Души закоренелых преступников

Глава Седьмая

ДУШИ ЗАКОРЕНЕЛЫХ ПРЕСТУПНИКОВ

§229. Лапоммерэ

Наказание светом.

    На одном из сеансов Парижского Общества, где разбирался вопрос о чувстве смятения, которое всегда следует за смертью, внезапно явился дух, о котором никто не думал, и сделал следующее собщение; хотя он и не подписал своего имени, но не трудно было узнать в нём одного крупного преступника, только что осуждённого человеческим правосудием.

    "Что вы говорите о смятении? К чему эти праздные слова? Вы все мечтатели и утописты; совсем не понимаете ничего в том, чем занимаетесь. Нет, господа, никакого смятения не существует, разве только в ваших головах! Я вот умер, кажется, окончательно, а вижу всё ясно вокруг себя и везде. Жизнь - плачевная комедия! И неловки те, кто допускает выпроваживать себя со сцены до окончания спектакля! А смерть - это ужас, наказание, или исполненное желание, смотря по слабости или твёрдости характера тех, кто её боится, пренебрегает ею или молит о ней. Для всех это горькая насмешка!.. Свет ослепляет меня и пронизывает моё эфирное существо, как острая стрела... На земле меня наказали мраком тюрьмы, затем думали продолжить наказание мраком могилы или тем мраком, который снится католическим суеверам... А, напротив того, вы все, господа, оказываетесь во тьме, а я, отверженный обществом, я витаю над вами... И я хочу остаться самим собою. Сильный мыслью, я презираю все предостережения, раздающиеся вокруг меня... Я вижу ясно... Преступление - это пустое слово!.. Оно существует везде. Но, когда оно совершается массами, его прославляют; когда же действует одно лицо, оно осуждается и презирается. Какая нелепость!
    Я не хочу, чтобы меня жалели... я ничего не прошу... я сам себе помогу и сумею бороться с этим отвратительным светом.

Тот, кто вчера ещё был человеком."

    Сообщение это, разобранное на следующем собрании, было признано очень важным поучением: самый цинизм выражений, которыми дух описывал своё положение, указывал на новый вид наказания виновного. И действительно, когда одни бывают погружены во мрак и абсолютное одиночество, другие в продолжение долгих лет испытывают предсмертные страдания или считают себя всё ещё живущими на земле, для этого духа сияет свет! Он пользуется всеми своими способностями, знает, что умер и не жалуется ни на что; он не просит никакой помощи и ещё бравирует законами Божескими и человеческими. Неужели он избегнет наказания? Нет, но правосудие Бога исполняется различными способами; то, что составляет радость одних, для других делается мучением; для этого духа свет есть казнь; он старается твёрдо выдержать её, но, несмотря на всю свою гордость, невольно сознаётся в этом, когда говорит: "Я сам себе помогу и сумею бороться с этим отвратительным светом", и ещё в следующей фразе: "Свет ослепляет и пронизывает моё эфирное существо, как острая стрела." Эти слова: "эфирное существо", очень характерны - он сознаёт, что тело его флюидично и прозрачно для света, которого он избежать не может, и свет этот пронизывает его, как острая стрела.
    Дух этот помещён здесь в категорию закоренелых преступников, так как он долго не хотел проявить ни малейшего раскаяния. Этот пример указывает на ту истину, что нравственное совершенство не всегда соответствует умственному развитию. Но понемногу он всё-таки стал улучшаться и через несколько времени давал уже разумные и поучительные сообщения. Теперь же он находится между кающимися духами.
    Наши духовные покровители дали нам по этому предмету объяснение в трёх последующих сообщениях, заслуживающих самого серьёзного внимания.

I

    "Духи в состоянии скитальчества, очевидно, должны оставаться бездеятельными, как бы в ожидании новых существований, но всё-таки они могут искупать свои грехи, если только их не будут удерживать во время их последовательного усовершенствования гордыня и упрямство в заблуждениях. Вы видите тому ужасный пример в последнем сообщении закоренелого преступника, восстающего против Божественной кары, которая постигла его вслед за человеческой на земле. В таких случаях искупление и сопровождающее его роковое страдание, вместо того, чтобы принести пользу и дать им почувствовать всё значение их проступков возбуждает их и заставляет роптать или, как поэтически выражено в Писании, скрежетать зубами. Это живой образ тяжкого, но сдержанного, непокорного страдания. Мука побеждает их, но возмущение их ещё упорно, и они отказываются признать истину возмездия и истину награды!
    Великие заблуждения часто или почти всегда продолжаются и в мире духов. Быть, во что бы то ни стало, самим собой и упорствовать перед Бесконечным, это похоже на ослепление людей, любующихся звёздами и предполагающих, что это красивые рисунки на потолке.
    Существует нравственная бесконечность! Низок и достоин презрения тот, кто, продолжая гнусную борьбу и земное бахвальство и в том мире, не видит ничего далее земного кругозора. Он представляет собой олицетворённое ослепление, эгоистичную и жалкую ограниченность личности и препятствие к совершенствованию, остановку в развитии! О, люди, верьте, что есть тайное созвучие между славным, ничем не запятнанным именем, оставившем о себе бессмертную память на земле, и тем действительным бессмертием, которое получают духи в своих последовательных существованиях.

Ламеннэ."

II

    "Ввергнуть человека во мрак или в волны света, разве это не одно и тоже? В том и другом случае, он ничего не видит из того, что его окружает, и, пожалуй, даже скорее можно привыкнуть к темноте, чем к тяжкому электрическому свету. И дух, сообщавшийся в последнем сеансе, верно выразился в своём сообщении, сказав: "О, я бы хотел освободиться от этого ужасного света!" Для него этот свет был ужасен тем, что проникал его насквозь и освещал самые сокровенные его мысли, и это было очень тяжёлое духовное наказание. Находиться постоянно как бы в стеклянном доме, как того просил Сократ, могло быть утешением для мудреца, но для человека злого, преступного, отцеубийцы, пугающегося своего собственного изображения, - это позорное и непрестанное наказание.
    Понимаете ли вы, дети мои, весь ужас и всю боль того, кто в продолжение своего злодейского существования занимался обдумыванием самых подлых и тёмных дел и преступлений и прятался в глубину своей совести, как кровожадный зверь в своё логовище, а теперь оказывается изгнан из убежища, скрывавшего его от взглядов современников? Маска безучастности теперь сорвана, и каждое его слово, малейшая его мысль ясно отражаются на его челе!
    Да, действительно, нет более ни спокойствия, ни пристанища для этого опасного преступника. Каждая его злая мысль - а один Бог знает, как велико число их в его душе, - мгновенно проявляется как в нём самом, так и вне его как бы под влиянием электрического тока. Он хотел бы укрыться от толпы, но ненавистный свет пронизывает его насквозь. Он хочет бежать, он мчится через неизмеримые пространства, но везде тот же свет, везде все взгляды обращены на него! Он вновь бросается, отыскивая темноту, летит со стремительной быстротой через необъятные пространства в поисках за темнотой ночи; но ни тьмы, ни ночи для него более не существует. Он зовёт смерть на помощь, но смерть - слово, не имеющее смысла. Несчастный мечется, бежит, ища, куда бы скрыться. Он близок к духовному помешательству, этому самому ужасному, самому страшному мучению, в котором он будет бороться сам с собой, чтобы избавиться от самого себя. Но таков закон за могилой: виновный сам становится своим самым неумолимым палачом.
    Сколько же времени это будет продолжаться? До тех пор, пока воля его, наконец покорённая, не преклонится под давлением раскаяния, и когда гордое чело его поникнет перед умиротворёнными жертвами и перед высшим правосудием. Заметьте высокую логику непреложных законов: он и в этом исполнит то, что так откровенно и ясно признавал в своём высокомерном сообщении, столь полном хвастовства, когда столь внезапно появился в прошедшую пятницу: он освободится актом собственной воли.

Эраст."

III

    "Человеческое правосудие не принимает в соображение индивидуальности тех, кого карает. Оно безразлично поражает всякого, совершившего преступление, и одно и то же наказание назначается виновному, не разбирая ни пола, ни возраста, ни образования. Божеское же правосудие действует иначе: наказание налагается соответственно развитию духа; однородность преступлений не равняет личностей, совершивших их; два человека, одинаково преступные, могут получить разные наказания, так как один из них может ещё быть погружён в умственную темноту первобытных состояний, а другой, уже прошедший низшие ступени, может обладать ясностью суждения, освобождающей духов от смятения. Тогда уже наказание бывает не темнотою, а резкостью света, пронизывающего всё существо и заставляющего испытывать муки, как от свежезияющей раны.
    Существа невоплощённые, которых преследует видение их преступлений, испытывают как бы удар электрического тока; они страдают всеми своими чувствами, но те, кто уже возвысился над матерьяльностью, чувствуют страдание, гораздо более глубокое; в горьких волнах страдания они растворяют воспоминание фактов, оставляя только выяснение причин. Человек может, несмотря на преступность своих действий, обладать внутренним развитием, и хотя страсти и заставляют его поступать подобно животному, но просвещённые способности возвышают его над густой атмосферой низших слоёв. Отсутствие равновесия между умственным и нравственным развитием производит аномалии, столь частые в матерьялистические эпохи. Свет, который мучает духа, есть действительно яркий духовный луч, освещающий самые сокровенные закоулки, в которых прячется его гордыня, и открывающий ему всё ничтожество его ограниченного существа. Это первые признаки и первая тоска духовной агонии, предвещающей отделение или разложение умственных и матерьяльных элементов, которые составляют примитивную человеческую двойственность и должны исчезнуть в великом единстве законченного существа.

Жан Рейно."

Примечание. Эти три сообщения, полученные одновременно, дополняются одно другим и изображают возмездие с новой, в высшей степени рациональной и философской точки зрения. Вероятно, духи, желавшие обсудить этот вопрос по какому-либо примеру, с этой целью и вызвали произвольное сообщение преступного духа.

    Рядом с этой картиной, для сравнения, приведём проповедь одного пастыря, сказанную в канун поста в Монтрейле, в 1864 году, и описывающую нам ад:
    "Огонь ада в миллион раз сильнее земного, обыкновенного огня, и если бы хотя одно из тел, которые горят там и не сгорают, было брошено на нашу планету, то оно заразило бы её с одного конца до другого! Ад - это огромная, тёмная пещера, усеянная острыми гвоздями, отточенными бритвами и остриями шпаг, и в эту-то яму брошены души осуждённых." (См. "Revue spirite", июль 1864г., стр. 199.)

§230. Анжела (ничтожество на земле)

(Бордо 1862 г.)

    Дух, под именем Анжелы, самопроизвольно проявляется медиуму.
    1. Раскаиваетесь ли Вы в Ваших прегрешениях?
    "Нет."
    2. Зачем же Вы пришли ко мне?
    "Чтобы попробовать."
    3. Вы, стало быть, несчастны?
    "Нет."
    4. Вы страдаете?
    "Нет."
    5. Чего же Вам недостаёт?
    "Покоя."

Примечание. Некоторые духи считают страданием только ощущения, напоминающие им физические муки, но притом признаются, что их моральное состояние невыносимо.

    6. Как Вы говорите "покоя", разве Вы им не пользуетесь в мире духов?
    "Сожаление о прошлом."
    7. Сожаление о прошлом есть угрызение совести, может быть, Вы раскаиваетесь?
    "Нет, это из боязни будущего."
    8. Чего же Вы опасаетесь?
    "Неизвестности."
    9. Скажите мне, что Вы делали в Вашем последнем существовании? Может быть, это поможет мне объяснить Вам то, что Вы не понимаете.
    "Ничего."
    10. Какое общественное положение Вы занимали?
    "Среднее."
    11. Были ли Вы замужем?
    "Да, я была замужем и матерью семейства."
    12. Хорошо ли Вы исполняли Ваши семейные обязанности?
    "Нет, муж надоел мне, дети также."
    13. Как же прошла Ваша жизнь?
    "Молодой девушкой я развлекалась, замужем скучала."
    14. В чём состояли Ваши занятия?
    "Ни в чём."
    15. Кто же смотрел за Вашим домом?
    "Прислуга."
    16. Не в этой ли бесполезности кроется причина Ваших страхов и сожалений?
    "Может быть, и так."
    17. Согласиться с этим недостаточно. Нужно ещё исправить это бесполезное существование, не хотите ли помогать духам, которые страдают здесь вокруг нас?
    "Как же это сделать?"
    18. Помогая им советами и молитвами.
    "Я не умею молиться."
    19. Мы попробуем вместе, Вы поучитесь. Хотите?
    "Нет."
    20. Почему?
    "Усталость."
    Поучение духа-покровителя медиума. "Показывая тебе различные примеры страданий духов, мы хотим дать понятие о положении духов, осуждённых на искупление своих прегрешений.
    Анжела принадлежит к числу созданий, не имеющих никакой инициативы, никакой энергии, и жизнь её была вполне бесполезна как ей самой, так и другим. Любящая только удовольствия, неспособная найти сердечное удовлетворение ни в науке, ни в исполнении семейных или общественных обязанностей, которые одне только и могут скрасить жизнь, так как доступны всякому возрасту, она посвятила свои молодые годы только веселью и пустым развлечениям; когда же явились серьёзные семейные обязанности, ей свет показался пустыней, так как у неё в сердце была пустота. Не имея крупных недостатков, но также и добрых свойств, она составила несчастье своего мужа и погубила будущность и благосостояние собственных детей своей беспечностью и нерадением. Сначала своим примером, а потом тем, что сдала детей на попечение прислуги, которую даже не потрудилась выбрать. Она дала ложное направление их суждению и сердцу. Жизнь её ни в чём не привела к добру и тем была преступна, так как зло родится там, где пренебрегают добром. Поймите все, что недостаточно воздерживаться от греха: нужно ещё исполнять всё то, что противоположно греху. Изучайте заповеди Господни, обдумывайте их и поймите, что если оне останавливают вас на пути зла, то в то же время заставляют вас вернуться назад и принять другое направление, ведущее к добру. Зло противоположно добру, и тот, кто желает избежать зла, должен вступить на другой, противоположный ему путь, иначе жизнь его будет бесполезна; деяния его мертвы, а Бог, Отец наш, есть Бог не мёртвых, а живых."
    Вопрос: Скажите, пожалуйста, какое было предшествовавшее существование Анжелы? Последнее, вероятно, зависело от прежних.
    "Она проводила жизнь в лености и созерцательной бесполезности монастырского существования. Ленивая и эгоистичная, она хотела попробовать семейную жизнь, но дух её очень мало подвинулся. Она никогда не хотела слушать предупреждавшего её об опасности внутреннего голоса; падение было легко, она предпочла двигаться по инерции, вместо того чтобы сделать усилие и остановиться в начале. Она и теперь понимает опасность лени и равнодушия, но не чувствует в себе силы к противодействию. Молитесь за неё, разбудите её, заставьте её открыть глаза, это ваша обязанность и вы не должны ею пренебрегать.
    Человек создан для деятельности, деятельность духа - его основа, деятельность тела - потребность. Исполняйте же назначения вашего существования как дух, ожидающий вечного покоя. Ваше тело, предназначенное для службы духу, это только машина, подчинённая вашему разуму; работайте, развивайте ваши способности, чтобы оне дали полезное направление орудию, способствующему исполнению вашей задачи; не давайте ему отдыха и помните, что тот мир и покой, к какому вы стремитесь, будет дан вам только после трудов; итак, насколько вы запустите работу, настолько же продлится для вас и тревога ожидания.
    Трудитесь, работайте безостановочно, исполняйте все ваши обязанности без исключения; но исполняйте их старательно, с мужеством, с настойчивостью, и вера ваша поддержит вас. Тот, кто добросовестно исполняет задачу, даже самую неблагодарную, самую, по мнению людей, презренную, во сто крат выше в глазах Всевышнего, чем тот, кто свою долю труда возлагает на плечи другого, а сам от неё уклоняется. Всё, решительно всё служит ступенями для восхождения на небо: не ломайте же эти ступени под вашими ногами и расчитывайте на друзей, окружающих вас, готовых протянуть вам руку помощи.

Виктор Моно."

§231. Скучающий дух

(Бордо 1862 г.)

    Дух, этот проявился медиуму произвольно и просил за него молиться.
    1. Что побуждает Вас, просить моих молитв?
    "Я устал скитаться без цели."
    2. Давно ли Вы находитесь в таком состоянии?
    "180 лет, или около того."
    3. Что вы делали на земле?
    "Ничего хорошего."
    4. Какое Ваше положение между духами?
    "Я нахожусь между скучающими."
    5. Но ведь это не составляет категории?
    "У нас всё составляет категории. Каждое ощущение находит себе подобное или симпатичное, и они соединяются вместе."
    6. Почему, если Вы не были осуждены, Вы так долго оставались без движения и совершенствования?
    "Я был осуждён на скуку, а это то же страдание, всё, что не радость, есть страдание."
    7. Так Вы были вынуждены, помимо Вашей воли, оставаться в состоянии скитальчества?
    "Причины эти слишком тонки для вашего матерьяльного понимания."
    8. Попробуйте мне всё-таки объяснить, это будет полезным началом для Вас.
    "Я не могу, не имею достаточных слов для выражения... Жизнь, угасшая на земле, оставляет не воспользовавшемуся ею духу то, что огонь оставляет сгоревшей бумаге - несколько искр, которые напоминают пеплу, ещё не развалившемуся, чем он был раньше и, если хочешь, причину разрушения бумаги. Эти искры суть воспоминания о земных связях, которые бороздят его память, пока не развеется пепел его тела. Тогда только дух придёт в себя, сознает своё эфирное состояние и пожелает совершенствоваться."
    9. Что может причинить Вам скуку, на которую Вы жалуетесь?
    "Последствия существования. Скука есть следствие бездеятельности, я не сумел употребить с пользой долгие годы, что провёл на земле, и вот теперь в этом мире, отзываются последствия."
    10. Разве духи, скитающиеся подобно Вам и охваченные скукой, не могут выйти из этого положения, когда захотят?
    "Нет, не всегда могут, скука парализует их волю. Они должны терпеть последствия своего земного существования; они были бесполезны, не имели никакой инициативы, не находят поддержки и среди себе подобных. Они предоставлены самим себе и покинуты до тех пор, пока усталость этого неопределённого положения не заставит их пожелать перемены. Тогда при малейшем появлении воли, они находят поддержку и добрые советы."
    11. Не можете ли Вы сказать мне что-нибудь о Вашей земной жизни?
    "Увы, нет, очень мало, ты должен это понять. Скука, бесполезность, безделье, всё это происходит от лености, а леность есть мать всех пороков."
    12. Ваши предыдущие существования разве не продвинули Вас по пути прогресса?
    "Да, все, но очень мало, так как они были отголоском одно другого. Прогресс существует, но очень незначительный и для нас неощутительный."
    13. В ожидании нового воплощения, не хотите ли приходить почаще ко мне?
    "Да, призывай меня чаще, ты окажешь мне этим большую услугу."
    14. Можете ли Вы мне сказать, почему Ваш почерк так часто меняется?
    "Потому, что ты много спрашиваешь, это меня утомляет и мне нужна помощь."
    Дух-покровитель медиума. "Его утомляет умственный труд, и мы должны помогать ему, чтобы он был в состоянии отвечать на твои вопросы. Это лентяй из мира духов, каким он был на земле. Мы привели его к тебе, чтобы попробовать вывести его из апатии той тоски, которая есть настоящее страдание, иногда более тяжёлое, чем острое мучение, так как может продолжаться неопределённое время. Представь себе мучение такой скукой до конца. Духи этой категории, по большей части ищут земного существования только как развлечения, чтобы прервать невыносимую монотонность своего духовного прозябания, потому они и приступают к нему без серьёзного намерения в отношении добрых дел, и им постоянно приходится начинать сначала, пока у них не наметится, наконец, действительный прогресс."

§232. Королева Удская, умершая во Франции в 1858 г.

    1. Что ощущали Вы, когда покинули земную жизнь?
    "Не сумею Вам сказать, я всё ещё чувствую смятение."
    2. Счастливы ли Вы?
    "Я сожалею о жизни... я не знаю... я чувствую острую скорбь; жизнь, наверно, избавила бы меня от неё... Я бы желала, чтобы тело моё восстало из гроба."
    3. Вы, может быть, жалеете, что похоронены не в родной земле, а здесь, между христианами?
    "Да, земля далёкой Индии не была бы так тяжела мне."
    4. Что Вы думаете о пышных похоронных почестях, возданных Вашему праху?
    "Всё это было ничтожно; я была королевой, а не все преклонили колена передо мной... Оставьте меня... Меня заставляют говорить... Я не хочу, чтобы все знали, что я такое теперь... Знайте, я была королева!.."
    5. Мы относимся с уважением к Вашему сану и просим Вас ответить нам для нашего наставления. Думаете ли Вы, что сын Ваш возвратит себе престол своего отца?
    "Кровь моя не может быть затеряна в толпе."
    7. На Вашем памятнике не могли, не зная его, отметить место Вашего рождения; не можете ли Вы теперь сказать его нам сами?
    "Я происхожу из самой благородной семьи в Индии. Родилась я, кажется, в Дели."
    8. Вы родились и жили в великолепии и всевозможной роскоши, окружены были почестями; что скажете обо всём этом теперь?
    "Всё это подобало мне."
    9. Доставило ли Вам Ваше высокое положение на земле какие-нибудь преимущества в том мире, где Вы теперь?
    "Я всё же королева... Пусть пришлют мне рабов для услуг! Я не знаю... здесь так мало заботятся обо мне... но я всё-таки - я!.."
    10. Какую религию Вы исповедывали, мусульманскую или индусскую?
    "Мусульманскую, но я была слишком высока, чтобы заниматься Богом."
    11. Какое различие находите Вы между Вашей религией и христианской для блага человечества?
    "Христианская религия бессмысленна: она говорит, что все люди - братья."
    12. Что Вы думаете о Магомете?
    "Он не был сыном царя."
    13. Полагаете ли Вы, что он имел Божественную миссию?
    "Какое мне дело до этого?"
    14. Что Вы думаете об Иисусе Христе?
    "Сын плотника недостоин занимать мои мысли."
    15. Какого Вы мнения о мусульманском обычае скрывать лица женщин?
    "Я думаю, что женщины сотворены, чтобы властвовать: я была женщина."
    16. Завидовали ли Вы иногда свободе, которой пользуются женщины в Европе?
    "Нет, что мне за дело до их свободы, разве им служат на коленях?"
    17. Помните ли Вы другие Ваши существования на земле?
    "Я должна была всегда быть королевой."
    18. Почему Вы так быстро явились на наш призыв?
    "Я не хотела, меня заставили: неужели ты думаешь, что я бы снизошла сама на ответы к вам? Что вы рядом со мной?"
    19. Кто же принудил Вас?
    "Я не знаю... Впрочем, ведь не может же быть здесь никого выше меня."
    20. Под каким видом Вы пришли сюда?
    "Я всегда королева... Разве ты думаешь, что я перестала быть ею? Вы очень не почтительны... Знайте, что с королевами нужно уметь разговаривать!"
    21. Если бы мы Вас могли видеть, то увидели ли бы Вас в Ваших драгоценных уборах?
    "Конечно."
    22. Скажите, почему, покинув всё земное, дух Ваш сохранил воспоминание о драгоценностях, украшавших Вас?
    "Я их не покидала... Я всё так же прекрасна, как и прежде; я не понимаю, какое вы составили себе понятие о моей особе? Правда, вы меня не знали и никогда не видели."
    23. Что Вы испытываете, находясь между нами?
    "Если бы я могла, то, конечно бы не была здесь, между вами, вы так мало почтительны!"

    Святой Людовик: "Оставьте её, бедную, заблудшую, сжальтесь над её ослеплением, да послужит она вам примером; вы и не подозреваете как страдает её гордость."1

Примечание. Вызывая это развенчанное величие, мы не надеялись услышать особенно глубоких рассуждений, зная, какое получают воспитание женщины той страны; но мы думали найти в этом духе, если не философские понятия, то всё же более правдивое чувство настоящего её положения и более здравые суждения о величии и суете сего мира. Напротив того, у этого духа земные понятия сохранились во всей неприкосновенности; гордость её ничего не утратила из своих иллюзий, она борется против своей же слабости, и действительно должна страдать от своего бессилия.

§233. Ксюмен

(Бордо, 1862г.)

    Дух внезапно проявляется под этим именем медиуму, привыкшему к такого рода проявлениям, так как его миссия, повидимому, в том и состояла, чтобы помогать низшим духам, приводимым к нему его духом-покровителем с двойной целью: для наставления его самого и для совершенствования этих духов.

    1. Кто вы? Ваше имя мужское или женское?
    "Имя это принадлежит мужчине и очень несчастному. Я испытываю все муки ада."
    2. Если ад не существует, то как Вы можете испытывать адские мучения?
    "Бесполезный вопрос."
    3. Если я и понимаю, то другие, может быть, нуждаются в объяснениии.
    "Я совсем не забочусь об этом."
    4. Не эгоизм ли составляет одну из причин Ваших страданий?
    "Может быть."
    5. Если Вы хотите получить облегчение, то начните с того, что откажитесь от Ваших дурных наклонностей.
    "Не беспокойся об этом, это не твоё дело, лучше молись за меня, как за других, а там будет видно."
    6. Если Вы мне не поможете Вашим раскаянием, то молитва мало принесёт Вам пользы.
    "Если ты будешь разговаривать вместо того, чтобы молиться, то мы не далеко уйдём."
    7. А Вы бы желали итти вперёд?
    "Может быть, почём знать. Если молитва облегчает страдания, то это главное."
    8. В таком случае присоединитесь ко мне с твёрдым намерением получить облегчение.
    "Хорошо, начинай."
    9. (После молитвы медиума). Довольны ли Вы?
    "Не совсем так, как бы я желал."
    10. Застарелую болезнь лекарство, принятое один раз, излечить не может.
    "Очень возможно."
    11. Не хотите ли притти ещё раз?
    "Да, если ты позовёшь меня."

    Дух-покровитель медиума. "Дочь моя! Большого труда будет тебе стоить справиться с этим закоренелым духом; но спасать тех, кто не погиб, заслуга не большая. Нет такого грешника, которого нельзя было бы привести к покаянию убеждением и примером, так как самые порочные духи в конце концов покоряются. Если даже нельзя тотчас получить хорошего результата, что иногда бывает невозможно, то всё-таки не следует бросать, надо надеяться, что не всё потеряно. Мысли, заронённые в них, волнуют их и, помимо воли, заставляют их задумываться; это семя, которое рано или поздно даст плод. Одним ударом кирки не разбить утёса.
    То, что я говорю тебе, дочь моя, относиться также и к воплощённым, и ты должна понять, отчего Спиритизм даже истинно верующих не сразу превращает в совершенство. Верование, это первый шаг; затем уже идёт вера и дело, и потом полное перерождение, но многим придётся ещё возвратиться в мир духов, чтобы укрепиться.

Примечание. Между закоренелыми духами не одни только злые и испорченные. Велико число таких, которые, не желая делать зла, не совершенствуются из гордыни, равнодушия и апатии. Они также несчастны и страдают от своей инертности, тем более, что не имеют взамен хотя бы развлечений общества. Перспектива бесконечности в их положении становится невыносимой, а они не имеют ни силы, ни желания выйти из неё. Это те, которые при жизни ведут праздное существование, бесполезное себе и другим. Они часто кончают жизнь самоубийством без достаточно серьёзной причины, только по отвращению к жизни.
    Их труднее обратить на путь истины, чем духов, прямо дурных и преступных, потому что у последних есть энергия, и раз они просветились, они делаются так же ретивы в добре, как были и в злых деяниях. Для первых будут нужны многие существования, чтобы усовершенствоваться, но мало-помалу побеждённые скукой, как другие - страданиями, они будут искать развлечения в каком-нибудь занятии, которое позднее сделается для них потребностью.


1 Напоминаем, что под именем Св.Людовика на этих страницах фигурирует не кто иной, как французский король Людовик ХVI, казнённый чернью во время так наз. "Великой Французской революции". Был канонизирован церковью как мученик и причислен к лику святых. Один из Высших Духов, постоянно сотрудничавших с Алланом Кардеком. (Й.Р.)