Двутелесность и трансфигурация

 

Глава Седьмая


ДВУТЕЛЕСНОСТЬ И ТРАНСФИГУРАЦИЯ


Явления духа живых людей - Двойники - Св.Альфонс Лигурийский и Св.Антоний Падуанский - Веспасиан - Преображение - Невидимость


§114. Эти два феномена суть видоизменения феномена явлений видимых, и как бы ни казались они чудесны с первого взгляда, из объяснения их легко убедиться, что они нимало не выходят из порядка явлений естественных.
    Оба они основаны на том начале, что всё, что говорилось о свойствах перисприта после смерти, может быть приложено к перисприту живого человека.
    Мы знаем, что во время нашего сна дух получает некоторую свободу, т.е., что он удаляется от тела, и в этом состоянии мы часто имели случай наблюдать его. Но дух как мёртвого, так и живого человека, всегда имеет свою полуматерьяльную оболочку, которая вследствие причин, перечисленных нами, может сделаться видимой и осязаемой. Весьма положительные факты уничтожают в этом отношении всякое сомнение.
    Мы расскажем несколько случаев, известных нам лично, достоверность которых мы можем засвидетельствовать, да и всякий мог бы сообщить подобные случаи, если б обратился к своей памяти.
§115. Жена одного из друзей наших видела несколько раз ночью, при огне и без огня, входящую к ней в комнату местную торговку фруктами, которую она знала, но с которой никогда не говорила. Это видение пугало её, тем более что она не имела тогда никакого понятия о Спиритизме и что явление это возобновлялось несколько раз. Эта торговка была жива и, вероятно, спала в это время, и между тем, когда матерьяльное тело её оставалось у неё дома, дух её и его эфирное тело находились в комнате этой дамы. Для какой же цели? Этого никто не знал.
    В подобном случае спирит, посвящённый в явления этого рода, спросил бы духа, но даме это не пришло в голову. Каждый раз видение исчезало так, что она никак не могла заметить, куда и каким образом, и каждый раз также после этого дама осматривала комнату и удостоверялась, что все двери были очень хорошо заперты и что никто не мог войти в её комнату. Эта предосторожность вполне убеждала, что она не спала и это не была мечта или грёза.
    Иногда она видела таким же образом человека вовсе ей незнакомого. Однажды она увидела своего брата, бывшего в то время в Калифорнии. Видение это так походило на живого человека, что в первую минуту она подумала, что он возвратился, и хотела заговорить с ним, но он исчез, не дав ей времени выговорить слово. Письмо, полученное от него впоследствии, удостоверило её, что он не умер. Эта дама была тем, что можно назвать природным видящим медиумом, но в то время, как мы сказали, она никогда не слыхивала о медиумах.
§116. Другая дама, жившая в провинции, будучи серьёзно больна, видит однажды вечером, около 10 часов, одного пожилого господина, жившего в том же городе. Она встречала его иногда в обществе, но не была с ним коротко знакома. Господин сидел в кресле в ногах её постели и время от времени нюхал табак; он как будто смотрел за ней, как за больной. Удивлённая таким поздним посещением, она хотела спросить его о причине, но господин сделал ей знак, чтобы она не говорила и спала. Несколько раз она пыталась заговорить с ним и каждый раз получала тот же знак. Она кончила тем, что заснула. Через несколько времени после того, когда она выздоровела, этот господин посетил её, но в час более приличный и на этот раз это был действительно он сам. Он был одет в то же платье, имел ту же табакерку и совершенно те же манеры. Будучи убеждена, что он приходил к ней во время её болезни, она благодарила его за труд, который он взял на себя. Господин, чрезвычайно удивлённый, сказал ей, что он довольно давно уже не имел удовольствия её видеть. Дама, знакомая со спиритическими феноменами, поняла, в чём дело, но, не желая с ним объясняться, сказала ему, что, вероятно, она видела его во сне.
    Это-то, вероятно, и скажут неверующие. Но достоверно то, что эта дама нисколько не спала, точно так же, как и предыдущая. В таком случае, она бредила, иначе говоря, у неё была галлюцинация - вот громкое слово, всестороннее объяснение всего того, чего люди не понимают. Так как мы уже достаточно опровергли это возражение, то будем продолжать, обращаясь к тем, которые могут понимать нас.
§117. Вот, впрочем, другой факт, более характеристический, и нам было бы очень интересно знать, каким образом можно объяснить его игрой воображения.
    Один господин, живший в провинции, никак не хотел жениться, несмотря на настояния родных. Они весьма настаивали, чтобы он женился на одной особе, жившей в соседнем городе, которой он никогда не видел. Однажды, находясь в своей комнате, он был чрезвычайно поражён появлением молодой девушки в белом платье, с венком цветов на голове. Она сказала ему, что она его невеста, протянула ему руку, которую он пожал и на которой увидел кольцо. Через несколько минут всё исчезло. Поражённый этим явлением и убедившись, что он вовсе не спал, он спрашивает, не входил ли кто в дом в течение дня. Ему отвечают, что никого не видали.
    Год спустя, уступая новым настояниям одной родственницы, он решился поехать посмотреть ту, которую ему прочили. Он приехал на праздник Тела Господня. Тогда возвращались с процессии, и первая особа, которую он увидел, входя в дом, была девушка, явившаяся ему. Она была точно так же одета, как и тогда, когда явилась ему год назад в этот самый день. Он остолбенел, а девушка, в свою очередь, вскрикнула от удивления и чуть не упала в обморок. Придя в себя, она объявила, что видела уже этого господина прошедший год в этот самый день. Брак был заключён. Это случилось около 1835г. В то время не было ещё и говорено о духах, и оба они были люди чрезвычайно положительные, не одарённые вовсе пламенным воображением.
    Скажут, может быть, что умы этих особ были заняты мыслью о предлагаемом им браке и что это было причиной галлюцинации, но не надо забывать, что жених был так равнодушен, что в течение года ни разу не поехал посмотреть свою невесту. Допустив даже эту гипотезу, остаётся ещё объяснить двойное явление, тождество костюмов и, наконец, то, что особы, никогда не видавшиеся, узнали друг друга - обстоятельства, которые не могли быть произведением воображения.1
§118. Прежде чем итти далее, мы должны теперь же ответить на вопрос, который не преминут нам задать, а именно: как тело может жить, когда дух в отсутствии? Мы можем ответить на это, что тело может жить органической жизнью, которая независима от присутствия духа, доказательством чему может служить то, что растения живут, не имея духа. Но мы должны прибавить, что при жизни в теле дух никогда не отделяется от него совершенно. Духи, так же как некоторые медиумы видящие, узнают дух живого существа по светящейся нити, которая простирается от него до его тела, чего никогда не бывает, если тело умерло, потому что тогда дух отделяется от него совершенно. Посредством этой нити дух тотчас же бывает предуведомлён, на каком бы расстоянии он ни находился, что тело нуждается в его присутствии, и тогда он является с быстротой молнии. От этого происходит, что тело никогда не может умереть во время отсутствия духа, и никогда не может случиться, чтобы по возвращении своём дух нашёл дверь тела запертой для себя, как говорят некоторые романисты в своих фантастических историях. ("Книга Духов", N 400 и след.)
§119. Возвратимся к нашему предмету. Дух живой особы, удалившийся от тела, может явиться как дух особы умершей и иметь наружный вид, сходный с действительностью; и даже по тем же самым причинам, которые мы объяснили, может получить временную осязаемость. Этот-то феномен, названный двутелесностью, подал повод к историям о двойниках, т.е. об особах, одновременное присутствие которых в двух различных местах было доказано. Вот два примера, взятые не из народных легенд, а из священной истории.
Святой Альфонс Лигурийский был причислен к лику святых ранее, чем следовало, именно потому, что он одновременно явился в двух различных местах, что было признано за чудо.
Святой Антоний Падуанский был в Испании, и в то время, когда он проповедовал, отец его, который был в Падуе, шёл на казнь, обвинённый в убийстве. В ту самую минуту Св.Антоний является, доказывает невиновность отца и обличает настоящего преступника, который позднее получил должное наказание. Было доказано, что в то время Св.Антоний не оставлял Испании.
Св. Альфонс, будучи вызван и спрошен об этом предмете, дал следующие ответы:

  1. Можете ли вы дать нам объяснение этого феномена?
        - "Да. Человек, когда он совершенно освободился от влияния материи с помощью добродетели, когда он возвысил душу свою к Богу, может явиться в одно и то же время в двух различных местах, и вот каким образом. Воплощённый дух, чувствуя приближение телесного сна, может просить Бога дозволить ему перенестись на какое-нибудь место. Его дух или душа, сопровождаемая частью своего перисприта, покидает тогда своё тело, оставляя грубую материю в состоянии близком к смерти. Я сказал: близком к смерти, потому что в теле остаётся связь, которая соединяет перисприт и душу с материей и которая не может быть определена. Я полагаю, что это всё, что вы желаете знать."2
  2. Это не даёт нам объяснения видимости и осязаемости перисприта.
        - "Дух, отделившись от своей материи, смотря по степени своего совершенства, может сделаться осязаемым для материи."
  3. Сон тела необходим для того, чтобы дух мог явиться в других местах?
        - "Душа может разделиться, если чувствует себя увлекаемой в другое место. Может случиться, что в это время тело не спит, хотя это бывает очень редко. Но тогда тело находится не в совершенно нормальном состоянии, оно бывает в состоянии более или менее восторженном."

Примечание. Душа не разделяется в буквальном смысле этого слова. Она как бы сияет в различные стороны и таким образом может являться во многих местах, не разделяясь через это. Подобным образом свет может отражаться в одно и то же время в нескольких зеркалах.

  1. Что случилось бы, если б человек, погружённый в сон, был бы разбужен в то время, когда дух его является в другом месте?
        - "Этого никогда не может случиться. Если бы кто-нибудь вздумал разбудить спящего, то дух возвратился бы в тело и предупредил бы его намерение, потому что дух читает мысли."

Примечание. Точно такое же объяснение несколько раз было дано нам духами особ умерших и живых. Св.Альфонс объясняет нам факт двойного присутствия, но не сообщает нам теории видимости и осязаемости.

§120. Тацит повествует о подобном же факте.
    В продолжение тех месяцев, которые Веспасиан проводил в Александрии, чтобы дождаться периодического возвращения летних ветров и того времени года, когда море делается безопасным, произошли многие чудеса, через которые проявилась милость Неба и то участие, которое боги, казалось, принимали в этом императоре.
    Эти чудеса усилили в Веспасиане желание посетить священное местопребывание богов, чтобы испросить у них советов относительно империи. Он приказал, чтобы никого не впускали в храм. Войдя туда сам и с благоговением ожидая, что скажет ему оракул, он вдруг заметил, что сзади него стоит один из знатных египтян, именем Базилид, который, как он знал, был болен и находился на расстоянии нескольких дней пути от Александрии. Император спрашивает жрецов, входил ли в этот день Базилид в храм, спрашивает у приходящих, не видали ли его в городе, наконец, посылает гонцов и убеждается, что в самую ту минуту Базилид был от него в восьмидесяти милях. Тогда он уверился, что видение было сверхъестественное, и имя Базилида с этого времени заменило ему оракула. (Tacite, Histoires, liv, IV, chap. 81-82, Traductions de Burnouf).
§121. Личность, показывающаяся одновременно в двух различных местах, имеет, следовательно, два тела. Но из этих двух тел только одно действительное, а другое не более, как вид его. Можно сказать, что первое имеет жизнь органическую, а другое - жизнь души. При пробуждении оба тела соединяются, и жизнь души возвращается к матерьяльному телу.
    Кажется невозможным, по крайней мере, мы не имеем примеров, чтобы в раздельном состоянии оба тела могли пользоваться одновременно и в одной и той же степени жизнью действительной и разумной. В этом убеждает нас и разум.
    Между прочим, из того, что мы сказали, выходит, что действительное тело не может умереть, пока кажущееся тело будет видимо. Приближение смерти всегда заставляет дух возвратиться в тело, хотя бы это было только на одну минуту. Из этого следует также, что кажущееся тело не может быть убито. Так как оно не органическое и не составлено из мускулов и костей, оно исчезнет в ту минуту, когда захотят его убить.3
Перейдём теперь ко второму феномену, преображению. Оно состоит в изменении живого тела.
§122. Вот случай этого явления, в справедливости которого мы можем удостоверить и который был в 1858 и 1859 годах в окрестностях Сент-Этьена. Молодая пятнадцатилетняя девушка имела удивительную способность преображаться, т.е. принимать на себя в известные минуты вид некоторых умерших особ. Иллюзия до того была совершенна, что, казалось, видели перед собою именно известную особу: такое поразительное сходство имели черты лица, взгляд, тон голоса и даже речь.
    Этот феномен повторялся сотни раз, без участия воли девушки. Она иногда принимала на себя вид своего брата, умершего за несколько лет перед этим. Она не только имела его лицо, но и его рост, и объём его тела. Местный врач, бывший много раз свидетелем этого странного явления, желая убедиться, не был ли он обманут галлюцинацией, сделал следующий опыт. Мы имеем эти сведения от него самого, от отца девушки и от многих других очевидцев - лиц очень почтенных и заслуживающих доверия.
    Этому врачу пришла мысль взвесить девушку на весах в её нормальном состоянии, потом во время преображения, именно тогда, когда она имела вид своего брата, который был двадцати с лишним лет и гораздо больше и толще её. Оказалось, что в этом последнем виде вес был почти двойной. Опыт был убедителен, и после этого не было никакой возможности отнести это явление к простому оптическому обману. Попробуем объяснить его. В былое время его назвали бы чудом, а теперь мы назовём его просто феноменом.4
§123. Преображение, в некоторых случаях, может иметь причиной простое сжатие мускулов, которое в состоянии придать физиономии совершенно иное выражение и сделать особу неузнаваемой. Мы это часто замечали у ясновидящих. Но в этом случае преображение будет неполное: женщина может показаться молодой или старой, красивой или дурной, но это всё-таки будет женщина и в особенности вес её не увеличится и не уменьшится.5 В том случае, о котором идёт речь, очевидно, есть что-то другое. Теория перисприта объяснит нам это.
    Принято за правило, что дух может придать своему перисприту всякую наружность; что посредством сочетания и перестановки или изменения расположения частиц он может сообщить ему видимость, осязаемость и, следовательно, непрозрачность; что перисприт живой особы, отделившийся от тела, может подвергаться тем же преобразованиям; что это изменение состояния производится посредством сочетания токов.
    Представим теперь себе перисприт живой особы, не удалившийся, но находящийся около тела, окружающий его как бы парами. В этом состоянии перисприт может подвергаться тем же преобразованиям, как и отделившись от тела. Если он потеряет свою прозрачность, тело может исчезнуть, сделаться невидимым и быть как бы в тумане. Оно может даже переменить вид, сделаться блестящим, если такова воля или могущество духа. Другой дух, сочетая свой собственный ток с током перисприта, может придать ему свою собственную наружность, так что действительное тело исчезнет под полуматерьяльной наружной оболочкой, вид которой может изменяться по воле духа.6
    Такова, кажется, должна быть истинная причина странного и, надо сказать, редкого феномена преображения (трансфигурации). Что же касается до разности веса, то это объясняется так же, как и относительно тел неподвижных. Настоящий вес тела не изменяется, потому что количество материи не прибавилось. Оно подверглось влиянию постороннего агента, который мог в нём увеличить или уменьшить относительный вес, как мы объяснили это выше. Весьма вероятно, что если б преображение было в виде ребёнка, то вес соразмерно этому уменьшился бы.
§124. Понятно, что тело может принять другой вид, больший или такого же размера. Но каким образом может оно принять вид меньший, вид маленького дитяти, как мы сказали сейчас?
    В этом случае действительное тело не должно ли выходить из пределов тела кажущегося? Мы и не говорим, что подобные примеры встречались. Мы хотели показать только, что кажущийся вес мог бы уменьшиться. Что же касается до самого феномена, то мы не утверждаем ни его возможности, ни его невозможности. Но если б он обнаружился, то нельзя было бы отвергать его потому только, что нет удовлетворительного обьяснения. Не надо забывать, что Спиритизм есть наука новая и что он не всё ещё открыл в этом отношении, как и во многих других. Впрочем, части тела, выходящие из пределов тела кажущегося, могут быть сделаны невидимыми.7
    Теория феномена невидимости вытекает сама собой из объяснений предыдущих и тех, которые были даны относительно феномена принесения предметов в §96 и след.
§125. Нам следовало бы поговорить здесь ещё и о странном явлении матерьялизации, которое как бы ни казалось странно с первого взгляда, столь же естественно, как и все другие. Но так как мы объяснили его в "Revue Spirite" (февраль 1859 г.), то считаем лишним распространяться здесь об этом предмете. Это состояние духов, которые могут принимать на время форму живой особы, до такой степени сходную с действительностью, что нельзя не принять их за живого человека.


1 Все приведённые случаи являются примерами феномена, называемого "призраком живых". "Призраки живых" - это путешествие духа в тонком теле, происходящее при временном оставлении им тела физического. Существует несколько методик, делающих возможным такое путешествие в полной ясности сознания, причём оне позволяют отправиться в подобное путешествие по собственному желанию и в любое время. Самая известная из них называется "экканкар". (Й.Р.)
2 Этот дух удивительно ясно для того времени объясняет теорию двойников. Она не может быть даже поколеблена современными научными изысканиями, которых сделано немало. (Асгарта)
3 См. "Revue Spirite": Lе Follet de Bayonne, январь 1859 г.; Les ageneres, mon ami Hermann, февраль 1859; Le lien entre l'Esprit et le corps, май 1859; L'ame errante, ноябрь 1859; L'esprit d'un cote et le corps de l'autre, январь 1860; Etudes sur l'Esprit de personnes vivantes: le docteur V. et mademoiseille I., март 1860; Le fabricant de Saint Petersbourg: apparitions tangibles, апрель 1860; Histoire de Marie d'Agreda, ноябрь 1860; Une apparition providentielle, июль 1861. (А.К.)
4 Левитация - поднятие медиумов и предметов на воздух - факт столь интересный, отчасти проливает свет на явления подобного рода. (Асгарта)
5 Это явление называется в настоящее время трансфигурацией и свойственно сильным медиумам. (Асгарта)
6 Здесь вполне объясняется явление трансфигурации, как оно понимается в настоящее время. (Асгарта)
7 Не только большое тело медиума может таять, делаться маленьким, но даже частями вовсе исчезать, как показали новейшие наблюдения. Поразительный пример в этом роде случился с медиумом Эсперанс в Гельсингфорсе. У этой дамы, сидевшей при свете среди прочих участников сеанса, растаяли ноги и обратились в флюид, посредством которого совершилась материализация фигур в кабинете. (Асгарта)