Земные искупления, ч. II

<< Часть I

§239. Г-н Летиль

    Г-н Летиль, фабрикант близ Парижа, умер в апреле 1864 г. Смерть его была ужасна. На него опрокинулся котёл с кипящим лаком и в мгновение ока он был охвачен пламенем и понял, что погиб. Находясь в мастерской с одним только мальчиком, учеником, он имел силу добраться до своего дома, отстоявшего метров на 200 от мастерской. Когда смогли оказать ему первую помощь, то всё тело у него уже было сожжено и отваливалось клочьями, и кости во многих местах были обнажены. В таком положении он прожил 12 часов в самых страшных мучениях; сохраняя однако присутствие духа до последней минуты, он с полным сознанием сделал все нужные распоряжения по своим делам. Во время этой тяжёлой агонии он не издал ни единого стона, ни одной жалобы и скончался с молитвой на устах. Это был человек очень почтенный, кроткого и доброжелательного характера, и был любим и уважаем всеми, знавшими его. К спиритическим идеям он относился с энтузиазмом, но недостаточно разумно и будучи несколько медиумичен подвергался иногда обманам духов, но это не поколебало его веры. Доверие его ко всему, что только говорилось духами, в некоторых случаях доходило до наивности.
    Вызванный в Парижском Обществе 29 апреля 1864 года в скором времени после смерти и ещё под впечатлением ужасной катастрофы он дал следующее сообщение:

    "Глубокая грусть подавляет меня! Я всё ещё испуган моей трагической смертью, и мне кажется, что я ещё нахожусь под ножом палача. О, сколько я выстрадал! До сих пор дрожу весь и всё чудится мне запах горелого тела. Двенадцатичасовую агонию испытал ты, виновный дух! Но ты страдал безропотно, и Бог простит тебя.
    О, дорогая моя, не плачь обо мне; мои страдания прекратятся. Я уже не страдаю в действительности, но одно воспоминание чего стоит! Моё знакомство со Спиритизмом мне много помогает; я вижу теперь, что без этой веры я бы не скоро отделался от бреда, в который впал после своей ужасной смерти.
    Но у меня есть утешитель, который не оставлял меня до самой последней минуты; я ещё говорил, а уже видел его подле себя; я думал, что это было отражение моих страданий, что от головокружения я вижу тени... нет: это был мой ангел-хранитель, молчаливо и тихо утешавший меня в сердце. И как только я простился с землёй, он сказал мне: "Приди, сын мой, и ты увидишь свет." Тогда я вздохнул свободно, как бы пробуждаясь от страшного сна; я спросил о своей дорогой жене, о преданных детях, которые так ухаживали за мной. "Все они на земле, отвечал он, ты же, сын мой, между нами." Я стал искать свой дом и ангел-покровитель ввёл меня туда. Я увидел всех в слезах, всё было грустно и печально в этом, прежде мирном доме. Я не в силах был выдержать этого грустного зрелища и, взволнованный сказал моему руководителю: "О, мой добрый ангел, уйдем отсюда!" "Да, уйдём и поищем отдыха и покоя," - сказал ангел.
    С тех пор я менее страдаю, и если бы я не знал, что жена моя неутешна и друзья мои огорчены, то был бы почти счастлив.
    Дорогой мой покровитель открыл мне, почему меня постигла такая страдальческая смерть, и ради вашей пользы я и вам сделаю это признание.
    Два века тому назад я был причиной сожжения на костре молодой невинной девушки 14-ти лет. Она обвинялась в соучастии в заговоре против духовенства. Я был родом итальянец - судья, инквизитор; палачи не осмеливались прикоснуться к невинной девочке, и я сам был её судьёй и палачом. О, как велика справедливость Господня! Я покорился; я обещал не колебаться в минуту расплаты и рад, что имел силу сдержать данное слово, я безропотно выдержал испытание, и Ты, Господи, поддержал и простил меня. Когда же воспоминание о моей несчастной и невинной жертве изгладится из моей памяти? Я так страдаю! Необходимо, чтобы и она меня простила!
    И вы, последователи нового учения, вы говорите иногда: мы ничего не помним из того, что было прежде, потому и не можем избежать зла, которому следуем именно, что забыли прошлое. О, братья, благославляйте Господа: если бы Он дал нам память о прошлом, то не было бы вам покоя на земле. Вас бы преследовали стыд и укоры совести, и вы не имели бы ни минуты отдыха.
    Забвение есть Благодеяние, а воспоминание - мучение. Ещё несколько дней, и в награду за терпение, с которым я перенёс своё несчастье, Бог даст мне забвение содеянного мною греха. Такое обещание сделал мне мой добрый ангел."

Примечание. Характер г-на Летиля в его последнем существовании доказывает, насколько дух его улучшился. Поведение зависело от его раскаяния и решения изменить свой образ жизни, но одного этого было мало; ему ещё нужно было вынести большое испытание; нужно было, уже человеком, вытерпеть те страдания, которым он подвергал других; покорность при этих страшных мучениях была для него самым ужасным испытанием, но, к счастью, он всё перенёс стойко и не пал. Знакомство со Спиритизмом, конечно, много помогло ему и поддержало его мужество верою в будущую жизнь; он знал, что скорби земной жизни только испытания и искупления, и безропотно им покорялся, говоря: "Бог справедлив, вероятно, я это заслужил!"

§240. Учёный-честолюбец

    Г-жа Б*** из Бордо хотя и не испытывала горестной нищеты, но всю жизнь страдала от всевозможных болезней. Начиная с пятимесячного возраста до 70 лет, она почти каждый год бывала при смерти от самых серьёзных заболеваний. Три раза она была отравлена неудачными медицинскими опытами, и организм её, уже подорванный болезнями и лекарствами, до конца жизни не мог оправиться. Она испытывала самые тяжёлые, ничем неутолимые страдания. Дочь её, верующая спиритка и медиум, в молитвах своих просила Бога смягчить страдания матери, но её духовный покровитель сказал ей, чтобы она просила для больной только силы перенести эти муки с терпением и покорностью, и продиктовал ей следующее:

    "Всё имеет смысл и причину в человеческой жизни. Нет ни одного причинённого вами страдания, которое не отозвалось бы на вас; ни одного излишества вашего, которое бы не получило равносильного воздействия в виде какого-либо лишения, ни одна слеза не прольётся из ваших глаз, если не должна смыть какого-нибудь прежнего греха или даже преступления. Так переносите же физические и моральные страдания с терпением, как бы жестоки они вам ни казались. Поставьте себе примером пахаря, который, изнемогая от усталости, терпеливо продолжает свой труд: у него всегда перед глазами золотой колос - надежда и награда его. Такова участь всех страдающих на земле; стремление к будущему счастью, которое будет плодом их терпения, укрепит их против мимолётных страданий человечества.
    Так и с твоей матерью; каждая болезнь, принимаемая ею как искупление, есть смытое с её прошлого пятно, и чем скорее все пятна будут смыты, тем скорее она будет счастлива. А при недостатке покорности страдание остаётся бесплодным и приходится начинать испытание сначала. Самое нужное теперь для неё - это мужество и терпение. Потому и надо молить Бога и добрых духов даровать их ей.
    Мать твоя была когда-то хорошим доктором, практиковавшим преимущественно среди людей, обладавших всеми средствами для доставления себе благосостояния; там и доктор был осыпан деньгами и почестями. Но честолюбивый, любящий славу и богатство, он во что бы то ни стало хотел достигнуть совершенства в науке не с целью, однако, бескорыстного служения ближнему (он был далеко не филантроп), а только для того, чтобы увеличить свою практику. Для приобретения знаний он ничего не жалел и даже с этой целью превращал бедных, беззащитных больных в объекты для своих опытов. Он не жалел ни матери, ни ребёнка, если ему нужно было исследовать какие-нибудь явления; старику он сокращал дни, сильного человека превращал в развалину, делая над ним испытания разных медицинских средств, и всё это он производил над несчастными, доверчивыми людьми. Алчность и честолюбие, жажда золота и славы - вот каковы были мотивы его деятельности, и нужны были целые века и страшные испытания, чтобы укротить этого гордого и властолюбивого духа. Наконец явилось раскаяние и положило начало возрождению. Теперь искупление оканчивается и испытания последнего воплощения легки в сравнении с теми, какие он переносил раньше. Итак, будьте мужественны: если мучения были долги и жестоки, то награда за терпение, покорность и смирение будет велика.
    Мужайтесь же все, кто страдает! Думайте о кратковременности вашего телесного существования, думайте также и о радостях вечности. Призывайте к себе надежду, этого друга страждующих сердец, призывайте веру - сестру надежды. Вера укажет вам рай, а надежда прежде времени откроет вам врата его. Призывайте также и друзей, посланных вам Господом, которые окружают вас, поддерживают своей любовью и непрестанной заботой возвращают вас к Тому, Кого вы оскорбили нарушением Его законов."

Примечание. После своей смерти г-жа Б*** давала дочери и Спиритическому Обществу сообщения, в которых выражались выдающиеся качества её духа, в них она подтвердила всё, сказанное о её прошедшей жизни.

§241. Шарль де Сен-Ж***, (идиот)

(Парижское Общество, 1860 г.)

    Шарль де Сен-Ж*** был идиот 13-ти лет, его умственная способность была так ничтожна, что он не узнавал своих родителей и почти не умел сам есть. Весь организм его как бы остановился в своём развитии.

    1. (Св. Людовику): Пожалуйста, скажите нам, можем ли мы вызвать дух этого ребёнка?
    "Вы можете его вызвать так же, как вызываете дух умершего."
    2. Ваш ответ как будто дозволяет вызвать его во всякое время?
    "Да, душа держится в его теле только матерьяльными связями, а не духовными, поэтому она всегда может освободиться."
    3. Вызывание Шарля.
    "Я бедный дух, привязанный к земле, как птичка за одну ножку."
    4. В Вашем теперешнем состоянии сознаёте ли Вы, как дух, своё ничтожество на этом свете?
    "Конечно, я чувствую своё пленение."
    5. Когда Ваше тело спит и дух Ваш освобождается, имеют ли Ваши мысли ясность, свойственную нормальному состоянию?
    "Когда моё несчастное тело покоится, я немного свободнее могу подниматься к небу, куда я стремлюсь."
    6. Ощущаете ли Вы тяжёлое чувство Вашего телесного состояния?
    "Да, это моё наказание."
    7. Помните ли Вы Ваше прошедшее существование?
    "О, да, оно и было причиной моего теперешнего изгнания."
    8. Какое это было существование?
    "Я был молодой недоросль времён Генриха III."
    9. Вы говорите, что Ваше настоящее положение есть наказание, разве Вы сами его выбрали?
    "Нет."
    10. Каким же образом Ваша теперешняя жизнь может послужить к Вашему усовершенствованию при том состоянии ничтожества, в каком Вы находитесь?
    "Она не безрезультатна для меня перед Богом, который наложил на меня это наказание."
    11. Предвидите ли Вы продолжительность Вашего настоящего существования?
    "Нет, ещё несколько лет, и я возвращусь в своё духовное отечество."
    12. Что Вы делали в промежутке между последним Вашим существованием и нынешним?
    "Я был легкомысленным духом, - Бог и заточил меня, как в темницу."
    13. В состоянии бодрствования понимаете ли Вы, что происходит около Вас?
    "Я слышу и вижу, но тело моё ничего не понимает и не видит."
    14. Можем ли мы чем-нибудь Вам быть полезны?
    "Ничем."
    15. (Св. Людовику): Молитвы за воплощённого духа могут ли быть столь же действительны, как за бесплотного?
    "Молитва всегда хороша и угодна Богу, но в положении этого бедного духа она не может послужить ему ни к чему; однако Бог не забудет её, и в будущем она ему будет полезна."

Примечание. Это сообщение подтверждает то, что всегда было говорено об идиотах. Их моральное ничтожество не имеет ничего общего с духом, который, за исключением телесных органов, пользуется всеми своими способностями. Несовершенство органов препятствует только выражению мыслей, но не уничтожает их. Это подобно человеку с сильными, здоровыми членами, закованному в кандалы.

    Наставление, данное в Парижском Обществе одним из духов по поводу идиотов и кретинов.
    "Кретины - это существа, несущие на земле наказание за дурное употребление своих блестящих способностей; дух их заключён в теле, несовершенные органы которого не могут выражать их мысли. Это моральная и физическая немота - самое ужасное из земных наказаний. Его часто выбирают сами раскаивающиеся духи, желающие искупить свои прегрешения. Испытание это не остаётся бесплодным, так как дух не бездействует в своей телесной темнице. Его бессмысленные глаза видят, его расстроенный мозг мыслит, но ничего не выражается ни словом, ни взглядом, за исключением движения. Кретины как бы в летаргическом сне: они могут видеть и слышать, что делается вокруг, но не могут ничего выразить. Похоже также на кошмар, когда вы во сне хотите бежать от опасности, хотите крикнуть, позвать на помощь, но язык не повинуется вам, он прилип к гортани, а ноги к полу, тогда вы несколько мгновений чувствуете то, что кретин чувствует постоянно: это - парализованное тело, соединённое с живым духом.
    Почти все немощи имеют свою причину; ничего не бывает без причины, и то, что вы называете "несправедливостью судьбы", напротив того, есть применение самой высшей справедливости. Сумасшествие есть также наказание за злоупотребление высокими способностями; сумасшедший вмещает в себе две личности: ту, которая бредит, и другую, которая сознаёт свои действия, но не может их направлять. Что же касается кретинов, то созерцательная и уединённая жизнь их души, не имеющей внешних развлечений, может быть взволнована и бурна не менее самых сложных, наполненных событиями существований. Некоторые из них возмущаются против своей добровольной казни, сожалеют, что избрали её и испытывают бешеное желание возвратиться к другой жизни. Желание это заставляет их даже забывать покорность в настоящей жизни и раскаяние о прошедшей, которую они сознают, так как кретины и сумасшедшие знают больше вас, и под их физической немощью кроется моральная мощь, о которой вы не имеете понятия. Их яростные и нелепые поступки, которым предаётся их тело, разбираются и судятся их внутренним существом, которое их стыдится и от них страдает. Таким образом, дурно обращаться с ними, смеяться над ними или обижать их, как делают многие, это значит прибавлять им ещё страданий, поскольку это ещё сильнее даёт им чувствовать свою беспомощность и унижение, и если бы они могли, то, конечно, обвинили бы в трусости тех, кто так поступает с ними, зная, что они не могут защищаться.
    Кретинизм не является выражением неизменного закона Божия, наука может его уничтожить, так как он происходит от невежества, нищеты и неопрятности. Новые средства гигиены, которые более практичная новая наука сделала общим достоянием, клонятся к его полному истреблению. Прогресс составляет непременное условие существования человечества, и назначаемые испытания должны изменяться и следовать ходу веков; они все со временем будут только моральными, и когда ваша Земля, ещё юная, пройдет все фазы своего развития, она преобразится в местопребывание счастливых, как и другие, более возвысившиеся планеты.

Пьер Жюти, отец медиума."

Примечание. Было время, когда сомневались в существовании душ у кретинов и спрашивали, действительно ли они принадлежат к роду человеческому. Как поучителен и высокоморален взгляд на них Спиритизма! Как глубоки размышления по поводу этих уродливых тел, заключающих души, может быть, блиставшие в свете, мыслящие и сознательные как наши, но подавленные тяжёлой оболочкой, заглушающей всякое их проявление. То же может произойти и с нами, если мы злоупотребим дарованными нам Провидением способностями.
    Да и как объяснить кретинизм, как согласовать его со справедливостью Божией, если не признавать множественности существований? Если душа не жила раньше и была сотворена одновременно с телом, то чем оправдывать создание этих обездоленных душ милосердным и благим Господом? Тут дело идёт не о случайном каком-нибудь явлении, как, например, о помешательстве, которое может быть предупреждено или излечено; эти существа родятся и умирают в одном и том же состоянии; они не имеют никакого понятия о добре и зле, - какая же участь ожидает их в вечности? Будут ли они счастливы наравне с разумными и трудолюбивыми людьми? Но почему такая милость им, ничего хорошего не сделавшим? Будут ли они в преддверии рая, то есть в состоянии среднем между счастьем и несчастьем? За что такое вечное уничижение? Их ли это вина, если Бог их создал идиотами? Какой выход найти из этого затруднения, если не признавать учения о перевоплощении? Только в этом учении можем мы найти самое рациональное объяснение всего, что казалось необъяснимым, и самое чудное оправдание того, что представлялось несправедливостью.
    Впрочем, мы не слыхали, чтобы отвергающие это учение опровергали его какими-нибудь доводами, кроме своего нежелания возвратиться на землю. На это им отвечают, что Бог не будет спрашивать их позволения, чтобы послать их туда, так же, как судья не ожидает согласия виновного, чтобы отправить его в тюрьму. Всякий имеет возможность не возвращаться, если улучшится настолько, чтобы перейти в высшие сферы. Но в эти счастливые сферы гордыня и эгоизм не допускаются, и потому необходимо отделаться от этих нравственных немощей, если хочешь усовершенствоваться.
    Известно, что в некоторых странах кретинов не только не презирают, но относятся к ним с заботливым вниманием. Не происходит ли это от интуитивного, полусознательного чувства к этим несчастным, истинное положение которых тем более достойно сожаления, что их дух, сознающий своё состояние, должен сильно страдать в положении отверженного из человеческого общества?
    В этих странах считается даже преимуществом и благословением небесным иметь такое жалкое существо в своей семье. Не суеверие ли это? Это возможно потому, что у невежественных людей суеверия примешиваются к высоким идеям, смутно ими сознаваемым. Во всяком случае такая обязанность, возложенная на родителей, даёт им возможность проявить милосердие тем более достойное, что оно всегда бескорыстно и для людей бедных составляет значительную обузу. Окружать нежными заботами обиженное Природой дитя - большая заслуга, чем воспитывать хорошо одарённого ребёнка, достоинства которого в будущем окупят связанные с ним сегодня затраты. А сердечное милосердие всегда привлекает благословение Божие: это наиболее угодное Ему чувство. У этих людей оно врождённо и равносильно следующей молитве: "Благодарим тебя, Боже наш, что ты возложил на нас обязанность поддерживать это слабое существо и утешать несчастного."

§242. Аделаида-Маргарита Госс

    Аделаида была скромная, бедная служанка в Нормандии, около Арфлера. Одиннадцати лет она поступила на службу к богатому гуртовщику. В скором времени наводнение выступившей из берегов Сены затопило все его стада, и скот весь погиб, затем постигло его новое несчастье, и наконец он разорился окончательно. Но Аделаида считает судьбу свою связанною с судьбою своих хозяев, и, оставив всякий эгоизм, слушая только голос своего великодушного сердца, отдаёт им все свои сбережения, состоящие из 500 франков, а сама остаётся служить им без жалованья. Затем, после их смерти она остаётся жить с их дочерью, вдовою без всяких средств. Аделаида работает в поле и весь свой заработок отдаёт госпоже. Выйдя замуж, она вместе с мужем продолжает содержать бедную женщину, которую всё-таки называет своей хозяйкой. И это высокое самопожертвование длится почти 50 лет.
    Благотворительное Общество Руана не оставило без вознаграждения подвиг этой женщины и присудило ей почётную медаль и денежное вознаграждение. Масонские ложи в Гавре присоединились к этому и также предложили ей маленькую сумму денег в виде помощи, и местная администрация занялась обеспечением ей средств к жизни, не оскорбляя её самолюбие.
    Апоплексический удар быстро и безболезненно унёс эту чудную, добродетельную женщину. Ей отдали последний долг, скромно, но прилично почтили память её. Секретарь мэрии присутствовал на её похоронах.

(Парижское Общество. 27 декабря 1861г.)

    1. Вызывание. Мы просим Всемогущего Бога дозволить духу Маргариты Госс сообщиться с нами.
    "Бог дарует мне эту милость."
    2. Мы счастливы выразить Вам наше восхищение Вашими добрыми делами во время земной Вашей жизни и надеемся, что Ваше самоотвержение получило должную награду.
    "Да, Бог милостив к рабе своей. То, что я делала и что вы находите хорошим, было совершенно естественно."
    3. Для нашего назидания, не можете ли Вы нам сказать, по какой причине Вы занимали столь скромное положение на земле?
    "В двух моих предшествующих воплощениях я занимала достаточно высокое положение; мне было легко делать добро; я была богата и исполняла его без всякой жертвы со своей стороны. И вот я нашла, что подвигаюсь слишком медленно и просила разрешения возвратиться в более трудные условия жизни, где бы мне приходилось бороться с нуждой и лишениями. Я долго к этому готовилась. Бог поддержал меня, и наконец я достигла намеченной цели, благодаря дарованной мне Богом духовной помощи."
    4. Видели ли Вы Ваших прежних хозяев? Пожалуйста, скажите нам, каковы Ваши отношения и считаете ли Вы себя до сих пор подчинённой им?
    "Я их видела; они были здесь при моём появлении. Я вам скажу со всем смирением, что они смотрят на меня как на высшее существо."
    5. Имели ли Вы какую особую причину, чтобы именно к ним привязаться так сильно?
    "Никакой особенной причины; я бы и в другом месте могла достигнуть своей цели; выбрала же я их потому, что хотела заплатить им долг благодарности: они просто были добры ко мне и оказали мне услугу."
    6. Какую будущность предчувствуете Вы для себя?
    "Я надеюсь получить воплощение в таком мире, где нет ни скорби, ни печали. Вы, может быть, сочтёте меня очень самонадеянной, но я, по живости своего характера, говорю, как думаю. Впрочем, я надеюсь на волю Божию."
    7. Мы благодарим Вас, что Вы пришли на наш призыв и не сомневаемся, что Бог вознаградит Вас своими милостями.
    "Благодарю. Да благословит вас Бог и да пошлёт вам всем в минуту смерти те чистые радости, которые выпали на мою долю!"

§243. Клара Ривье

    Клара была девочка 10-ти лет, родившаяся в семье землепашца, в деревне на юге Франции; она была совершенная калека с 4 лет. В продолжение своей жизни она не издала ни единой жалобы, ни одного крика нетерпения; хотя и лишённая всякого образования, она утешала своих родителей и говорила им о будущей жизни и о счастье, которое она должна там найти. Она умерла в сентябре 1862 года после четырёх дней страданий в конвульсиях, и всё время она не переставала молиться Богу. "Я не боюсь смерти, так как жизнь полная блаженства ожидает меня там." Отцу своему она говорила: "Не плачь, утешься, я буду приходить навещать тебя. Час мой близок, я это чувствую, но когда он придёт, я буду знать и скажу тебе наперёд." И действительно, когда роковая минута наступила, она позвала всех своих и сказала: "Мне остаётся жить пять минут; дайте мне ваши руки." И умерла как предсказала. С той поры стучащий дух стал приходить в дом супругов Ривье, где он всё переворачивает, стучит столом, колышет занавеси, передвигает посуду. Дух этот является под видом Клары сестре её, которой только 5 лет. Та часто видит сестру и радостно восклицает: "Посмотрите же, какая Клара красивая!"

    1. Вызывание Клары Ривье.
    "Я около вас и готова отвечать."
    2. Откуда Вы, не имея образования, могли почерпнуть столь возвышенное понятия о будущей жизни?
    "Из короткого пребывания на вашей планете, а также и из прежнего воплощения. Я была медиумом, когда покинула землю, и второй раз сделалась медиумом, когда возвратилась к вам. Это было предопределением: я чувствовала и видела то, что говорила."
    3. Как могло случиться, что ребёнок Ваших лет четыре года терпел непрерывные страдания и даже не жаловался и не стонал?
    "Это было потому, что физическое страдание сдерживалось более могущественной силой, силой моего ангела-хранителя, которого я постоянно видела около себя. Он умел облегчать мои муки и волю мою делал сильнее страданий."
    4. Как Вы были предупреждены о времени Вашей смерти?
    "Мой ангел-хранитель сказал мне это, а он никогда не обманывал меня."
    5. Вы утешали Вашего отца, говоря ему, что будете приходить. Каким образом Вы, имея такие добрые чувства к родителям, решаетесь приходить и беспокоить их стуком?
    "Мне дано испытание или скорей поручение, которое я должна исполнить. Если я прихожу к своим родителям, то вы думаете, что это так, без причины? Этот шум, эти стуки, производимые моим присутствием, есть предупреждение. Мне помогают другие духи, они-то и стучат, а я появляюсь моей сестре. Благодаря нам, произойдёт много обращений. Родители мои должны были выдержать своё испытание; оно скоро кончится, но только после того, как принесёт убеждённость многим умам."
    6. Так не Вы лично производите этот шум?
    "Мне помогают другие духи, которые служат помощниками в испытании, назначенном моим дорогим родителям."
    7. Каким же образом Вас узнала Ваша сестра, если это не Вы производите весь этот шум?
    "Сестра моя видела только меня. Она обладает теперь двойным зрением, и не в последний раз моё присутствие будет поддерживать и утешать её."
    8. Отчего Вы в таком раннем возрасте подверглись стольким болезням?
    "Я искупала свои прежние грехи. Я употребила во зло своё здоровье и положение, какими располагала в предыдущем воплощении; тогда Бог сказал мне: "Ты широко, даже безмерно пользовалась, так же будешь и страдать. Ты была заносчива - будешь скромна, ты гордилась своей красотой - будешь калекой, а вместо тщеславия ты постараешься приобрести милосердие и доброту." И я сделала так, как повелел Господь, а ангел-хранитель помог мне."
    9. Не хотите ли что-нибудь передать Вашим родителям?
    "По просьбе одного медиума мои родители сделали много благодеяний. Они были правы, что молились не одними только губами, но и сердцем, а руками делали добро. Давать тем, кто нуждается, значит молиться и быть спиритом.
    Бог дал всем душам свободу воли, т.е. свободу совершенствоваться; он всем им дал одно и то же стремление, и вот почему платье грубое гораздо ближе, чем обыкновенно думают, касается платья, затканого золотом. Итак, уменьшайте расстояния милосердием, введите бедного в дом ваш, ободрите его, поддержите его, не оскорбляйте его. Если бы все умели поступать по этому великому закону совести, то не было бы в определенные времена тех ужасных бедствий, которые бесчестят цивилизованные народы и которые Бог посылает, чтобы наказать их и открыть им глаза.
    Дорогие родители, молитесь Богу, любите друг друга, исполняйте закон Христов, не делая другому того, чего бы вы не желали для себя. Молите Господа, который испытывает вас, показывая вам, что воля Его велика и священна, как Сам Он. Старайтесь в ожидании будущего запастись мужеством и настойчивостью. Вы призваны ещё страдать. Надо суметь заслужить хорошее место в лучшем мире, где понимание Божественной справедливости превращается в наказание для злых духов.
    Я всегда буду около вас, дорогие родители. Прощайте, или лучше сказать, до свидания. Имейте покорность, милосердие, любовь к ближнему - и вы будете счастливы.

Клара."

Примечание. Как прекрасна эта мысль: "Грубое платье гораздо ближе, чем обыкновенно думают, касается платья затканного золотом." Тут подразумеваются духи, которые при перевоплощении переходят от блестящего положения к скромному или даже низкому, так как они в низшей среде искупают злоупотребление дарами Господа. Это общепонятная справедливость.
    Другая мысль, не менее глубокая, приписывает народные бедствия нарушению закона Божия, ибо Бог карает народы, как и отдельные личности. И верно, что если бы все исполняли закон милосердия, то не было бы ни войн, ни больших бедствий. К соблюдению этих законов и ведёт спиритическое учение; не от этого ли оно встречает таких упорных врагов? Неужели слова этой девочки к своим родителям похожи на слова демона?

§244. Франсуаза Вернэ

    Слепая от рождения дочь арендатора из окрестностей Тулузы, умерла в 1855 году 45-ти лет. Её обыкновенным занятием было объяснение катехизиса детям, чтобы приготовить их к конфирмации. Когда катехизис переменили, она стала учить их поновому, так как знала оба наизусть. Раз вечером, дело было зимой, она возвращалась с тёткой с экскурсии за несколько вёрст. Нужно было проходить лесом по ужасно грязной дороге и итти с большой осторожностью по краю рва. Тётка хотела взять её за руку, но она сказала: "Не беспокойтесь обо мне: мне не угрожает опасность упасть; я вижу на своём плече свет, который указывает мне дорогу; следуйте за мной, я вас поведу." Таким образом слепая вела зрячую, и оне благополучно возвратились домой.

    Вызывание в Париже в 1865 году.
    1. Можете ли Вы объяснить что-нибудь по поводу света, который указывал Вам путь в ту тёмную ночь и был видим только Вам?
    "Как, вы, имеющие постоянное сношение с духами, нуждаетесь ещё в объяснении подобного явления? Это был мой ангел-хранитель, указывающий мне путь."
    2. Мы так и думали, но нам хотелось иметь Ваше подтверждение. Знали ли Вы в то время, что это был Ваш ангел-хранитель?
    "Нет, сознаюсь в этом; но всё же я думала, что это был небесный покровитель. Я так долго молила милосердного Бога сжалиться надо мной! Так ужасно быть слепой! Да, это жестоко, но я сознаю, что это справедливо. Кто грешил глазами, тот и должен быть наказан глазами, и так во всех способностях, которыми одарены люди и которыми они злоупотребляют. Не ищите других причин многочисленных несчастий человечества, кроме естественной, т.е. искупления за содеянное. Искупление только тогда может считаться заслугой, когда оно исполняется с кротостью и покорностью и когда с молитвою призывают помощь духовную. Эти духовные влияния покровительствуют виновным, находящимся в человеческой исправительной тюрьме, и дают надежду и утешение огорчённым и страждущим сердцам."
    3. Вы посвятили себя религиозному обучению бедных детей. Трудно ли Вам было приобрести необходимые знания для преподавания катехизиса, который Вы знали наизусть, несмотря на Вашу слепоту и на то, что он был переменён на другой?
    "Слепые вообще пользуются двойным развитием остальных чувств, если могу так выразиться. Наблюдательность составляет их отличительную черту, и память их очень развита. В ней навсегда запечатлеваются все познания, к которым они чувствуют склонность. Ничто внешнее не отвлекает их, и потому память может, при хорошем воспитании, быть доведена у них до замечательного развития. Но этого не могло быть со мной, так как я не получила образования. Всё же, я благодарю Бога за то, что Он даровал мне достаточные способности, чтобы выполнить задачу, которую я должна была исполнить по отношению к бедным детям. Это было необходимо также для того, чтобы загладить дурной пример, который я им давала в моей прежней жизни. Всё важно для спиритов. Им достаточно оглянуться и посмотреть вокруг себя, и это полезнее, чем углубляться в философские тонкости, к которым их склоняют некоторые духи. Такие духи только потешаются над людьми, льстя их ложной гордости громкими, но бессодержательными фразами."
    4. Судя по Вашим выражениям, мы находим в Вас значительное умственное развитие, а поведение Ваше на земле доказывает и нравственное совершенство Ваше.
    "Мне ещё много нужно работать. Но на земле многих считают неразвитыми и несведущими, потому что способности их затемнены наложенным на них испытанием, но со смертью покров этот снимается, и эти бедные неучи оказываются иногда просвещённее тех, кто к ним относился с презрением; верьте мне, гордыня есть пробный камень, по которому узнают человека. Все те, которые поддаются лести и имеют высокое мнение о себе, стоят на дурном пути. Остерегайтесь их, они неискренни. Будьте кротки, как Христос, и, как Он, несите крест свой с любовью, чтобы получить доступ на небеса.

Франсуаза Вернэ."

§245. Анна Биттер

    Потерять любимого ребёнка - очень тяжёлое горе, но видеть единственное дитя, подававшее лучшие надежды и на котором сосредоточены все привязанности в жизни, погибающим, угасающим по неизвестной причине, хотя и без страданий; исчерпать без пользы все средства науки и убедиться, что нет надежды на спасение - это страдание, не облегчаемое даже богатством. К чему и обеспеченное состояние, если видишь, что дорогое существо не будет им пользоваться?
    Таково было положение отца Анны Биттер; мрачное отчаяние овладело его сердцем, и характер его всё более и более раздражался безотрадным положением, роковой исход которого был неизбежен, хотя, может быть, и не близок. Друг его, посвящённый в Спиритизм, счёл своей обязанностью обратиться к своему духу-покровителю и получить от него следующий ответ:
    "Я объясню тебе странное явление, о котором ты спрашиваешь. Я уверен, что тобой руководит не праздное и не нескромное любопытство, а то сострадание к этому бедному ребёнку, к тому же тебе, как верующему в правосудие Божие, это будет поучительно. Тот, кого Бог наказует, должен склониться пред Его волею, а не проклинать и не восставать против Него. Бог никогда не посылает испытаний без причины. Бедная девочка, срок смерти которой по воле Всемогущего был отсрочен, должна теперь скоро прийти к нам, ибо Господь сжалился над ней, а отец её получил возмездие и понесёт потерю единственной привязанности своей жизни за то, что посмеялся над сердцем и доверием тех, кто его окружал. Одно время расскаяние его тронуло Всевышнего, и смерть уже была над головой дорогого существа, но появился опять ропот, а за ним, как всегда, последовало и возмездие. Счастливы вы, когда получаете возмездие ещё на земле... Молитесь за этого несчастного ребёнка, конец которого, по его молодости, будет труден; жизненная сила так велика в этом измождённом теле, что душе тяжело будет отделиться от него. О, молитесь; позднее она сама поможет вам и утешит вас. Дух её более высок, чем у всех тех, кто её окружает.
    По особому, милостивому разрешению Господа я мог ответить тебе для того, в особенности, чтобы духу этому была оказана помощь, и он легче освободился от тела."
    Отец умер через несколько времени, испытав всю горечь одиночества. Вот те сообщения, которые они оба дали нам после своей смерти:

    Дочь. "Благодарю, друг мой, что Вы поинтересовались судьбой бедного ребёнка и последовали совету доброго духа-покровителя. Да, благодаря Вашим молитвам, я могла легче освободиться и покинуть свою земную оболочку: отец же мой, к несчастью, не молился, он проклинал. Но я его не виню - это было из любви ко мне. Я молю Бога помиловать и просветить его ещё при жизни; я его ободряю, мне поручено облегчить его последние минуты. Иногда мне кажется, что луч божественного света достиг до него, но это только скоро проходящая молния, и он опять погружается во мрак своих первоначальных идей. Зачаток веры в нём есть, но всё это заглушено интересами жизни и может развиться только после новых тяжёлых испытаний. А мне оставалось всего лишь докончить свои испытания, и потому они были не очень тяжелы и не особенно болезненны. Я не страдала во время своей странной болезни, а была скорее орудием испытания для моего отца. Он мучился гораздо больше меня. Я покорялась, а он нет. Теперь же я вознаграждена. Господь сократил моё пребывание на земле, и я благодарна Ему за это. Я счастлива среди добрых духов, меня окружающих; все мы с радостью занимаемся своими делами, бездействие было бы для нас жестоким наказанием."

    Отец через месяц после смерти.
    1. Цель нашего вызова - узнать Ваше положение в мире духов, и, если это в наших силах, быть Вам полезными.
    "Мир духов! Но я его не вижу. Я вижу только людей, которых я знал, но они обо мне не думают и не сожалеют, напротив, кажется очень довольны, что избавились от меня."
    2. Отдаёте ли Вы себе верный отчёт в Вашем положении?
    "Вполне отдаю, в продолжение некоторого времени я думал, что ещё нахожусь в вашем мире, но теперь я уверен, что больше уже не с вами."
    3. Как же это может быть, что Вы не видите вокруг себя других духов?
    "Этого я не знаю. Однако, около меня всё очень светло."
    4. Видите ли Вы Вашу дочь?
    "Нет, она умерла, я зову и ищу её, но всё напрасно. Какую ужасную пустоту оставила для меня её смерть на земле! Умирая, я радовался, что увижусь с ней; нет, всё опять пусто вокруг меня; кто сказал бы мне слово утешения и надежды. Прощайте, пойду искать своё дитя."
    Дух-покровитель медиума. "Человек этот не был ни атеистом, ни матерьялистом, но верил смутно, равнодушно относясь к Богу и к мысли о будущности; он духом весь уходил в земные интересы и житейские попечения. Глубокий эгоист по натуре, он был, однако, готов всем пожертвовать для спасения дочери, но в то же время он бы не задумался пожертвовать интересами других людей ради своей личной пользы. Помимо дочери, у него не было привязанности ни к кому. Бог наказывает его за это, как вы уже знаете. Он отнял у него единственное его утешение на земле, а так как он всё-таки не раскаялся, то лишён её и в мире духов. Он ничем не дорожил на земле, и им никто не интересуется здесь, он один, покинут всеми - в этом его наказание. Однако, дочь его рядом с ним, но он не видит её. Если бы он видел её, то не было бы наказания. Что же он делает? Обращается ли он к Богу? Расскаивается ли? Нет, он всё ропщет, он даже богохульствует и продолжает всё то же, что делал на земле. Помогите ему молитвой и советами выйти из этого ослепления."

§246. Жозеф Мэтр, слепой

    Жозеф Мэтр принадлежал к среднему классу общества, имел скромные средства и ни в чём не нуждался. Родители его дали ему хорошее образование и предназначали его к торговле, но 20-ти лет он вдруг ослеп. Умер он в 1845 году 50-ти лет от роду. За 10 лет до смерти он совершенно оглох, так что ему приходилось сноситься с окружающими только посредством осязания. Ничего не видеть было уже тяжело, но когда он ещё лишился и слуха, то это было просто мучение, тем более, что ранее он пользовался всеми своими органами. Чем он заслужил такую грустную участь? Настоящая жизнь не могла быть в том виной: поведение его было всегда примерно. Он был добрый сын, характера кроткого и доброжелательного, и когда вдруг лишился слуха, то принял это наказание с покорностью, и никогда от него не слышали ни ропота, ни жалобы. Его разговоры доказывали ясность ума и незаурядные способности.
    Одна знавшая его особа, думая, что его сообщения могут быть поучительны, решила его вызвать и получила следующий ответ на предложенные вопросы.

(Париж, 1863 год)

    "Друзья мои, благодарю вас за память обо мне, хотя, вероятно, вам не пришла бы мысль беседовать со мной, если бы вы не надеялись извлечь из того пользу, но я знаю, что вами движет и более серьёзная причина, и потому с удовольствием отзываюсь на ваш призыв, раз мне это дозволено. Желаю, чтобы пример мой послужил вам новым доказательством правосудия Божия, каковых вы уже много получили от духов. Вы знали меня слепым и глухим и спрашиваете, что я сделал, чтобы заслужить подобную участь? Я вам скажу. Знайте, что уже второй раз я лишён зрения. В моём предшествующем существовании, которое было в начале прошлого столетия, я ослеп 30-ти лет от излишеств всякого рода, которые разрушили моё здоровье и ослабили весь мой организм. Это было наказание за то, что я дурно пользовался данными мне способностями и вместо того, чтобы сознаться, что я сам был причиной моего несчастья, я стал роптать на Провидение, в которое, между прочим, очень мало верил. Я богохульствовал, я отвергал Бога, я обвинял Его и говорил, что если Он существует, то должен быть зол и несправедлив, заставляя так страдать Свои создания. Мне бы следовало радоваться, что подобно другим слепым, мне не приходилось просить милостыни, но я думал только о том, что лишён возможности пользоваться радостями жизни. Под влиянием этих мыслей и отсутствия веры я сделался сварливым, злым, требовательным и невыносимым для окружающих. Жизнь потеряла всякую цену для меня, а о будущности я не думал: это была химера в моих глазах. Испробовав всевозможные средства науки и видя, что выздоровление невозможно, я решил покончить с жизнью и сделался самоубийцей.
    При моём пробуждении я увидел себя погружённым в тот же мрак, который окружал меня при жизни. Я скоро понял, однако, что не принадлежу более к телесному миру, но и в виде духа я остался слеп. Итак, загробная жизнь действительно существует! Я напрасно старался уничтожить её и погрузиться в небытие. Меня охватывала пустота. И если эта жизнь должна быть вечной, как я то слыхал на земле, то, стало быть, я буду навек погружён во тьму! Мысль эта была ужасна. Я не страдал от боли, но описать томление и грусть, овладевшие моей душой, невозможно! Сколько времени это продлилось - не ведаю, но сколь долгим оно мне показалось!
    Истощённый, измученный, я наконец пришёл к сознанию: я понял, что посторонняя, высшая сила давит меня, и подумал, что если эта сила могла давить меня, то она же, вероятно, может и помочь мне, и стал просить помощи и пощады. По мере того, как я молился всё с большим рвением, что-то подсказывало мне, что моё тяжёлое положение будет иметь предел. Наконец просиял свет. Мой восторг был безграничен, когда я увидел небесное сияние и смог различить окружающих меня духов: они приветливо улыбались мне и радостно парили в пространстве. Я хотел последовать за ними, но невидимая сила удержала меня. Тогда один из них сказал мне: "Бог, которого ты не хотел знать, принял во внимание твоё возвращение к Нему и дозволил нам показать тебе свет; но ты уступил только принуждению и усталости. Если ты хочешь отныне разделять счастье, каким наслаждаются здесь, ты должен доказать искренность своего раскаяния и добрых намерений и снова принять воплощение, а с ним и земные испытания. Но тебе будет поставлено условие, что ты опять будешь подвергнут тому же испытанию, и это второе испытание будет ещё суровее первого." Я с поспешностью принял всё и обещал не ослабевать более и не поддаваться ропоту.
    Итак, я возвратился на землю, в то существование, которое вам известно. Раньше мне не трудно было быть добрым - по натуре я не зол, но я восставал против Бога, и Он наказал меня. Возвратился же я со врождённой верой и потому не роптал более на Бога и переносил своё двойное убожество с покорностью как искупление, посланное высшим правосудием. Одиночество, в котором я жил последние годы, нисколько не было тяжело мне. Я верил в милосердие Господа, и это уединение было мне даже полезно. В продолжение этой долгой ночи, когда всё было - тишина, душа моя, более свободная, возносилась к Всевышнему и мысленно провидела бесконечность. Когда пришёл конец моему изгнанию, мир духов представлял для меня только великолепие и неописуемые радости.
    В сравнении с прошедшим моё теперешнее положение кажется мне очень счастливым, и я воздаю благодарение Господу; но когда я смотрю вперёд, то вижу, насколько я ещё далёк от совершенного счастья. Я искупил, - теперь мне нужно загладить. Моё последнее существование принесло пользу только мне одному; я надеюсь в скором времени начать ещё новую жизнь и быть полезным другим; и это загладит моё предшествовавшее бесполезное существование. Только тогда я подвинусь вперёд по благословенному пути, что открыт всем духам с добрыми намерениями.
    Вот моя история, друзья мои. Если пример мой может просветить некоторых из воплощённых братьев моих и избавить их от той тины, в которой я сам погряз, то это будет первой уплатой моего долга.

Жозеф."