Спиритические рассуждения

 

Глава Тридцать Первая



СПИРИТИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ


О Спиритизме - О медиумах - О спиритических обществах - Апокрифические сообщения


В этой главе мы соединили несколько самопроизвольных сообщений, служащих дополнением и подтверждением начал, заключённых в данной книге. Мы могли бы представить их гораздо больше, но ограничиваемся теми, которые более относятся к будущности Спиритизма, к медиумам и к собраниям. Мы представляем их здесь как поучения и как образец истинно серьёзных сообщений. В заключение же прилагаем несколько сообщений апокрифических, сопровождаемых примечаниями, обнаруживающими подлог.


О СПИРИТИЗМЕ


I


    "Имейте доверие к благости Божьей и будьте настолько проницательны, чтобы понять приготовления к новой жизни, которую Он назначает вам. Правда, вам не дано будет насладиться ею в настоящем существовании, но не будете ли вы счастливы, если и не возвращаясь более на Землю, увидите свыше, что начатое вами дело развивается перед вашими взорами?
    Вооружитесь твёрдою верой и не пугайтесь препятствий, которые, повидимому, должны восстать против сооружения здания, основанного вами. Фундамент его прочен. Мужайтесь же, строители. Трудитесь, созидайте, Бог увенчает ваш труд. Но не забывайте, что Христос не признаёт учениками своими тех, у кого любовь только на словах. Недостаточно верить, надо подавать пример доброты, благосклонности и бескорыстия. Без этого вера ваша будет для вас бесплодна.

Бл.Августин"

II


    "Сам Христос направляет все труды, должные вскоре открыть новую эру обновления и усовершенствования, что предсказана вам духовными путеводителями вашими. В самом деле, если вы бросите взгляд ваш независимо от спиритических явлений на современные события, то увидите тотчас предзнаменования, которые говорят, что предсказанные времена наступили.
    Сообщения устанавливаются между всеми народами. Матерьяльные преграды уничтожены, нравственные препятствия, мешающие их соединению, предрассудки политические и религиозные сгладятся быстро, и царство братства восстановится наконец на прочных непоколебимых началах. Заметьте, что в настоящее время цари, побуждаемые невидимой рукой, сами предпринимают начала реформ, а реформы, начинающиеся сверху, совершаются быстрее и всегда прочнее тех, которые начинаются снизу и исторгаются силой.
    Несмотря на предрассудки детства и воспитания, несмотря на прежние верования, я предчувствовал настоящую эпоху. Я счастлив этим и счастлив тем ещё, что могу сказать вам: братья, мужайтесь, трудитесь для себя и для будущности потомства вашего. Работайте в особенности над своим личным улучшением - и вы насладитесь в будущем существовании блаженством, о котором сейчас вам так же трудно составить идею, как мне дать вам понятие о нём.

Шатобриан"

III


    "Я думаю, что Спиритизм есть философское изучение тайных причин, внутренних движений души, мало или вовсе не определённых до сих пор. Он больше объясняет, чем открывает новый горизонт. Воплощение и испытания, которым подвергаются прежде достижения высочайшей цели, не составляют открытия, а только важное подтверждение. Я поражён истинами, которые средство это делает очевидными. Я с намерением говорю средство, потому что, по-моему, Спиритизм есть рычаг, устраняющий преграды ослепления.
    Нравственные вопросы не тронуты ещё. Разбирают политику, которая двигает общественные интересы, рассматривают интересы частные, спорят, с жаром нападая или защищая личности. Системы имеют своих приверженцев и противников. Но нравственные истины, составляющие пищу души, пищу жизни, оставлены в пыли, накопившейся веками. Все усовершенствования полезны в глазах толпы, кроме усовершенствования души. Её воспитание, её возвышение суть мечты, пригодные лишь на то, чтобы занимать свободное время священников, поэтов и женщин, как мода или как поучение.
    Если спиритизм воскресит спиритуализм, то он возвратит обществу стремление, которое даст одним внутреннее достоинство, другим безропотную покорность, всем же - потребность возвышения к Высочайшему Существу, забытому и непризнанному своими неблагодарными творениями.

Ж.Ж.Руссо"

IV


    "Если Бог посылает духов для просвещения людей, то это делается для того, чтобы открыть им их обязанности, чтобы указать им путь, который может сократить время их испытаний и тем ускорить их возвышение. Подобно тому как плод созревает мало-помалу, так и человек лишь постепенно достигает совершенства.
    Но рядом с добрыми духами, желающими вам добра, есть духи несовершенные, которые желают вам зла. В то время как одни побуждают вас итти вперёд, другие удерживают вас. Вы должны напрягать всё ваше внимание, чтобы различать их. Это нетрудно: старайтесь понять только, что всё, происходящее от доброго духа, не может вредить никому и всё дурное непременно происходит от злого духа. Если вы не слушаете мудрых советов духов, желающих вам добра, если оскорбляетесь истинами, которые они вам говорят, то очевидно, что вы находитесь под влиянием злых духов. Одна лишь гордыня ваша мешает вам видеть себя такими, каковы вы есть, и если сами вы не видите этого, то за вас это видят другие; и таким образом вы подвергаетесь осуждению людей, которые смеются над вами, а также и духов.

Домашний дух"

V


    "Ваше Учение прекрасно и свято. Первый побег посажен, и посажен прочно. Вам остаётся только итти вперёд. Путь, открытый перед вами, обширен и величествен. Счастлив тот, кто достигнет пристани. Чем больше он приобретёт последователей, тем больше будет награждён. Но для этого недостаточно принять Учение холодно. Надо заняться им с жаром. Жар этот не охладеет, потому что Бог всегда с вами, когда вы делаете добро. Все те, которых вы приведёте к Нему, будут овцы, возвращённые в стадо, бедные заблудшие овцы. Поверьте, что у самого закоренелого скептика, у самого упорного атеиста, у самого неверующего, наконец, всегда есть в сердце уголок, который он желал бы скрыть от самого себя. Итак, отыскивайте этот уголок. Действуйте на эту слабую сторону человека. Это полуоткрытая дверь, нарочно оставленная Богом, чтобы облегчить творению средство возвратиться в Его святое лоно.

Св.Бенедикт"

VI


    "Не пугайтесь ни препятствий, ни состязаний.
    Не мучьте никого своей настойчивостью. Убеждение придёт к неверующим не иначе, как вследствие вашего бескорыстия, снисходительности и вашей любви ко всем без исключения.
    Остерегайтесь в особенности стеснять свободу мнений, даже словами вашими или публичными доказательствами. Чем скромнее вы будете, тем скорее вас оценят. Пусть никакое личное побуждение не заставит вас действовать, и вы найдёте в вашей совести привлекающую силу, которую даёт только одно добро.
    Духи, по велению Бога, трудятся для пользы всех без исключения. И вы, спириты, поступайте точно так же.

Св.Людовик"

VII


    "Какое учреждение человеческое, даже Божественное, не имело препятствий и расколов, с которыми нужно было бы бороться? Если бы существование вашей доктрины было жалкое, непрочное, на вас не нападали бы, зная, что рано или поздно Учение это должно пасть само собой. Но так как его жизненность сильна и деятельна, так как корни Спиритизма крепки, то противники ваши угадывают, что дереву этому суждено жить долго. Поэтому они пытаются поднять на него секиру. Что же сделают эти завистники? Отсекут, самое большее, несколько ветвей, которые вырастут с новой силой и будут крепче прежнего.

Ченнинг"

VIII


    "Я говорю с вами о твёрдости, которую вам должно иметь в ваших спиритических занятиях. Рассуждение об этом предмете вам было дано уже. Советую вам изучить его сердцем и применить его к себе, потому что, подобно Св.Павлу, и вы подвергаетесь мучениям, только не тела, а духа. Неверующие фарисеи настоящего времени будут вас осуждать, поносить. Но не страшитесь ничего. Это будет испытание, которое вас укрепит, если вы сумеете положиться во всём на Бога. Вы увидите впоследствии, что ваши усилия увенчаются успехом. Это будет великим торжеством для вас в день вечности, кроме того, что и в этом мире составит утешение для тех, кто лишился родных и друзей. Знать, что они счастливы, что можно с ними сообщаться, есть уже блаженство. Идите же вперёд, исполняйте миссию, возлагаемую на вас Богом, и она вменится вам в заслугу, когда вы явитесь перед лицом Всемогущего.

Ченнинг"

IX


    "Я пришёл к вам, ваш Спаситель и ваш Судия, пришёл, как и прежде среди заблудших сынов Израиля, дабы принесть истину и рассеять мрак. Внемлите же. Спиритизм, как некогда слово Моё, должен напомнить матерьялистам, что над ними царствует непреложная истина: Бог всеблагой, Бог великий, дарующий жизнь и повелевающий стихиями. Я явил Божественное учение; подобно жнецу, Я собрал колосья добра, разбросанные в человечестве, и сказал: Приидите ко Мне, страждущие!
    Но люди неблагодарные совратились с пути прямого и широкого, ведущего в Царствие Отца, и заблудились на тернистых стезях безбожия. Но Отец не хочет истребить рода человеческого. Он желает спасти вас, но не через пророков уже и не через апостолов. Он желает, дабы все вы, живые и мёртвые, т.е. мёртвые телом только, ибо смерти нет, сами помогали друг другу и дабы голоса тех, коих нет уже с вами, раздавались, паки и паки взывая к вам: Молитесь и веруйте, ибо смерть есть воскресение, а жизнь - избранное испытание. Во время его добродетели, возделываемые вами, должны расти и шириться подобно кедру.
    Верьте голосам, вам отвечающим: се суть души людей, вызываемых вами. Я редко сообщаюсь Сам; но други Мои, свидетели жизни и смерти Моей, они - божественные исполнители повелений Отца Моего.
    Люди слабые, верующие лишь заблужденьям ничтожного ума своего, не гасите светильника, коий милосердие Божие влагает в руки ваши, дабы осветить путь вам и возвратить вас, дети заблудшие, в лоно Отца вашего.
    Истинно говорю вам, верьте в разнообразье и множества духов, вас окружающих. Я сочувствую и сострадаю бедствиям вашим, безмерной слабости вашей, и вспомоществующая рука Моя всегда протянута несчастным, кои в виду Неба падают в бездну заблуждений. Веруйте, любите, понимайте открываемые вам истины, не смешивайте плевел с добрыми зёрнами, систем - с истинами.
    Спириты, любите друг друга, - вот первая заповедь; просвещайтесь - вот вторая. Все истины заключаются в христианстве. Заблуждения, укоренившиеся в нём, идут от людей. И вот из-за пределов гроба, казавшегося вам небытием, вы слышите голоса, взывающие к вам: Брат, ничто не погибнет: Иисус Христос победил зло. Будьте же и вы победителями безбожия и нечестия."

Примечание. Это сообщение получено через одного из лучших медиумов Парижского Общества спиритических исследований и подписано именем, которое мы из уважения к нему решаемся печатать не иначе как с величайшей осторожностью - так велика была бы милость его тождества; и потому ещё, что часто злоупотребляли им в сообщениях явно подложных: это имя Иисуса Назаретянина. Мы нимало не сомневаемся, что он может проявляться. Но если Духи, истинно Высшие, проявляются только при обстоятельствах исключительных, то рассудок запрещает нам думать, чтобы Дух, чистый по преимуществу, отвечал на вызов первого обратившегося к нему. Во всяком случае, было бы святотатством приписывать ему язык, недостойный его.
    Вследствие этих рассуждений мы всегда избегали публиковать такие сообщения и полагаем, что надо весьма осмотрительно печатать сообщения этого рода, которые кажутся тождественными одному самолюбию только и которых наименьшее неудобство состоит в том, что они могут служить оружием для противников Спиритизма.
    Как мы сказали уже, чем возвышеннее дух, тем с большим недоверием должно принимать его имя. Надо иметь слишком много гордости, чтобы надеяться обладать преимуществом относительно его сообщений и считать себя достойным говорить с ним как с равным себе. В вышеприведённом сообщении мы удостоверяем только одно: это неоспоримую возвышенность языка и мыслей, предоставляя каждому судить о том, подтверждает ли оно действительность имени, которым может быть подписано.


О МЕДИУМАХ

Х



    "Все люди - медиумы, и у каждого есть дух, направляющий его к добру, когда он умеет его слушать. Теперь некоторые посредством особенного медиумизма сообщаются с ним прямо, а другие только слышат его слухом сердца и рассудка - различие не имеет значения, потому что всё равно это - голос их собственного духа-хранителя, подающего им советы.
    Назовите его духом или разумом, это всё-таки будет голос, отвечающий вашей душе и диктующий вам добрые мысли. Только вы не всегда понимаете их. Не все умеют следовать советам разума; не того разума, который пресмыкается, теряясь среди матерьяльных и грубых интересов, но того, который возвышает человека превыше его самого и переносит его в область неизвестного.1 Это - священное пламя, вдохновляющее художников и поэтов; божественная мысль, возвышающая философа; порывы, увлекающие людей и народы; разум, которого толпа не понимает, но который возвышает человека и приближает его к Богу более, чем всякое другое создание; рассудок, умеющий вести его от известного к неизвестному и побуждающий его к самым возвышенным поступкам.
    Повинуйтесь же этому внутреннему голосу, этому доброму гению, который беспрестанно говорит вам, - и вы постепенно достигнете того, что будете понимать вашего ангела-хранителя, протягивающего вам руку помощи с высоты Небес. Повторяю снова, что внутренний голос, говорящий вашему сердцу, есть голос добрых духов, и с этой-то точки зрения все люди медиумы.

Ченнинг"

XI


    "Дар медиумизма столь же древен, как и мир. Пророки были медиумами. Элевзинские таинства основывались на медиумизме. Халдеи и Ассирияне имели своих медиумов. Сократ был руководим духом, который внушал ему дивные правила его философии. Он слышал его голос. У всех народов были свои медиумы, и вдохновения Жанны д'Арк были не что иное, как голоса благодетельных духов, руководивших ею. Этот дар, распространяющийся в настоящее время, сделался реже в средние века, но не прекращался никогда. Сведенборг и его последователи имели многочисленную школу.
    Франция последних веков, насмешливая и занятая философией, которая, желая разрушения и злоупотребляя религиозной нетерпимостью, подавляла под видом смешного всё, что было идеально, Франция должна была отдалить Спиритизм, который не переставал существовать на севере.
    Бог допустил эту борьбу позитивистских идей с идеями спиритуализма, потому что фанатизм сделал себе оружие из последнего. В настоящее время, когда успехи промышленности и науки развили стремление к благосостоянию до такой степени, что матерьяльные склонности сделались первенствующими, Бог хочет, чтобы духи снова обратились к интересам души, чтобы усовершенствование человека нравственного сделалось тем, чем оно должно быть, т.е. конечной целью жизни. Дух человеческий идёт своим путём, развиваясь постепенно и мало-помалу обнимая всё, что составляет видимую и невидимую Вселенную; всякий прогресс приходит в своё время, прогресс нравственного развития настал для человечества: он не совершится ещё в ваше время; но благодарите Бога и за то, что вы присутствуете при появлении этой благотворной зари.

Пьер Жюти (отец медиума)"2

ХII


    "Господь возложил на меня задачу заботиться о верующих, коих Он одарил медиумизмом. Чем больше милостей получают они от Всевышнего, тем более подвергаются опасностям, и оне тем грознее, что возникают из самых милостей, даруемых им Богом. Способности, коими медиумы пользуются, доставляют им похвалы людей. Здесь-то и состоит для них наибольшая опасность. Медиумы эти должны бы помнить свою прежнюю неспособность, но они забывают о ней, и то, чем они обязаны одному Богу, приписывают своему собственному достоинству. Что же выходит из этого? Добрые духи их оставляют. Они делаются жертвой духов злых и не имеют более путеводителя, который бы их направлял. Чем больше развивается способность их, тем более стараются они приписывать себе заслуги, пока наконец Бог, дабы наказать их, не лишает их этой способности, сделавшейся для них пагубной.
    Не перестану напоминать вам, что вы должны поручать себя покровительству вашего духа-хранителя, дабы он помогал вам остерегаться самого страшного врага вашего - гордыни. Помните же всегда, вы, которые имеете счастье быть посредниками между духами и людьми, что без помощи Божией вы впали бы в заблуждения и были бы наказаны строже иных братьев ваших, ибо даровано вам больше милостей.
    Надеюсь, что послание моё принесёт свои плоды, и да поможет оно медиумам предохранять себя от опасности, могущей погубить их. Опасность сия, повторяю вам паки, есть гордыня.

Жанна д'Арк"

XIII


    "Если желаете получать сообщения духов добрых, вам необходимо приготовить себя к этой милости сосредоточением, чистыми намерениями и стремлением творить добро с целью общего блага. Помните, что себялюбие - причина замедления всякого развития. Не забывайте, что если Бог кому-то из вас позволяет получать вдохновения от детей Своих, которые своим поведением сумели заслужить счастье - понимать Его бесконечную благость -, то потому это, что Он желает, по нашему заступничеству и в согласии с добрыми намерениями вашими, дать вам средство подвигаться по пути Его.
    Стало быть, медиумы, употребите в пользу даруемую вам от Бога способность. Верьте в кротость нашего Господа, исполняйте закон милосердия и никогда не переставайте упражняться в сей дивной добродетели, равно как и в терпении. Пусть действия ваши всегда согласуются с вашей совестью - вот верное средство удесятерить ваше счастье в мимолётной жизни земной и приготовить себе существование в тысячу раз счастливейшее.
    Пусть медиум, коли он не чувствует в себе довольно силы, чтобы устоять в правилах, проповедуемых Спиритизмом, прекратит свои занятия; потому что, не употребляя с пользой света, его освещающего, он найдёт меньше извинения, чем всякий другой, и должен будет искупить своё ослепление.

Паскаль"

ХIV


    "Сегодня я хочу поговорить с вами о бескорыстии. Оно должно быть одним из основных качеств медиумов, точно так же как скромность и самоотвержение. Бог даровал им эту способность с тем, чтобы они помогали распространению истины, а не для того, чтоб обратили её в ремесло. Под этим я понимаю не только тех, кто захотел бы пользоваться ею, как пользуются обыкновенным талантом, кто стал бы медиумом, как становятся танцором или певцом, но всех, кто вздумал бы употреблять её для достижения каких бы то ни было корыстных целей.
    Возможно ли думать, чтоб добрые духи, а тем паче Духи Высшие, осуждающие алчность, согласились представлять из себя зрелище и, словно простые актёры, подчинились бы распоряжению антрепренёра спиритических сеансов? Также нелепо предполагать, будто добрые духи могут содействовать видам гордыни и честолюбия. Бог позволил им сообщаться с людьми для того, чтоб отвлечь тех от жизни матерьяльной, а не за тем, чтоб служить орудием мирских страстей. Он не может взирать благосклонно на людей, отклоняющих дар Его от истинной цели, и, уверяю вас, они будут наказаны за это ещё здесь, на земле, разочарованиями самыми горькими.

Дельфина де Жирарден"

XV


    "Все медиумы, сообразно с их способностями, неоспоримо призваны служить делу Спиритизма. Но из них очень мало таких, которые не попали бы в сети самолюбия. Это камень преткновения, редко не производящий своего действия. Поэтому из ста медиумов едва ли вы найдёте одного, как бы он ни был слаб, который не думал бы, занявшись медиумизмом, что он призван для получения высших результатов и предназначен для великой миссии. Поддающиеся этой тщеславной надежде - а их очень много - делаются неизбежной жертвой духов-одержателей, кои не замедлят поработить их, льстя их гордыни и затрагивая их слабую струну. Чем выше хотели вознестись они, тем ниже, если не гибельнее, будет их падение.
    Великие миссии вверяются лишь людям избранным, и Бог ставит их сам, без их стараний, в то положение, в котором труды их будут всего плодотворнее. Я не перестану советовать медиумам неопытным остерегаться того, что некоторые духи могут сказать им относительно великой роли, к которой они <медиумы>, якобы, призваны. Потому что если они примут это за серьёзное, то испытают горькое разочарование в этом мире и строгое наказание в будущем. Пусть уверятся, что в скромной и незаметной сфере своей они могут делать большие услуги, помогая обращению неверующих и утешая огорчённых. Если они должны выйти из этого положения, то их выведет незримая рука, которая приготовит для этого пути и сделает их заметными без их ведома. Пусть помнят слова: "Всякий возносящийся унизится, а смиряющий себя вознесён будет.

Дух Истины"

О СПИРИТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ


    Из числа помещённых здесь сообщений некоторые даны в Парижском Обществе спиритических исследований или по его желанию. Другие, переданные нам от различных медиумов, содержат в себе общие советы относительно собраний, их состава и препятствий, которые могут им встретиться.


XVI


    "Почему вы не начинаете ваших заседаний общим воззванием, некоторого рода молитвой, которая располагала бы к сосредоточению? Знайте, что без сосредоточения вы будете получать одни лишь лёгкие сообщения. Добрые духи являются туда только, где их призывают с усердием и искренностью - вот что ещё недостаточно понято вами. Вы должны подавать пример, вы, которые можете сделаться одним из столпов этого нового здания. Мы смотрим на труд ваш с удовольствием и помогаем вам, но с условием, чтобы и вы, со своей стороны, содействовали нам и чтобы вы достигали высоты той миссии, к исполнению которой призваны. Составьте союз, и вы будете сильны, и злые духи не одолеют вас. Бог любит тех, кто просты умом, но это не значит слабоумных, а тех, которые отказываются от самих себя и со смирением приходят к Нему. Вы можете сделаться источником света для человечества; умейте же отделять пшеницу от плевел; сейте одно лишь доброе семя и остерегайтесь разбрасывать плевелы, потому что плевелы будут заглушать его и вы дадите ответ за всё зло, которое они принесут. Вы ответите также и за всякое вредное учение, если бы стали распространять его. Помните, что со временем мир сможет смотреть на вас. Поступайте же так, чтобы ничто не помрачило блеска доброго дела, совершаемого вами. Вот для чего мы советуем вам просить помощи у Бога.

Бл.Августин"

    Бл.Августин, на просьбу нашу продиктовать общую формулу воззвания к духам, отвечал:
    "Вы знаете, что нет обязательной формулы: Бог слишком велик для того, чтобы придавать большую важность словам, чем мыслям. Не думайте, чтобы достаточно было произнести несколько слов для удаления злых духов. Остерегайтесь в особенности сделать ваш вызов одной из тех обыкновенных формул, которые произносят лишь для успокоения совести. Главное заключается в чистоте чувств вызывающего и в особенности - в единодушном намерении, потому что никто из тех, чьё сердце не затронуто, не может быть услышан и не принесёт пользы другим. Составьте же формулу вызова сами, и если желаете, я помогу вам."
    Следующая формула общего воззвания составлена с содействием духа, который её пополнил во многих местах:
    "Мы просим Бога Всемогущего послать нам добрых духов, которые оказали бы нам помощь, и удалить духов злых, могущих ввести нас в заблуждение. Просвети нас, Боже, дабы мы могли отличать истину от лжи. Удали от нас злых духов, способных посеять между нами раздоры, возбуждая в нас зависть и гордыню. Если бы некоторые из них вздумали явиться сюда, то мы заклинаем их именем Бога оставить нас.
    Добрые духи, присутствующие при наших занятиях, удостойте нас вашими поучениями и сделайте нас покорными советам вашим. Сделайте так, чтобы всякое личное чувство умолкло пред мыслью об общем благе.
    Мы просим духа (имярек), нашего особенного покровителя, оказать нам своё содействие."


XVII


    "Друзья мои, позвольте мне дать вам совет. Вы вступили на новую почву, и если будете следовать по указываемому нами пути, то не впадёте в заблуждение. Вам говорили уже, и мы намерены напомнить это, что Спиритизм есть учение нравственное. Он не должен выходить из пределов философии, если не желает впасть в область праздного любопытства. Оставьте все научные вопросы: возложенная на духов миссия не заключается в решении задач, которое избавляло бы вас от труда разысканий, но старайтесь сами делаться лучше и таким образом вы действительно подвинетесь вперёд.

Св.Людовик"

XVIII


    "Смеялись над вертящимися столами, но никогда не будут смеяться над философией, мудростью и любовью, лучи которых сияют в сообщениях серьёзных. Вертящиеся столы были лишь начало науки, и там следовало оставить предрассудки, как оставляют плащ свой в передней дома. Я советую вам составить из ваших собраний серьёзное общество. Пусть в других местах собирают физические доказательства, пусть там видят и слышат. У вас же пусть понимают и любят. За кого примут вас Высшие Духи, если вы будете заставлять столы вертеться или подниматься в воздух? За школьников. Учёный занимается ли повторением азов науки? Если же вы станете стремиться к серьёзным сообщениям, то духи будут смотреть на вас как на людей серьёзных, ищущих истины.

Св.Людовик"

    Когда спросили Св.Людовика, не порицает ли он тем самым физические явления, он отвечал:
    "Я не могу осуждать физических явлений, потому что если они происходят, то не иначе как с позволения Божия и с полезной целью. Сказав, что они составляют начало науки, я определил их истинное назначение и подтверждаю их пользу. Я порицаю тех только, которые делают из них предмет забавы и любопытства, не извлекая из них поучения - их необходимого следствия. Они для спиритической философии то же, что грамматика для литературы. Кто уже достаточно познакомился с наукой, тот не теряет времени на рассматривание её основания."


ХIХ


    "Друзья и истинно верующие, я счастлив, когда могу вести вас путём добра. Это приятная обязанность, возложенная на меня Богом и которою я счастлив, потому что быть полезным уже есть награда. Да соединит вас дух милосердия, побуждающий вас помогать ближним и любить их. Будьте терпеливы относительно клеветников ваших. Будьте тверды в добре, и в особенности смиренны пред Богом. Одно лишь смирение возвышает. Это единственное величие, признаваемое Господом. Тогда только добрые духи придут к вам. В противном же случае дух зла овладеет вашей душою. Будьте же достойны благословения Создателя и вы возвыситесь в глазах людей, как и во взоре Божием.

Св.Людовик"

ХХ


    "Единство составляет силу. Объединитесь же, дабы быть сильными. Спиритизм пустил глубокие корни и скоро распрострёт над землёй свои благотворные ветви. Вы должны быть неуязвимы для ядовитых стрел клеветы и мрачной фаланги духов несведущих - эгоистов и лицемеров. Пусть обоюдное снисхождение и благосклонность сопровождают ваши сношения, пусть недостатки ближнего проходят для вас незаметными, замечайте одни лишь достоинства; пусть светоч священной дружбы соединяет, освещает и согревает сердца ваши, и тогда вы выдержите бессильные нападения зла, как непоколебимая скала выдерживает удары разъярённых валов.

Св.Викентий Павел"

ХХI


    "Друзья мои, вы, я вижу, намерены составить спиритическое собрание. Я одобряю ваше начинание, потому как духи недовольны медиумами, которые, обладая сим даром, пребывают в уединении. Бог даровал им столь высокую способность не для них только, но для общего блага. Сообщаясь с другими, они имеют множество случаев верно оценивать достоинства получаемых ими сообщений, тогда как, будучи одни, они легче могут поддаться влиянию духов-обманщиков, довольных тем, что они остаются без поверки. Это относится собственно к вам: если вы не ослеплены гордыней, то поймёте и воспользуетесь сказанным. Обращаюсь теперь к другим.
    Хорошо ли вы понимаете, каково должно быть спиритическое собрание? Нет. В своём рвении вы полагаете, что нужно собрать как можно больше лиц с целью убедить их. Разуверьтесь: чем малочисленнее вы будете, тем более получите. Нравственным преимуществом своим вы больше можете привлечь к себе неверующих, чем только получаемыми вами феноменами. Если вы будете привлекать одними феноменами, скептики придут взглянуть на вас из любопытства, и вы найдёте любопытных, которые вам не поверят и будут над вами смеяться. Если же собрание ваше будет состоять только из людей, достойных уважения, может быть, вам не поверят тотчас же, но вас будут уважать, уважение же всегда внушает доверие. Вы убеждены, что Спиритизм должен произвести нравственное преобразование. Пусть же ваше собрание первое подаст пример христианских добродетелей, потому что в нынешнюю пору эгоизма истинное милосердие должно находить себе убежище в спиритических обществах.3 Таково должно быть, друзья мои, собрание истинных спиритов. В следующий раз я дам вам ещё и другие советы.

Фенелон"

ХХII


    "Вы спрашивали меня: не может ли обилие групп в одной какой-то местности породить зависть, вредную для Учения. На это я отвечу вам, что те, которые проникнуты истинными правилами нашего Учения, видят во всех спиритах братьев, а не соперников. Те, которые с завистью станут взирать на другие собрания, покажут этим, что у них есть скрытая мысль корысти или самолюбия и что ими не движет любовь к истине. Уверяю вас, что если бы эти люди находились между вами, то они скоро посеяли бы раздор и разъединение. Истинный Спиритизм имеет девизом благосклонность и милосердие. Он не допускает никакого соперничества, кроме состязания в добре. Все группы, которые напишут сей девиз на знамени своём, могут смело протянуть друг другу руки как добрые соседи и друзья, хотя бы они и не жили в одном доме. Предполагающие иметь лучших духов своими руководителями должны доказать это лучшими чувствами. Пусть будет между ними борьба, но борьба за величие души, самоотвержение, доброту и смирение. Тот, кто бросит камень в другого, одним этим уже докажет, что он действует под влиянием злых духов. Свойства чувств, взаимно выказываемые двумя лицами, безошибочно указывает на характер духов, им помогающих.

Фенелон"

XXIII


    "Молчание и сосредоточение - это самые существенные условия всех серьёзных сообщений. Вы никогда не получите их при людях, привлечённых в ваше собрание одним лишь любопытством. Предложите любопытным забавляться в другом месте, потому что их рассеяние будет причиной неудачи.
    Вы не должны дозволять никаких разговоров во время вопросов, предлагаемых духам. Вы получаете иногда сообщения, которые требуют с вашей стороны серьёзных возражений и ответов, не менее обдуманных со стороны вызванных духов, которые, верьте, чувствуют неудовольствие от непрерывного шептания некоторых присутствующих. Поэтому не получается ничего полного, ничего истинно серьёзного. Медиум, который пишет, также чувствует рассеяние, весьма вредное для его обязанности.

Св.Людовик"

XXIV


    "Я поговорю с вами о необходимости наблюдать в ваших собраниях самый строгий порядок, т.е. избегать всякого замешательства, всякого разногласия. Разность мыслей помогает злым духам заменять добрых и почти всегда первые овладевают предлагаемыми вопросами. С другой стороны, в собрании, составленном из различных элементов, не знакомых друг другу, каким образом избегнуть противоречащих идей, рассеяния или, ещё хуже, холодного и насмешливого равнодушия? Я хотел бы найти существенное и верное средство для этого. Быть может, оно заключается в сосредоточении токов, рассеянных вокруг медиумов. Одни серьёзные медиумы удерживают добрых духов в собрании. Но их влияния едва достаточно для того, чтобы рассеять толпу низших духов, привлекаемых легкомыслием присутствующих. Труд разбора сообщений очень важен. Необходимо вникать в вопросы и в особенности в ответы. Заблуждение возможно даже для духов, проникнутых самыми лучшими намерениями. Медленность писания и самый процесс его, отклоняющий духа от сущности предмета, излагаемого им, подвижность и непостоянство некоторых условных форм - все эти причины и многие другие заставляют вас подвергать внимательному рассмотрению самые достоверные сообщения.

Георгий (Домашний дух)"

XXV


    "С какой целью просите вы большей частью сообщений у духов? Чтобы иметь прекрасные статьи, которые вы могли бы показать вашим знакомым как образец нашего таланта. Вы бережно сохраняете их в своих альбомах, но в сердцах ваших для них нет места. Не думаете ли вы, что нам очень приятно красоваться в ваших собраниях как на конкурсе, соперничать в красноречии, чтобы потом вы могли сказать, что заседание было чрезвычайно занимательно? Что извлекаете вы из сообщения, которое находите превосходным? Не думаете ли вы, что мы являемся искать ваших рукоплесканий?
    Разуверьтесь. Мы не любим забавлять вас ни тем, ни другим. С вашей стороны это одно любопытство, которое вы напрасно стараетесь скрыть. Наша же цель - делать вас лучшими. Когда же мы видим, что наши слова не приносят пользы и что вы ограничиваетесь одним бесполезным одобрением, тогда мы удаляемся отыскивать души более послушные. Мы дозволяем заменять нас духам, желающим только болтать, и в таковых не имеется недостатка. Вы удивляетесь, что мы позволяем им принимать наши имена. Но что мы теряем на этом, если это всё равно для вас? Знайте же, что мы не допустим этого относительно тех, кем действительно интересуемся, т.е. с которыми мы не теряем напрасно времени. Они любимцы наши, и мы предохраняем их от обмана. Не обвиняйте же никого, кроме себя, если вы часто бываете обмануты. Для нас не тот серьёзен, кто воздерживается от смеха, но тот, чьё сердце трогается нашими словами, тот, кто внемлет нашим советам и пользуется ими.

Массильон"

ХХVI


    "Спиритизм должен служить щитом против духа распрь и раздоров. Но дух этот во все времена не переставал потрясать своим факелом над людьми, завидуя их счастью, происходящему от мира и единодушия.
    Спириты, он может проникнуть и в ваши собрания, не сомневайтесь в этом. Он будет стараться сеять там раздоры, но будет бессилен против тех, которых воодушевляет истинное милосердие. Будьте осторожны и непрестанно охраняйте сердца ваши точно так же, как двери ваших собраний, чтобы не позволить проникнуть туда врагу. Если ваши старания окажутся бессильны против врага внешнего, то всегда от вас будет зависеть не допустить его к вашей душе. Если распри возникли между вами, то никто, кроме злых духов, не мог возбудить их. Пусть же те из вас, у которых более развито сознание обязанностей, налагаемых совестью, равно как и истинным Спиритизмом, всегда будут терпеливы, приветливы и благосклонны. Добрые духи могут иногда допустить эту борьбу, чтобы доставить случай выказаться как хорошим, так и дурным чувствам, чтобы отделить пшеницу от плевел, но всегда будут на стороне тех, которые обнаружат наиболее смирения и истинного милосердия.

Св.Викентий Павел"

ХХVII


    "Отталкивайте от себя безжалостно всех духов, как будто сговорившихся проповедовать несогласие и разъединение. Это духи гордые и бездарные, старающиеся властвовать над людьми слабыми и легковерными, расточая им преувеличенные похвалы, чтобы омрачить их и подчинить своему влиянию. Это обыкновенно духи, жаждущие власти, которые, быв деспотами общественными или частными во время жизни, хотят и после смерти иметь жертв, которых могли бы мучить. Вообще, остерегайтесь сообщений, носящих на себе печать мистицизма и странности или предписывающих обряды и поступки необыкновенные. Это всегда может быть законной причиной подозрения.
    С другой стороны, будьте уверены, что когда истина должна быть открыта человечеству, то она сообщается, так сказать, внезапно во всех серьёзных группах, имеющих серьёзных медиумов, а не исключительно в одной из них. Никто не может назваться совершенным медиумом, если он одержим, а всегда есть одержание, если медиум способен получать сообщения только одного духа, как бы высоко ни старался поставить себя последний. Следовательно, всякий медиум, всякая группа, уверенные в своём преимуществе перед другими относительно получаемых ими сообщений и в то же время предающиеся упражнениям, обнаруживающим суеверие, находятся несомненно под влиянием одержания самого очевидного, в особенности когда сообщающийся дух хвастает именем, к которому все мы - и духи, и воплощённые - должны относиться с особенным уважением.
    Нет сомнения, что, подвергая критике рассудка и логики все получаемые сообщения духов, легко отвергнуть нелепость и заблуждение. Медиум может быть омрачён, группа обманута. Но строгий контроль других групп, но приобретённые познания и высокий нравственный авторитет начальников групп, но сообщения главных медиумов, носящие на себе печать логичности и тождественности лучших духов, обличат тотчас же эти ложные и коварные сообщения, происходящие от обманщиков и злых духов.

Эраст (ученик Св.Павла)"

Примечание. Отличительная черта духов, навязывающих свои странные и системные идеи, состоит в притязании, что они, несмотря на мнение большинства, одни правы против всех. Их тактика заключается в том, чтобы избегать прений, и когда они видят, что их побеждают непреодолимым оружием логики, они с презрением отказываются отвечать и предписывают своим медиумам удаляться от кружков, которые не принимают их идей. Эти уединения бывают гибельнее всего для медиумов, потому что они подвергаются без всякого противодействия власти духов-одержателей, которые ведут их как слепых и часто вовлекают в самые пагубные последствия.


ХХVIII


    "Лжепророки встречаются не между одними только воплощёнными. Их больше между гордыми духами, которые под ложной наружностью любви и милосердия сеют раздоры и замедляют освобождение человечества, заставляя медиумов своих принимать нелепые системы. Чтобы лучше омрачить тех, кого стараются обмануть, чтобы придать более веса своим теориям, они смело принимают на себя имена, которые люди произносят не иначе, как с уважением, именно: святых, Иисуса, Марии и даже Бога.
    Они-то сеют соперничество между группами, побуждают их удаляться друг от друга, завидовать друг другу. Одного этого было бы достаточно, чтобы обличить их. Потому что, действуя таким образом, они сами обнаруживают свою настоящую натуру. Итак, слепы те, которые поддаются столь грубому обману.
    Но есть ещё другие способы узнавать их. Духи, принадлежащие к высшим разрядам, должны быть не только добры, но и логичны, последовательны. Подвергайте предлагаемые вам системы критике рассудка и здравого смысла - и вы увидите, что останется от них. Согласитесь же со мной, что каждый раз, когда дух указывает вам как пособие от бедствий человечества и как средство ускорить его преобразование различные утопии, вещи неудобоисполнимые, меры смешные и ничтожные, когда излагает систему, противоречащую самым основным истинам науки, то это должен быть не кто иной, как дух невежественный и обманщик.
    С другой стороны, поверьте, что если истина не всегда бывает принята отдельными лицами, то её всегда оценят массы, и это также может служить критерием. Если два правила противоречат друг другу, то вы можете определить их достоинство, заметив, которое из них встречает больше сочувствия. Действительно, было бы нелогично допустить, что учение, приверженцы которого делаются реже с каждым днём, истиннее того, которого последователи умножаются. Бог, желая, чтобы истина была известна всем, не ограничивает её тесным кружком. Он проявляет её в различных местах, чтобы свет везде уравновешивал мрак.

Эраст"

Примечание. Лучшее ручательство, что предлагаемое правило есть выражение истины, состоит в том, чтобы оно было проповедано различными духами через медиумов незнакомых друг другу и в различных местах; чтобы, кроме того, оно подтверждалось рассудком и освещалось согласием большинства. Одна истина может дать прочные корни Учению. Ложная система, хотя и может встретить последователей, но как ей недостаёт главного условия жизненности, то существование её может быть только кратковременно. Поэтому не стоит беспокоиться о ней: она умертвит себя своими собственными заблуждениями и падёт неизбежно пред могущественным оружием логики.


АПОКРИФИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ


    Часто встречаются сообщения столь нелепые, хотя и подписанные уважаемыми именами, что самый простой здравый рассудок может заметить подлог. Но между ними есть такие, в которых ложь прикрыта прекрасными мыслями, которые вводят в заблуждение и мешают иногда заметить её с первого взгляда, хотя она и не может укрыться от серьёзного разбора. Мы представим некоторые из них для примера.


ХХIХ


    "Вечное и непрестанное сотворение миров как бы составляет для Бога вечное наслаждение, потому что Он видит, что лучи радости с каждым днём сияют всё ярче. Для Бога нет числа, точно так же, как нет для Него и времени. Вот почему сотни и миллиарды лет для Него не больше и не меньше друг друга. Это Отец, счастье которого состоит из суммы радостей детей Его, и в каждый миг творения Своего Он видит, как новое блаженство сливается с блаженством общим. Нет ни остановки, ни временного прекращения в этом вечном движении, в этом великом непрерывном блаженстве, оплодотворяющем небо и землю.
    Вам ведома лишь ничтожная частица мира, и у вас есть братья, которые живут в местах, куда человек не проникал ещё. Что значат все жгучие жары, убийственные холода, останавливающие усилия самых смелых? Думаете ли вы, что это пределы вашего мира, потому что вы не можете подвигаться вперёд с вашими ничтожными средствами? Думаете ли, что вы можете измерить с точностью вашу планету? Разуверьтесь. На вашей планете больше мест вам не известных, чем известных. Но как бесполезно распространять далее все ваши дурные постановления, все ваши дурные законы, поступки, существования, то положён предел, который останавливает вас то здесь, то там и будет останавливать до тех пор, покуда вы не сумеете по собственной воле взрастить посеянное в вас доброе семя. О! нет, вы не знаете этого мира, называемого вами "Землёю". Вы будете свидетелями, ещё при жизни вашей, сильных доказательств данного сообщения. Скоро пробьёт час, в который явится новое открытие, помимо недавнего. Скоро расширится круг известной вам земли, и когда газеты и журналы воспоют осанну на всех языках, вы, бедные дети, возлюбившие Бога и ищущие путей Его, вы будете уже знать об этом прежде тех даже, которые дадут своё имя новой земле.

Св.Викентий Павел"

Примечание. Относительно слога сообщение это не выдерживает критики. Неправильности, многословие, обороты фраз бросаются в глаза каждому, сколько-нибудь знакомому с литературным языком. Но это ещё ничего не доказывало бы против имени, которым оно подписано, потому что эти недостатки, как мы объясняли выше, могли зависеть от недостаточности медиума. Мысль - вот собственно произведение духа, и когда он говорит, что на нашей планете больше неизвестных мест, чем известных, что новый материк скоро будет открыт, то это относительно духа, называющего себя высшим, есть доказательство совершенного невежества. Без сомнения, за пределами льдов могут открыть какой-нибудь неизвестный уголок земли, но сказать, что эти земли населены и что Бог скрыл их от людей для того, чтобы они не внесли туда своих дурных постановлений, это значит слишком полагаться на слепое доверие тех, которым проповедуются подобные нелепости.4


ХХХ


    "Дети мои, ваш матерьяльный мир и мир духовный, известный пока лишь столь немногим из вас, составляют как бы две чаши вечных весов. До сих пор наши религии, наши законы, наши обычаи и страсти так перевешивали чашу зла, что зло самовластно царствовало на земле. Сколько веков уже слышится одна и та же жалоба человека и пагубный вывод о несправедливости Бога! Некоторые доходят до того даже, что отвергают самое существование Его. Вы видите всё здесь и ничего не видите там. Вы видите, что излишество сталкивается с бедностью, что золото блестит рядом с нищетой. Все эти самые разительные противоположности должны были бы указать вам на двойственность вашей натуры. Отчего же это происходит? Кто повинен в этом? Вот что нужно разыскивать спокойно, беспристрастно. Когда искренно желают отыскать панацею, её всегда найдут.
    Итак, невзирая на это преобладанье зла над добром, преобладанье, в коем повинны вы сами, разве не видите вы, что всё остальное идёт прямо по пути, начертанному Богом? Времена года нарушают ли правильность своего хода? Жар и хлад сталкиваются ли между собой без цели? Солнце забывает ли освещать Землю? Земля забывает ли в недрах своих семя, брошенное человеком? Замечаете ли вы прекращение тысячи вечных чудес, повторяющихся пред вашими взорами, от рождения былинки до рождения дитяти - будущего человека? Всё прекрасно, идущее от Бога, всё дурно, идущее от человека. Но как помочь этой беде? Очень просто: стремиться к Богу, любить ближнего, содействовать единению, понимать друг друга и спокойно итти путём, который можно различать очами веры и совести.

Св.Викентий Павел"

Примечание. Это сообщение было получено в том же кружке. Но какая разница с предыдущим не только относительно мыслей, но даже относительно слога. Всё в нём справедливо, глубокомысленно, здраво, и, без сомнения, Св.Викентий Павел не отказался бы от него. Вот почему это сообщение можно смело приписать ему.


ХХХI


    "Дети, содвиньте ряды свои, т.е. пусть союз составляет вашу силу. Вы, трудящиеся над построением великого здания, бодрствуйте и трудитесь над укреплением его основания, и тогда вы сможете поднять его высоко, высоко. Прогресс беспределен. На всём нашем шаре бесчисленное множество сторонников стекаются к нашему знамени. Множество скептиков и даже самых неверующих приближается также.
    Идите, дети, идите с возвышенным и исполненным веры сердцем. Путь ваш прекрасен. Не замедляйте хода. Идите всегда прямым путём. Служите руководителями тем, которые идут за вами. Они будут счастливы, очень счастливы.
    Идите, дети, вы не нуждаетесь в силе штыков для поддержания своего дела. Вам нужна только вера. Вера, братство и союз - вот ваше оружие. С ними вы сильны, сильнее самых могущественных государей на свете, всех вместе взятых, несмотря на их живые силы и флоты, их пушки и картечи.
    Вы, сражающиеся за свободу народов и перерождение великой семьи человечества, идите, дети, мужайтесь и будьте постоянны, сам Бог поможет вам. Добрый вечер, до свидания.

Наполеон"

Примечание. Наполеон был при жизни человеком самым серьёзным. Все знают его сжатый и точный слог. Он странно ухудшился бы, если бы после смерти сделался многословным и бурлескным. Это может быть скорее сообщением какого-нибудь солдата, назвавшегося Наполеоном.


XXXII


    "Нет, нельзя переменить религию, когда не имеют той, что удовлетворила бы одновременно и здравому смыслу, и разуму и которая, в особенности, доставила бы человеку настоящие утешения. Нет, не переменяют религию, а впадают из нелепости и порабощения в мудрость и свободу. Идите, идите, наша малая армия. Идите и не бойтесь неприятельских пуль. Те, которые должны убить вас, не сделаны ещё, если вы всегда от чистого сердца будете итти путём Божьим, т.е. если вы желаете всегда сражаться мирно и победоносно за благосостояние и свободу.

Св.Викентий Павел"

Примечание. Кто узнает Св.Викентия Павла в этом языке, в этих отрывочных мыслях, лишённых здравого смысла? Что значат слова эти: "Нет, не переменяют религию, а впадают из нелепости и порабощения в мудрость и свободу"? Мы сильно подозреваем, что этот дух, с его пулями, не сделанными ещё, тот самый, который подписался выше Наполеоном.


ХХХIII


    "Дети веры Моей, христиане, последователи учения Моего, погребённые под волнами матерьялизма - философии корысти, - следуйте за Мной... следуйте за Мной по пути Иудейскому, следуйте страданиям жизни Моей, взирайте на врагов Моих теперь, взирайте на страдания, мучения Мои, на кровь Мою, пролитую за веру.
    Дети, спиритуалисты Моего нового учения, будьте готовы преодолевать волны бедствий, терпеть сарказмы ваших врагов. Вера беспрерывно будет подвигаться вперёд, следуя за вашей звездой, которая приведёт вас к пути вечного блаженства, подобно тому как звезда привела восточных волхвов к яслям, дабы они обратились к вере. Каковы бы ни были ваши бедствия, каковы бы ни были ваши страдания и слёзы, пролитые вами на этой планете изгнания, мужайтесь, будьте уверены, что радость, которую вы испытаете в мире духов, превзойдёт мучения вашего скоротечного существования. Юдоль плача должна исчезнуть, чтобы уступить место светозарному пребыванию в радости, братстве и единодушии, которых вы достигнете своей покорностью святому откровению. Жизнь в этой земной юдоли, братья Мои, - это жизнь подготовительная, она может продолжаться ровно столько, сколько необходимо, чтобы приготовиться к жизни, которая не может кончиться никогда. Любите, друзья, любите друг друга, как Я возлюбил вас и как люблю ещё и теперь. Мужайтесь, братья, мужайтесь! Благословляю вас и на небе вас ожидаю.

Иисус"

    "В этих блестящих и лучезарных мирах, куда мысль человеческая едва может достигать, эхо ваших слов и Моих пронзило Мне сердце.О, какую радость испытываю Я, видя вас, продолжателей учения Моего. Нет, ничто не сравнится со свидетельством доброты ваших мыслей. Вы видите, дети, что возрождающая идея, проповеданная Мною в мире, гонимая, останавливаемая на время тиранами, распространяется теперь беспрепятственно, освещая человечеству путь, так долго пролегавший во мраке. Все великие, бескорыстные жертвы, дети Мои, рано или поздно приносят плоды. Кровь Моя, страдания Мои доказали вам это. Будьте благословенны, вы, занимающие сегодня место в возрождённой семье человечества. Мужайтесь же, дети.

Иисус"

Примечание. В этих двух сообщениях, несомненно, нет ничего дурного. Но разве Христос говорил когда столь претенциозным, столь высокомерным и напыщенным языком? Пусть сравнят его с сообщением, помещённым нами выше и подписанным тем же именем, и тогда увидят, которое из них окажется более достоверным.
    Все эти сообщения были получены в одном и том же кружке. В слоге их заметно некоторое сходство, одинаковые обороты фраз, одинаковые выражения, часто повторяемые, как например, "идите, идите, дети", из чего можно заключить, что один и тот же дух продиктовал их под различными именами. В этом кружке, хотя очень добросовестном, но слишком доверчивом, не делали ни вызовов, ни вопросов, но ожидали всего от самопроизвольных сообщений. Отсюда видно, что это не обеспечивает тождества. С помощью вопросов точных и последовательных легко было бы обличить этого духа. Но он знал, что ему нечего бояться, потому что его ни о чём не спрашивали и принимали без контроля всё, что он говорил. (См. 269).



ХХХIV


    "Как прекрасна природа. Как осторожно Провидение в своей мудрой предусмотрительности. Но страсти человеческие и ваше ослепление мешают вам с терпением покоряться осторожности и благости Божьей. Малейшее облако, малейшее неисполнение ваших ожиданий огорчает вас. Знайте же, нетерпеливые люди, всегда во всём сомневающиеся, что ничто не делается без причины, всегда целесообразной, всегда имеющей в виду пользу общую. Именно так, о, лицемеры, исполненные мнимых опасений, Провидение развеяло в прах все ваши провозвестия о голоде и неурожае.
    Бог часто внушает людям неуверенность в будущем, дабы побудить их к предусмотрительности. Посмотрите, сколь велики средства, дополняющие ваши опасения, посеваемые в вас с умыслом, хотя по большей части опасения ваши и таят в себе лишь мысли алчности, а не благоразумное желание делать запасы, внушённое человеколюбием на благо бедных. Посмотрите, какие выйдут из этого взаимные отношения народов; какие связи должны будут установиться; сколько явится средств, чтобы сделать опасения ваши напрасными. Вам известно, что всё соединяется, всё связывается между собою; итак, великие и малые, все будут участвовать в общем деле.
    Не видите ли вы уже во всём этом движении источника некоторого благосостояния для самого трудящегося класса государств, - класса истинно достойного внимания, на который вы, знатные, вы, сильные мира сего, взираете как на людей оброчных, созданных лишь вам на потребу.
    Что же выходит из всей этой деятельности, проистекающей от одного полюса до другого? Вот всё нужное создано, и погода переменяется. Солнце, повинуясь мысли Творца своего, заставляет жатвы ваши созреть в несколько дней. Бог посылает изобилие там, где ваша алчность ожидала недостатка, и таким образом, независимо от вас, бедные могут существовать, и вы, не подозревая того, сами оказались причиной этого изобилия.
    Впрочем, случается - Бог иногда допускает это, - что злые успевают в своих алчных предприятиях. Но в таком случае из этого выходит урок, который Бог хочет преподать людям. Он желает тем самым побудить их к предусмотрительности. Великий порядок царит в природе, и люди должны подражать ему, и должны переносить с мужеством и покорностью события, выпадающие им на долю. Что же касается до тех, которые из расчёта пользуются бедствиями, то, поверьте, они будут наказаны. Богу угодно, чтобы все существа Его имели средства к жизни. Человек не должен играть нуждой или торговать излишком. Справедливый в Своих благодеяниях, великий в милосердии Своём, слишком снисходительный к нашей неблагодарности, Бог непроницаем в своих замыслах.

Боссюэ - Альфред де Мариньяк"

Примечание. В этом сообщении, безусловно, нет ничего дурного. Есть даже глубоко философские идеи и прекрасные советы, которые могли бы обмануть относительно тождества автора людей, мало знакомых с литературой. Когда медиум, получивший это сообщение, подверг его контролю Парижского Общества спиритических исследований, то только один голос объявил, что оно не могло быть продиктовано Боссюэ. Св.Людовик на вопрос об этом отвечал:
    - "Это сообщение само по себе хорошо, но не думайте, чтобы Боссюэ продиктовал его. Дух, написавший его, может быть, отчасти под влиянием Боссюэ, поставил внизу имя великого епископа, для того чтобы ему скорее поверили. Но по языку вы должны узнать подлог. Оно написано духом, поставившим своё имя возле имени Боссюэ."
    Этот дух на вопрос о причине, заставившей его поступить таким образом, отвечал:
    - "Мне хотелось написать что-нибудь с целью напомнить о себе людям. Видя же, что моё сообщение вышло слабо, я хотел украсить его великим именем."
    - Но разве вы не знали, что подлог может быть обнаружен?
    - "Кто знает наверное? Вы могли ошибиться, другие, менее проницательные, приняли бы это сообщение за подлинное."
    Действительно, лёгкость, с какой некоторые принимают всё, что получается из невидимого мира прикрытое великим именем, поощряет духов-обманщиков. Нужно прилагать всё своё внимание, чтобы обличать их хитрости, а этого нельзя достигнуть иначе, как с помощью опытности, приобретённой серьёзным изучением предмета. Вот почему мы повторяем непрестанно: изучайте прежде, чем займётесь практикой. Это единственное средство избежать невыгоды приобрести знания на собственном горьком опыте.


1 Здесь, помимо прочего, дано объяснение знаменитого "демона" Сократа - голоса, который звучал ему внутренне и отвращал его от совершения ошибочных поступков. Для современной академической науки здесь таится неразрешимая загадка, но, как можно видеть, ничего загадочного и непостижимого тут нет. Голос этот был слышен Сократу только в тех случаях, когда надо было сказать "нет", в остальном же он безмолвствовал. Гораздо более высокий уровень медиумизма представлял собой феномен Жанны д'Арк: она обладала способностью свободной беседы со своими "голосами". (Й.Р.)
2 Контрольный дух, проявившийся у одного из медиумов того времени. (Асгарта)
3 Мы знаем одного господина, который потому только был принят одним домом в должность, требующую особенного доверия, что он был чистосердечный спирит, и потому предполагали найти в его убеждениях верное обеспечение. (А.К.)
4 Быть может, Кардек здесь неправ, уличая духа в невежестве. Дух, скорее всего, предсказывает в данном случае открытие Антарктиды, о которой в ту пору географической науке ещё ничего не было известно. Помимо того, здесь может содержаться намёк на вещи более деликатные. Подложность этого сообщения не представляется нам вполне убедительной. (Й.Р.)