Лаборатория невидимого мира

 

Глава Восьмая



ЛАБОРАТОРИЯ НЕВИДИМОГО МИРА


Одежда духов - Внезапное образование осязаемых предметов - Изменения свойств материи - Магнетическое целебное действие


§126. Мы говорили, что духи являются одетыми в тунику, драпировку или в обыкновенное платье. Драпировка составляет, кажется, общий костюм в мире духов. Но, спрашивается, откуда они берут платья, во всём схожие с теми, которые они носили при жизни, со всеми принадлежностями туалета? Очевидно, что они не унесли с собой все эти предметы, потому что действительные предметы находятся ещё здесь перед нашими глазами. Откуда же происходят те, которые они носят в том мире?
    Этот вопрос всегда казался интересным. Но для многих он заключал в себе одно только любопытство, тогда как на самом деле он составлял вопрос о начале чрезвычайно важном, потому что разрешение его навело нас на общий закон, имеющий своё приложение в нашем телесном мире. Многие явления дополнили его и доказали недостаточность теорий, которые пытались предлагать.
    Можно было до некоторой степени дать себе отчёт в костюме, потому что его можно рассматривать как часть особы. Но этого нельзя сказать о других принадлежностях, как, например, о табакерке посетителя больной дамы, о котором мы говорили в §117. Заметим, впрочем, что в этом случае речь шла не о мёртвом, а о живом и что этот господин, когда он приходил действительно, имел такую же точно табакерку. Где же его дух нашёл ту, которую он имел, сидя у постели больной? Мы могли бы рассказать множество случаев, в которых духи как живых, так и мёртвых являлись с разными предметами, как-то: палками, оружием, трубками, фонарями, книгами и прочим.
    Нам пришло на мысль, что неодушевлённые предметы могли иметь свои эфирные двойники в невидимом мире, что сгущённая материя, составляющая их у нас, могла иметь часть тончайшую, ускользающую от наших чувств.
    Эта теория не лишена была некоторого правдоподобия, но она не в состоянии разъяснить всех явлений. Есть в особенности одно, которое не подчиняется никаким истолкованиям.
    До сих пор речь шла об изображениях и видениях. Мы видели, что перисприт может приобрести свойства материи и сделаться осязаемым, но эта осязаемость только временная, и твёрдое тело исчезает, как тень. И этот феномен уже необыкновенен, но ещё необыкновеннее видеть образование твёрдой материи, остающейся твёрдой, как доказывают это многочисленные достоверные факты, и именно факт непосредственного писания, о котором мы будем говорить подробно в особой главе. Но так как этот феномен тесно связан с предметом, о котором мы теперь говорим, и так как это одно из явлений самых убедительных, то мы предварительно скажем о нём несколько слов.
§127. Непосредственное писание, или пневматография, производится внезапно, без помощи руки медиума и без карандаша. Достаточно взять чистый лист бумаги (что нужно сделать со всеми предосторожностями для уверенности, что не подвергнешься обману), свернуть и положить куда-нибудь в ящик или просто на какую-либо мебель. Если условия благоприятствуют, то по прошествии более или менее долгого времени находят на бумаге буквы, различные знаки, слова, фразы и даже разговоры, начертанные большей частью веществом сероватым, подобным карандашу, иногда красным карандашом, обыкновенными чернилами и даже типографской тушью.1
    Вот факт во всей своей простоте, воспроизведение которого хотя не совсем обыкновенно, но, однако, и не редко, потому что есть особы, которые очень легко получают его. Если б клали карандаш вместе с бумагой, можно было бы подумать, что дух употребляет его, чтобы писать, но как скоро известно, что бумага положена одна, то очевидно, что писание сделано посредством наложенной на бумагу материи. Где дух взял эту материю? Вот вопрос, к разрешению которого мы были приведены табакеркою, о которой сейчас говорили.
§128. Дух Св.Людовика дал нам разрешение этого вопроса в следующих ответах.

  1. Мы рассказали случай явления духа одной живой особы. Этот дух имел табакерку и нюхал из неё табак. Чувствовал ли он ощущение, которое обыкновенно испытывают, нюхая табак?
        - "Нет."
  2. Эта табакерка имела вид той, которую человек этот обыкновенно употреблял и которая была у него. Что такое была эта табакерка в руках духа?
        - "Один только наружный вид. Это было сделано для того, чтобы данное обстоятельство бросилось в глаза, как и случилось, и чтобы явление не было принято за галлюцинацию, произведённую болезнью видящей особы. Дух желал, чтобы эта дама сочла его присутствие за действительность, и потому старался сохранить всю возможную наружность действительности."
  3. Вы говорите, что это был только наружный вид. Но наружный вид ничего не имеет действительного, это род оптического обмана. Мы желали бы знать, имела ли эта табакерка только одну наружность без действительности или она была нечто матерьяльное?
        - "Конечно. С помощью этого же матерьяльного начала перисприт принимает вид одежды, подобной той, которую дух носил при жизни."

Примечание. Понятно, что слова наружный вид употреблены здесь в смысле "изображение", "подражание". Действительной табакерки здесь не было. Та, которую держал дух, была только её изображением. Это был наружный вид, уподоблённый оригиналу, хотя и составленный из начала матерьяльного.
    Наблюдения научают нас, что некоторые выражения, употребляемые духами, не всегда должно принимать в их буквальном смысле. Истолковывая их сообразно с нашими идеями, мы можем впасть в большую ошибку. Для избежания этого нужно всегда, как только представляется хотя бы малейшее недоразумение, вникать в смысл их слов. Это предостережение постоянно делают нам сами духи. Без объяснения, которого мы попросили, слова "наружный вид", постоянно употребляемые в подобных случаях, могли бы повлечь за собой неправильное истолкование.

  1. Безжизненная материя не имеет ли своих двойников? Нет ли в невидимом мире эфирной материи, которая принимала бы форму видимых нами предметов? Одним словом, предметы эти не имеют ли в невидимом мире своих представителей, подобно людям, которых представляют там духи?
        - "Это не так делается. Дух имеет над всеми матерьяльными элементами, распространёнными в пространстве и в вашем воздухе, власть, которую вы и не подозреваете. Он может соединять эти элементы и давать им видимую форму, согласную с его намерениями."2

Примечание. Этот вопрос, как можно видеть, был выражением нашей мысли, т.е. нашей идеи, которую мы составили о натуре этих предметов. Если бы ответы были, как некоторые предполагают, отражением мысли, тогда вместо противоположной теории мы получили бы подтверждение нашей собственной.

  1. Мы снова предлагаем вопрос в выражении точном, чтобы избежать двусмысленности:
    - Одеяния, которыми прикрываются духи, есть ли нечто существующее?
        - "Мне кажется, что мой предыдущий ответ разрешает этот вопрос. Разве вы не знаете, что сам перисприт есть нечто существующее?"
  2. Это объяснение показывает, что духи заставляют элементарную материю изменяться по их воле. Таким образом, дух не нашёл табакерку совсем готовую, но действием своей воли сделал её сам на время, пока имел в ней надобность. Таким же образом это происходит и по отношению ко всем другим предметам, как-то: платью, туалетным вещам и прочему?
        - "Очевидно."
  3. Эта табакерка настолько была видима, чтобы произвести иллюзию. Мог ли дух сделать её осязаемой?
        - "Мог."
  4. Дама, думая, что это настоящая табакерка, могла ли взять её в руки?
        - "Да."
  5. Открыв её, она, вероятно, нашла бы в ней табак; но если бы она его понюхала, чихнула бы она?
        - "Да."
  6. Следовательно, дух может придать не только форму, но и нужные свойства?
        - "Если он пожелает; на основании этого-то правила я утвердительно и отвечал на предыдущие вопросы. Вы будете иметь доказательства того могущественного действия, которое дух оказывает на материю и которого, как я сказал, вы даже не подозреваете."
  7. Предположим, что он пожелал сделать ядовитое вещество и что какая-нибудь особа это вещество выпила. Была ли бы она отравлена?
        - "Он мог бы сделать это, но не сделал бы. Это не было бы позволено ему."
  8. Мог ли бы он сделать вещество, способное излечить болезнь, и были ли подобные случаи?
        - "Да, очень часто."
  9. В таком случае, он мог бы сделать питательное вещество. Положим, что он сделал плод или кушанье. Можно ли было бы его съесть и утолить голод?
        - "Да, да. Но не ищите так долго того, что так легко понять. Достаточно одного солнечного луча, чтобы сделать ощутимыми для ваших грубых органов эти матерьяльные частицы, наполняющие пространство, среди которого вы живёте. Не знаете ли вы, что воздух содержит в себе водяные пары? Сгустите их, и вы приведёте их в нормальное состояние. Лишите их теплоты, и вот эти частицы, неосязаемые и невидимые, обратятся в тело очень твёрдое. Есть много и других веществ, из которых химики извлекут вам чудеса ещё более удивительные. Но дух имеет орудия более совершенные, чем ваши: это воля и позволение Божье."3

Примечание. Вопрос о сытости весьма важен. Каким образом вещество, имеющее существование и свойства временные и как бы условные, может производить сытость? Это вещество, приходя в соприкосновение с желудком, производит ощущение сытости, но не сытость, происходящую от наполнения. Если такое вещество может действовать на здоровье и изменять болезненное состояние, то оно так же хорошо может действовать на желудок и производить в нём ощущение сытости. Но мы просим господ аптекарей и кулинаров быть спокойными и не думать, что духи будут с ними соперничать. Эти случаи редки, исключительны и никогда не зависят от воли. Иначе пища и лечение обходились бы слишком дёшево.

  1. Предметы, сделавшиеся по воле духа осязаемыми, могли ли бы иметь характер продолжительности и постоянства и делаться годными к употреблению?
        - "Это могло бы быть, но это не делается. Это вне законов."4
  2. Все ли духи имеют в одинаковой степени власть производить осязаемые предметы?
        - "Чем выше дух, тем легче для него сделать это. Но, кроме того, это зависит от обстоятельств. Низшие духи также могут иногда иметь эту власть."
  3. Всегда ли дух сознаёт, каким образом он делает одежду или предметы, наружный вид которых он воспроизводит?
        - "Нет. Часто он делает это инстинктивно, не давая себе в том отчёта, если он недостаточно просвещён для этого."
  4. Если дух может извлекать из первоначальной материи матерьялы5 для того, чтобы производить различные вещи и придавать им временную действительность с их свойствами, то он может также извлечь оттуда же всё, что нужно для писания, и, следовательно, это даёт нам, по-видимому, ключ к разрешению феномена непосредственного писания?
        - "Наконец-то вы дошли до этого."

Примечание. К этому действительно мы желали прийти всеми предыдущими вопросами. Ответ показывает, что дух проник в нашу мысль.

  1. Если материя, употребляемая духами, непрочна, то почему следы непосредственного писания не исчезают?
        - "Не перетолковывайте слов. Во-первых, я не сказал: никогда. Вопрос был о матерьяльном предмете значительной величины. Здесь же речь идёт о начерченных знаках, которые полезно сохранять, и их сохраняют. Я хотел сказать, что предметы, произведённые таким образом духом, не могли бы сделаться предметами употребительными, потому что тут нет действительного накопления материи, как в ваших твёрдых телах."

§129. Вышеизложенная теория может быть выражена так.
    Дух действует на материю. Он образует из первоначальной материи элементы, необходимые для воспроизведения по его воле предметов, имеющих наружный вид различных тел, существующих на земле. Он может так же производить в первоначальной материи внутренние изменения, которые дают ей определённые свойства. Эта способность свойственна натуре духа, и если нужно, он часто употребляет её инстинктивно, не отдавая себе в том отчёта. Предметы, воспроизведённые духом, имеют существование временное, подчинённое его воле или необходимости. Он может по своей воле сделать их и разрушить. Эти предметы могут в некоторых случаях иметь в глазах живых существ наружный вид действительности, т.е. сделаться временно видимыми и даже осязаемыми. Здесь есть образование, но не творение, потому что дух ничего не может извлечь из небытия.
§130. Существование единой элементарной материи принято ныне почти всеми учёными и подтверждено, как мы с вами видели, духами. Эта материя даёт начало всем телам в природе. Посредством преобразования, которому она подвергается, она сообщает телам различные свойства.
    Таким образом, вещество целебное может сделаться ядовитым от простого видоизменения. Химия представляет нам множество подобных примеров. Всем известно, что два вещества безвредные, соединённые в известной пропорции, могут произвести вещество смертоносное. Одна часть кислорода и две водорода, оба газа безвредные, составляют воду. Прибавьте к этому один атом кислорода, и вы получите коррозивную жидкость. Часто бывает достаточно одного простого изменения в образе соединения частиц, чтобы изменить свойства тела. Так, тело непрозрачное может сделаться прозрачным и наоборот.
    Так как дух одной волей своей может столь сильно действовать на элементарную материю, то понятно, что он не только может образовывать вещества, но и изменять в них свойства. Воля в этом случае заменяет здесь действие реактива.
§131. Эта теория даёт нам разрешение явления, очень хорошо известного в магнетизме, но до сего времени не объяснённого, а именно: изменение свойств воды посредством воли.
    Действующий дух в этом случае - это дух магнетизёра, большей частью вспомоществуемый другим посторонним духом. Он производит изменения посредством магнетического тока, который, как сказано было, есть вещество, ближе всего подходящее к космической материи или всемирному элементу. Если он может произвести изменения в воде, то может произвести подобный же феномен над токами нашего организма, отсюда целебное действие магнетизирования, прилично употребляемого.6
    Известно, какую важную роль играет воля во всех магнетических явлениях. Но как объяснить матерьяльное действие такого тонкого деятеля? Воля не есть существо или вещество какое-нибудь. Это даже не свойство какой-нибудь самой эфирной материи. Воля - существенная принадлежность духа, т.е. существа мыслящего. Посредством этого рычага он действует на элементарную материю и, следовательно, на составленные из неё вещества, внутренние свойства которых могут быть таким образом преобразованы.
    Воля - принадлежность духа, как воплощённого, так и блуждающего. Отсюда происходит могущество магнетизёра, могущество, которое, как известно, бывает соразмерно с силою его воли. Так как воплощённый дух имеет возможность действовать на элементарную материю, то он может, следовательно, в известных границах изменять её свойства. Этим объясняется способность врачевать прикосновением и возложением рук, способность, которую некоторые особы имеют в большей или меньшей степени. (См. в гл. о медиумах статью о медиумах-целителях. См. также "Revue Spirite", июль и сентябрь 1859 г., стр. 184 и 189: Le zouave de Magenta; Un officier de l'armee d'Italie).


1 Это писание теперь называется трансцендентальным непосредственным писанием. (Асгарта)
2 Это ответ, касающийся и оккультических действий "посвящённых". Известно, что многие матерьялизованные фигуры иногда делают то же, что наши факиры и йоги. (Асгарта)
3 На наш взгляд, дух сообщает достаточно серьёзные вещи, к осознанию которых химическая наука только приближалась. В его словах можно видеть намёк на то, что воздух и пища состоят практически из одинаковых элементов - кислород, водород, углерод и азот, что являлось достаточно переводовой мыслью для 50-ых годов 19-го века до появления теории химического строения вещества. Кстати, один из её авторов - русский химик А.М.Бутлеров - был горячим сторонником спиритизма, хотя и подходил к нему на позициях, отличных от кардековских. (webmaster)
4 На материализационных сеансах отрезанная от драпировки духов материя остаётся навсегда целой и не расплывается в флюид, если материализация сделана хорошо. (Асгарта)
5 Просим извинить эту вынужденную тавтологию. (Й.Р.)
6 Достаточно человеку с сильной волей сделать несколько сыплющих движений над стаканом с водой для того, чтобы вода приобрела бы резко своеобразный вкус, легко различаемый сенситивами. (Асгарта)