблуждения выяснятся; мы объясним вам истинный смысл притч Христовых и покажем могущественную связь, соединяющую то, что было, с тем, что есть и что будет. Истинно говорю вам: спиритические явления растут на горизонте; и вот посланный его засияет, словно солнце на вершине гор."

Иоанн-Евангелист. Париж, 1863г.

       §134. "Пустите детей приходить ко мне, так как я обладаю молоком, укрепляющим слабых. Пустите приходить ко мне боязливых и немощных, нуждающихся в поддержке и утешении. Пустите приходить ко мне несведущих, чтобы я просветил их. Пустите приходить ко мне всех страдающих, множество скорбящих и несчастных: я научу их великому средству, смягчающему бедствия жизни. Я открою им тайну, чтобы излечить их раны! Что же это за бальзам, друзья мои, этот дивный бальзам, обладающий беспримерной силой, бальзам, который применяется ко всем ранам сердца и заживляет их? Это - любовь, это - милосердие!
       Если в вас есть этот Божественный огонь, чего же вам опасаться? Вы станете говорить в каждую минуту вашей жизни: Отец мой, пусть творится воля Твоя, а не моя; если Тебе угодно испытать меня страданиями и лишениями, будь благословен, ибо для моего блага, я знаю это, Твоя рука ложится на меня. Если Тебе угодно, Господи, сжалиться над Твоим слабым созданием и дать его сердцу дозволенные радости, будь также благословен; но сделай так, чтобы Божественная любовь не уснула в его душе и чтобы беспрестанно оно возносило к Твоему подножию голос благодарности!..
       Если в вас есть любовь, вы будете иметь всё, чего можно пожелать на земле; вы будете обладать жемчужиной, которую ни превратности, ни злоба ненавидящих и преследующих вас не смогут похитить. Если в вас есть любовь, вы поместите ваши сокровища там, где червь и моль не могут повредить их, и увидите, как будет исчезать из вашей души всё то, что может мешать её чистоте; вы почувствуете, что вес материи со дня на день становится меньше и, подобно птице, уносящейся в воздухе и забывающей о земле, вы будете возноситься постоянно, возноситься беспрерывно, пока ваша упоённая душа не припадёт к источнику своей жизни на лоне Господнем."

Дух-покровитель. Бордо, 1861г.

Блаженны те, у кого глаза закрыты 1

       §135. "Друзья мои, вы звали меня? Зачем? Не для того ли, чтобы я возложил руки на бедную страдалицу, находящуюся здесь, и исцелил её? Какое мучение, добрый Боже! Она потеряла зрение, и мрак наступил для неё. Бедное дитя! Пусть она молится и надеется; я не могу делать чудес без воли Бога. Все исцеления, которые я мог совершить и о которых вам известно, приписывайте только нашему общему Отцу. В ваших скорбях смотрите всегда на небо и говорите из глубины сердца: "Отец мой, исцели меня, но сделай так, чтобы моя больная душа была исцелена раньше, чем болезнь моего тела; пусть плоть моя будет наказана, если это нужно для того, чтобы душа моя поднялась к Тебе такой же чистой, какой была, когда Ты её создал." После этой молитвы, которую, друзья мои, Бог всегда услышит, силы и мужество будут даны вам, а может быть, в награду за ваше самоотвержение, и то исцеление, о котором вы робко просили.
       Но так как я тут в собрании, где дело идёт о наставлении, я вам скажу, что лишённые зрения должны считать себя блаженными в испытании. Вспомните, как Христос сказал, что следовало бы вырвать глаз, если бы он искушал вас, и что лучше было бы, если бы он был брошен в огонь, чем послужил бы причиной осуждения. Увы! сколько есть на вашей Земле таких, которые со временем, находясь во мраке, будут проклинать, что видели свет! О, да! как счастливы те, которые в искуплении поражены отсутствием зрения! их глаз не будет причиной соблазна и падения; они всецело могут жить жизнью души: они могут видеть больше, чем вы, видящие ясно... Когда Бог разрешает мне открывать веки кому-нибудь из этих бедных страдальцев и вернуть зрение я говорю себе: дорогая душа, почему не знаешь ты всех восторгов духа, живущего созерцанием и любовью? Ты не желала бы видеть образы менее чистые и нежные, чем те, которые тебе дано видеть при твоей слепоте.
       О, да! блажен слепой, желающий жить с Богом; более счастлив, чем вы, тут находящиеся; он чувствует счастье, он его осязает, он видит души и может возноситься с ними в сферы духовные, которых не могут видеть даже избранные вашей Земли. Открытый глаз всегда готов погубить душу; глаз закрытый, наоборот, всегда готов вознести её к Богу. Верьте мне, мои добрые и дорогие друзья, слепота глаз бывает часто истинным светом для сердца, тогда как зрение нередко оказывается мрачным ангелом, ведущим к смерти духовной.
       А теперь несколько слов к тебе, бедная страдалица: надейся и будь мужественна. Если бы я тебе сказал: дитя моё, твои глаза откроются; - как ты была бы довольна! А кто знает, не погубила ли бы тебя эта радость? Имей веру в доброту Бога, создавшего счастье и допустившего печаль. Я сделаю всё, что мне будет позволено для тебя, но ты, со своей стороны, молись, а особенно думай о том, что я сказал. Прежде чем я удалюсь, вы все, здесь находящиеся, примите моё благословение."

Вьяннэ, священник из Ар. Париж, 1863г.

Примечание. Если какое-либо несчастье не является следствием поступков настоящей жизни, то причину его надо искать вне этой жизни. То, что называют капризами судьбы, не что иное, как проявление правосудия Божия. Бог не карает никогда произвольными наказаниями; Он желает, чтобы между ошибкой и наказанием было всегда соотношение. Набросив покров на наше прошлое, Он в Своём милосердии всё же ставит нас на путь, говоря: "Погубивший мечом от меча и погибнет" - слова, которые могут быть переведены так: "Всегда будешь наказан тем, чем согрешил". Если кто-нибудь страдает от потери зрения, то это значит, что зрение было причиной его падения. Может быть также, что он был причиной потери зрения у другого: например, кто-нибудь ослеп от чрезмерного труда, который он ему навязал, или вследствие дурного обращения, недостатка забот и т.п., и тогда он подвергается возмездию. Он сам в своём раскаянии мог избрать себе такое искупление, применив на деле слова Христа: "Если твой глаз соблазняет тебя, вырви его."


1 Это сообщение было дано по адресу одной слепой, для которой вызвали дух Ж.Б.Вьяннэ, священника из Ар. (А.К.)