Закон поддержания жизни (самосохранения)

 

Глава Пятая


ЗАКОН ПОДДЕРЖАНИЯ ЖИЗНИ
(САМОСОХРАНЕНИЯ)



Инстинкт самосохранения - Средства самосохранения - Наслаждение земными благами - Необходимое и излишнее - Добровольные лишения. Умерщвление плоти


§104. Инстинкт самосохранения


702. Инстинкт самосохранения, является ли он законом природы?
    - "Несомненно; он дан всем живым существам, какова бы ни была степень их ума; у одних он чисто машинален, а у других - рационален."
703. С какой целью Бог дал всем живым существам инстинкт самосохранения?
    - "Потому что все должны содействовать видам Провидения; именно для этого Господь дал им жажду жизни. И затем, жизнь необходима для совершенствования существ; они инстинктивно чувствуют это, не отдавая себе в том отчёта."


§105. Средства самосохранения


704. Бог, давая человеку жажду жизни, всегда ли доставляет ему средства к этому?
    - "Да, и если человек их не находит, то это оттого, что он их не понимает. Бог не мог дать человеку жажду жизни, не предоставив ему средств для сохранения и поддержания её, поэтому он наделяет землю свойством производить матерьял, из которого её обитатели получают всё для себя необходимое, ибо только одно необходимое полезно, излишнее же никогда не бывает таковым."
705. Почему земля не всегда производит достаточно, чтобы снабдить человека необходимым?
    - "Оттого что человек пренебрегает ею, неблагодарный! Это, однако, превосходная мать. Часто также он обвиняет природу в том, что есть результат его собственного неумения и непредусмотрительности. Земля всегда бы производила необходимое для всех, если бы человек умел довольствоваться только им. Если она не удовлетворяет всем нуждам, то лишь потому, что человек превращает в избыток для себя одного то, что должно было служить необходимым для всех других. Взгляни на араба, жильца пустыни: он всегда находит средства к жизни, потому что не создаёт себе искусственных потребностей; но когда половина продуктов растрачена ради удовлетворения фантазии, должен ли человек удивляться, что у него нет ничего на завтра, и имеет ли он право жаловаться на стеснения, когда приходит время диеты? Истинно говорю вам, что не природа непредусмотрительна, но человек, не умеющий управлять собой."
706. Под "благами земли" должно ли понимать лишь продукты почвы?
    - "Почва есть первоисточник, из коего вытекают все прочие источники, ибо в конечном счёте источники эти суть не что иное, как преобразованные продукты почвы; поэтому под благами земли следует понимать всё то, чем человек может наслаждаться на этом свете."
707. У некоторых людей зачастую не хватает средств к существованию даже посреди окружающего их изобилия; кого должны они упрекать в этом?
    - "Эгоизм людей, которые не всегда делают то, что они должны делать; затем - и чаще всего - самих себя. "Ищите, да обрящете" - слова эти значат совсем не то, что достаточно просто смотреть на землю, чтобы найти, что желаешь, но то, что нужно искать этого страстно и настойчиво, а не вяло; наконец, что нельзя позволить обескуражить себя препятствиям, каковые очень часто лишь средства к тому, чтобы испытать ваше постоянство, ваше терпение и вашу твёрдость." (См. N 534).

Примечание. Если цивилизация умножает потребности, то она же умножает и источники труда и средства к жизни; но нужно согласиться, что в этом отношении ей многое ещё остаётся сделать; когда она совершит своё дело, никто не скажет, что ему не хватает необходимого, если только это не происходит по его собственной вине. Беда многих в том, что они встают на путь, который для них не предназначила природа; тогда именно им и не хватает ума, чтобы добиться успеха. Для всех есть место под солнцем, но при том условии, чтобы занять именно своё место, а не чужое. Природа не повинна в пороках общественной организации и бедствиях, проистекающих от честолюбия и самолюбия.
    Нужно, однако, быть слепым, чтобы не признать того прогресса, который совершился в этом отношении у более продвинутых народов. Благодаря похвальным усилиям, каковые филантропия и наука, соединённые вместе, не перестают совершать ради улучшения матерьяльного состояния людей, и невзирая на непрестанный рост населения, недостаточность производства смягчается в значительной степени, и самые бедственные годы ныне не идут ни в какое сравнение с тем, какими они бывали прежде; общественная гигиена - этот столь существенный элемент силы и здоровья, неведомый нашим отцам - является объектом просвещённой заботливости; несчастье и страдание находят себе пристанище; повсюду наука вносит свой вклад, чтобы увеличить благосостояние. Стоит ли говорить о том, будто мы достигли совершенства? Конечно же, нет; но то, что уже сделано, даёт меру тому, что может ещё быть сделано настойчивостью, если человек будет достаточно мудр для того, чтобы искать счастье своё в вещах положительных и серьёзных, а не в утопиях, отбрасывающих его назад, вместо того чтобы продвигать вперёд.

708. Но ведь бывают такие положения, когда средства к существованию ни в коей мере не зависят от воли самого человека и когда отсутствие самого необходимого является следствием силы вещей?
    - "Это зачастую мучительное испытание, которому человек должен подвергнуться и о котором ему было известно; в этом случае, если ум ему не подсказывает никакого выхода из затруднения, вся заслуга его заключается в подчинении воле Божьей. Если его ожидает там смерть, он должен решиться на это безропотно, помышляя лишь о том, что настал час истинного освобождения и что отчаяние последнего мгновенья может заставить его потерять плод отречений."
709. Те, кто, будучи доведены до крайности, решились умертвить ближнего, чтобы телом его утолить свой голод, совершили ли они преступление? И если это преступление, то не смягчается ли оно волей к жизни, каковую даёт им инстинкт самосохранения?
    - "Я уже ответил вам, сказав, что больше заслуги в том, чтобы подвергнуться всем испытаниям жизни со смелостью и самоотречением. Здесь же налицо убийство и преступление, идущее вразрез с природой, так что ошибка, приводимая вами, должна быть вдвойне наказана."
710. В мире, в котором устроение живых существ более чисто, имеют ли потребность в питании?
    - "Да; но их пища соответственным образом соотносится с их природой и была бы недостаточно существенна для ваших грубых желудков; точно так же и они не могли бы переварить вашей."


§106. Наслаждение земными благами


711. Пользование благами земли, является ли оно правом всех людей?
    - "Это право является следствием необходимости жить. Бог не может установить обязанности, не дав средств к её исполнению."
712. С какой целью Бог наделил привлекательностью наслаждение матерьяльными благами?
    - "За тем, чтобы побудить человека к осуществлению его назначения, а также чтобы испытать его искушением."
- Какова цель этого искушения?
    - "Развить его разум, который должен уберечь его от излишеств."

Примечание. Если бы человек был побуждаем к пользованию земными благами одной лишь полезности ради, его безразличие могло бы нарушить вселенскую гармонию; Господь дал ему влечение к удовольствию, каковое побуждает его к исполнению планов Провидения. Но через это же самое влечение Бог пожелал, помимо того, испытать человека искушением, каковое влечёт его к злоупотреблениям и крайностям, от коих его должен оберечь собственный разум.

713. Есть ли среди наслаждений пределы, очерченные природой?
    - "Да, чтобы указать вам пределы необходимого, но своими излишествами вы достигаете пресыщения и тем наказываете самих себя."
714. Что думать о человеке, который в излишествах всех родов ищет обострённости своим наслаждениям?
    - "Убогая натура, достойная жалостиь, но никак не зависти, ибо она весьма близка к смерти!"
- К физической или же к нравственной смерти он приближается?
    - "И к той, и к другой."

Примечание. Человек, в излишествах разного рода ищущий обострения наслаждениям, ставит себя ниже скотины, ибо скотина умеет останавливаться при удовлетворении нужды. Он отрекается от разума, который Бог дал ему в проводники, и чем больше его излишества, тем больше власти даёт он животной природе над своей духовной сущностью. Болезни, увечья, самая смерть, являющиеся последствием злоупотреблений, в то же время суть наказание за нарушение закона Божьего.


§107. Необходимое и излишнее


715. Как может человек узнать предел необходимого?
    - "Мудрый знает его интуитивно; большинство же - по собственному горькому опыту."
716. Разве природа не определила предел нашим потребностям самим нашим устроением?
    - "Да, но человек ненасытен. Природа наметила предел его потребностям в самом его устроении, но пороки исказили его конституцию и создали для него потребности, не являющиеся реальными нуждами."
717. Что думать о тех, которые присваивают себе земные блага для того, чтобы составить себе избыток за счёт тех, у кого нет и необходимого?
- "Им неведом закон Божий, и им придётся отвечать за лишения, которые они заставили терпеть других."

Примечание. Предел необходимого и излишнего не является абсолютным. Цивилизация создала потребности, коих не имеет дикарь, и духи, продиктовавшие эти наставления, ни в коей мере не притязают на то, что человек цивилизованный должен жить в этом отношении как дикарь. Всё относительно, и уж дело разума определить каждой вещи её место. Цивилизация развивает нравственное чувство и одновременно чувство милосердия, каковое влечёт людей к тому, чтобы оказывать друг другу взаимную поддержку. Те, которые живут за счёт чужих лишений, эксплуатируют блага цивилизации для своей выгоды; от цивилизации у них имеется лишь внешний лоск, подобно тому как есть люди, полагающие себя в согласии с религией потому только, что они носят личину религиозности.


§108. Добровольные лишения. Умерщвление плоти


718. Закон самосохранения, обязывает ли он заботиться о надобностях тела?
    - "Да, без силы и здоровья труд невозможен."
719. Достоин ли человек порицания за своё стремление к благосостоянию?
    - "Благосостояние есть желание естественное; Бог запрещает лишь злоупотребление, потому что злоупотребление противоречит самосохранению; нет никакого преступления в том, чтобы искать для себя благосостояния, при том условии, если оно достигается не в ущерб кому-то другому и не должно ослабить ни ваши нравственные, ни ваши физические силы."
720. Добровольные лишения с целью добровольного искупления, имеют ли они заслугу в глазах Божьих?
    - "Делайте добро другим - и вы заслужите большего."
- Но всё-таки, похвальны ли добровольные лишения?
    - "Да, если это лишение себя бесполезных удовольствий, потому что оно отмежает человека от материи и возвышает его душу. Что похвально, так это сопротивление искушению, каковое побуждало бы к излишествам или наслаждению вещами бесполезными; это также отъятие у себя необходимого, чтобы дать тем, у кого недостаточно. Если же лишение лишь суетная видимость, то это насмешка."
721. Жизнь, полная аскетических терзаний, практиковалась с глубокой древности и у совершенно разных народов, похвальна ли она с какой-либо точки зрения?
    - "Спросите самих себя, кому она приносит пользу, - и получите ответ. Если на пользу она идёт единственно тому, кто её практикует, и мешает ему творить добро, то это эгоизм, каков бы ни был повод, которым её расцвечивают. Ограничивать себя и трудиться ради других - вот настоящее умерщвление плоти в согласии с христианским милосердием."
722. Воздержание от некоторых родов пищи, предписанное у различных народов, имеет ли оно разумное основание?
    - "Всё то, чем человек может питаться без ущерба своему здоровью, дозволительно; но законодатели могли запретить некоторую пищу, преследуя определённую и полезную цель, и чтобы придать более веса своим законам, они представили их исходящими от Бога."
723. Мясная пища, не противоестественна ли она для человека?
    - "В вашем физическом устроении плоть питает плоть, иначе человек хиреет. Закон самосохранения делает для человека долгом поддерживать свои силы и здоровье своё, дабы исполнять закон труда. Он должен, стало быть, питаться в согласии со своей организацией."
724. Воздержание от мясной пищи или какой-то иной в качестве искупления, похвально ли оно?
    - "Да, если лишать себя ради других; но Бог не может усмотреть искупления там, где нет лишения серьёзного и полезного; поэтому мы и говорим, что те, кто лишают себя лишь видимости ради, суть лицемеры."
725. Что думать об увечьях, причиняемых телу человека или животных?
    - "К чему подобный вопрос? Спросите лучше ещё раз, полезна ли та или иная вещь. То, что бесполезно, не может быть угодно Богу; то, что вредоносно, Ему всегда неугодно; ибо, знайте это, Господь восприимчив лишь к чувствам, поднимающим душу к Нему; только следуя Его закону, вы сможете стряхнуть с себя бремя вашей земной материи, а отнюдь не нарушая его."
726. Если страдания этого мира возвышают нас в зависимости от того, как мы их переносим, то не возвышают ли нас также и те, которые мы добровольно создаём себе сами?
    - "Единственные страдания, которые возвышают, суть страдания естественные, потому что они идут от Бога; добровольные же страдания ничего не значат, когда они ничего не делают для блага ближнего. Думаешь ли ты, что те, кто укорачивают свою жизнь в сверхчеловеческих суровостях, как то делают бонзы, факиры и некоторые фанатики разных сект, тем продвигаются на своём пути? Лучше бы им работать на благо ближних своих. Пусть они оденут раздетого; пусть утешат плачущего; пусть трудятся ради немощного; пусть терпят лишения ради утешения несчастных - тогда их жизнь будет полезна и угодна Господу. Когда в претерпеваемых добровольно страданиях имеют в виду лишь себя, то это эгоизм; когда же страдают ради других, это милосердие: таковы суть заветы Христовы."
727. Если мы не должны создавать себе добровольных страданий, не несущих с собой никакой полезности другим, то должны ли мы оберечься тех, которые предвидим и которые нам угрожают?
    - "Инстинкт самосохранения был дан всем существам, дабы они береглись опасностей и страданий. Бичуйте дух свой, а не тело, умерщвляйте свою гордыню, удушайте свой эгоизм, подобный змее, гложущей ваше сердце, - и вы тем больше сделаете для продвижения вашего, нежели строгостями, которые не принадлежат более к этому веку."