Глава Девятая  БЛАЖЕННЫ КРОТКИЕ И МИРОТВОРЦЫ  Оскорбление и насилие

Глава Девятая

БЛАЖЕННЫ КРОТКИЕ И МИРОТВОРЦЫ

Оскорбление и насилие - Приветливость и кротость - Терпение - Послушание и покорность - Гнев

Оскорбление и насилие

       §136. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. ("Еванг. от Матф.", гл. V, ст. 5.)
       §137. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. (Там же, ст.9.)
       §138. Вы слышали, что сказано древним: "Не убивай; кто же убьёт, подлежит суду." А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "глупец", подлежит геенне огненной. (Там же, ст. 21 и 22)
       §139. Этими положениями Христос устанавливает, как закон: кротость, воздержанность, терпение и приветливость; следовательно, он осуждает насилие, гнев и даже все обидные проявления по отношению к ближнему. Слово рака служило у евреев термином презрения и означало человека пустого; оно сопровождалось плевком, и при его произнесении отворачивали голову. Христос идёт ещё дальше, так как угрожает огнём ада тому, кто назовёт своего брата глупцом.
       Очевидно, что тут, как и во многих обстоятельствах, намерение увеличивает или смягчает вину; но почему же простое слово может иметь такое большое значение, что за произнесение его заслуживают такое строгое наказание? Это потому, что обидное слово служит выражением чувства противоположного любви и милосердию, которое должно регулировать отношения между людьми и поддерживать между ними согласие и связь; это вред, наносимый взаимному доброжелательству и братству; бранное слово заключает в себе ненависть и нетерпимость; наконец, потому, что после смирения по отношению к Богу, милосердие к ближнему есть главный закон каждого христианина.
       §140. Но что понимает Христос под словами: "блаженны кроткие, ибо они наследуют землю", он, который велит отрекаться от благ мира сего и обещает блага небесные?
       В ожидании благ небесных, человек нуждается в благах земных, чтобы жить: Христос только советует не придавать этим последним больше значения, чем первым.
       Этими словами он хочет сказать, что до сего дня блага земные скупаются насильниками в ущерб кротким и миролюбивым, которые часто нуждаются в необходимом, тогда как первые имеют излишек; он обещает, что правосудие им будет оказано как на земле, так и на небесах, и потому-то они названы сынами Бога. Когда закон любви и милосердия будет законом человечества, эгоизма больше не будет; слабые и миролюбивые не будут больше эксплуатироваться и притесняться насильниками. Таково будет положение Земли, когда, согласно закону прогресса и обещанию Христа, она станет миром счастливых вследствие изгнания злых.

НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВ:

Приветливость и кротость

       §141. "Доброжелательство к людям есть плод любви к ближнему: проявлением его служат приветливость и кротость. Тем не менее не надо всегда доверять видимости: образование и обычаи света могут давать подобие этих качеств. Сколь часто случается, что притворная приветливость служит только маской, облачением, рассчитанный покрой которого сглаживает скрытое уродство! Свет полон людьми, у которых улыбка на устах, а яд в сердце; которые кротки, пока ничто их не задевает, но кусаются при малейшей неприятности; язык которых подслащён, когда они говорят в лицо, а за спиной превращаются в отравленную стрелу.
       К этому же разряду принадлежат и люди с добродушной наружностью, которые у себя дома превращаются в домашних тиранов, заставляют страдать семью и подчинённых под гнётом своей гордыни и деспотизма; они будто вознаграждают себя за неприятности, получаемые вне дома; не смея навязывать своего авторитета посторонним, которые указали бы им их место, они хотят заставить бояться себя по крайней мере тех, которые не могут им сопротивляться; в своём тщеславии они удовлетворяются возможностью сказать: "Здесь я повелеваю, и мне повинуются", не думая, что можно было бы прибавить с большим правом: "и меня ненавидят".
       Недостаточно, чтобы уста точили молоко и мёд; если сердце ни при чём, то это лицемерие. Тот, чья приветливость и кротость непритворны, никогда не изменяется ни в свете, ни в кругу близких; он знает, впрочем, что если можно внешностью обмануть людей, то не обманешь Бога."

Лазарь. Париж, 1861г.

Терпение

       §142. "Страдание - это благословение, посылаемое Богом своим избранным; не огорчайтесь же страдая, а наоборот, благословляйте всемогущего Бога, отметившего вас страданием тут, на земле, для славы на небесах.
       Будьте терпеливы; терпение есть то же милосердие, и вы должны применять закон милосердия, преподанный Христом, посланным Богом. Милосердие, заключающееся в милостыни, подаваемой бедным, - самый лёгкий род милосердия; но есть другое гораздо более трудное и, следовательно, более достойное милосердие, а именно: прощать тем, которых Бог поставил на нашем пути быть орудием наших страданий и испытывать наше терпение.
       Жизнь трудна, я это знаю; она складывается из тысячи пустяков, которые подобно булавочным уколам в конце концов ранят; но нужно обращать внимание на обязанности нам данные и на утешения и вознаграждения, которые мы имеем в другом; и тогда увидим, что благословения больше, чем страдания. Бремя кажется менее тяжёлым, когда смотришь вверх, чем когда наклоняешь голову к земле.
       Будьте мужественны, друзья мои, Христос вам пример; он страдал больше, чем кто-либо из вас, а он ни в чём не мог упрекнуть себя, тогда как вы, вы должны искупать своё прошлое и укреплять себя для будущего. Будьте же терпеливы, будьте христианами, - это слово заключает в себе всё."

Один из дружественных духов. Гавр, 1862г.

Послушание и покорность

       §143. "Иисус всегда проповедывал послушание и покорность - две добродетели, сродные кротости; люди ошибочно их смешивают с отсутствием чувства и воли. Послушание - это согласие разума; покорность - согласие сердца; обе силы активные, так как оне несут бремя испытаний; упрямое же возмущение их подавляет. Негодяй не может быть покорен так же, как и гордец или эгоист не могут быть послушны. Иисус был воплощением кротости и покорности, этих добродетелей, столь презираемых матерьялистической древностью. Он явился в то время, когда римское общество погибало от испорченности. Он пришёл, чтобы заставить засиять среди слабого человечества торжество жертвы и отречения от плоти.
       Каждая эпоха, таким образом, отмечается добродетелью или пороком: первая её спасает, а второй губит. Добродетель вашего поколения - деятельность умственная, порок его - нравственное безразличие. Я говорю лишь о деятельности, так как гений является внезапно и самостоятельно открывает горизонты, которые масса разглядит только после него, тогда как деятельность - это совокупность усилий всех для достижения цели хотя менее блестящей, но указывающей на умственную возвышенность данной эпохи. Подчинитесь импульсу, который мы даём вашим умам; повинуйтесь великому закону прогресса, который есть стержень вашего века. Беда тем ленивцам, которые затемняют свой разум! Беда! так как Мы, руководители человечества в его ходе. Мы его ударим кнутом и принудим его непокорную волю к подчинению двойным усилием узды и шпор; всякое сопротивление гордыни рано или поздно должно будет уступить; но блаженны кроткие, так как они послушно выслушивают поучения."

Лазарь. Париж, 1863г.

Гнев

       §144. "Гордыня не позволяет вам выносить сравнения, могущего вас унизить; она заставляет думать о себе больше, чем следует, и видеть себя настолько выше других, по уму ли, по социальному ли положению, по личным ли достоинствам, что малейшая параллель раздражает и коробит; что же происходит от этого? Вы предаётесь гневу.
       Поищите происхождения этих приступов проходящего безумия, которые уподобляют вас грубияну, заставляя терять хладнокровие и благоразумие; поищите, и вы почти всегда найдёте задетую гордыня. Разве не гордыня, задетая противоречием, заставляет вас отталкивать справедливые замечания или с гневом отбрасывать самые умные советы? Нетерпение, вызываемое противоречием, часто гибельное, происходит от того, что вы придаёте большое значение своей личности, перед которой всё должно преклоняться.
       В неистовстве разгневанный человек хватается за всё, а при грубом характере даже за предметы неодушевлённые, которые он ломает, так как они ему не подчиняются. Ах! если бы в эти минуты он мог хладнокровно посмотреть на себя, то сам бы испугался или нашёл бы себя смешным! Пусть же он подумает, какое впечатление производит на других. Хотя бы из уважении к самому себе, он должен победить склонность, делающую его предметом сожаления.
       Если бы он подумал о том, что гнев ничему не поможет, портит здоровье, сокращает даже жизнь, то убедился бы, что сам становится его первой жертвой; но ещё другое соображение должно в особенности его останавливать, а именно - мысль, что он делает несчастными окружающих; если у него есть сердце, то не испытывает ли он угрызений совести, заставляя страдать тех, кого всего больше любит? А какое смертельное раскаяние ожидает его, если в припадке вспыльчивости он совершит поступок, за который будет упрекать себя всю жизнь! В результате гнев не исключает некоторых сердечных качеств, но он мешает делать много добра и может заставить совершить много зла; этого достаточно, чтобы стараться победить его. Спиритизм же руководствуется не только этим, но ещё и другим мотивом, а именно: гнев противоречит христианскому милосердию и смирению."

Дух-покровитель. Бордо, 1863г.

       §145. "Вследствие ложной идеи, будто нельзя изменить свой характер, человек считает себя избавленным от необходимости делать усилия, чтобы исправиться от своих недостатков, к которым он охотно снисходит или которые требуют слишком много настойчивости; так, например, человек, склонный к гневу, оправдывает себя почти всегда своим темпераментом; вместо того, чтобы признать себя виноватым, он сваливает вину на особенности своей натуры, обвиняя тем в своих собственных дурных поступках Бога. В этом также сказываются последствия гордыни, которая примешивается ко всем недостаткам. Без сомнения, бывают темпераменты более склонные к жестоким поступкам так же, как бывают мускулы более гибкие и способные к ловким физическим упражнениям; но не думайте, что в этом первопричина гнева, и будьте уверены, что дух миролюбивый, если бы и находился в теле жёлчного человека, всё же будет миролюбив, а дух жестокий в слабом теле не будет более кроток, только жестокость примет другой характер; не имея организма, подходящего для того, чтобы предаваться жестокости, гнев его будет концентрированный, а в противоположном случае - экспансивный.
       Тело не даёт гнева тому, кто его не имеет, так же, как не даёт и других пороков; все добродетели и пороки присущи духу; без этого в чём была бы заслуга и ответственность? Человек уродливый не может себя выправить, так как дух тут ни при чём, но он может изменить то, что идёт от духа, если у него сильная воля. Разве действительно чудесные изменения, которые происходят, не доказывают вам, спириты, на опыте, до каких границ может дойти могущество воли? Не говорите вы разве, что человек остаётся порочным, потому что он хочет оставаться таковым, и что тот, кто хочет исправиться, всегда может это сделать; в противном случае закон прогресса для человека не существовал бы."

Ганеман. Париж, 1863г.