Внечувственное восприятие

Глава 2. Внечувственное восприятие

       Внечувственными называют перцептивные способности человека, которые не могут быть объяснены функционированием известных науке систем его организма и действием пяти его чувств. Многие согласны с тем (и наши данные это подтверждают), что способность к внечувственному восприятию проявляется независимо от сознания человека, в результате действия его П [494].
       Явления, рассматриваемые в этой главе, разнообразны и многочисленны. Они, наряду с психокинетическими и психодинамическими явлениями, составляют основной предмет исследований парапсихологии. Их изучение затруднено тем, что в нормальных людях способность к внечувственному восприятию (ВВ) проявляется очень слабо [66, 159]. Поэтому приходится для их обнаружения прибегать к многократным повторениям наблюдений и путем их статистической обработки выявлять эффекты, величина которых обычно лишь на доли процента отличается от случайно вероятной [580]. Так, по данным 145 отчетов сообщают, что за период 1880—1940 гг. исследовано 77796 испытуемых, выполнивших 4 918 186 попыток проявления ВВ, т.е. в среднем по 62 попытки [744а].
       Наряду с малой эффективностью ВВ неодаренных людей, эксперименты выявляют широкую распространенность этих слабо выраженных свойств [1288 ], причем в обыденной деятельности и в общении людей они проявляются менее заметно, чем в творчестве [657]. Существуют несколько путей повышения эффективности этих свойств.
       Многие авторы отмечают многократное усиление способности к ВВ под влиянием гипноза {208-4}. По данным работы [1131], вероятность получения положительных результатов опытов по выявлению внечувственного восприятия (ВВ) возрастает при использовании гипноза на много порядков — от практически неопределенной до фактически безусловной. Однако, имеются и иные сведения. Так, по данным обзора [662], обобщившего сообщения 76 источников, остается неясным, увеличивает ли гипноз эффективность ВВ или нет.
       Проводились опыты для выяснения возможности усиления ВВ путем применения лекарственных средств, главным образом, наркотиков {51-13}. Сообщаются противоречивые результаты. Ряд опытов показал ослабление ВВ при воздействии лекарств [1350 ]. Другие говорят о наличии некоторой стимуляции [287]. Автор работы [315] считает, что ЛСД-25 усиливает ВВ и что это средство следует применять в парапсихологии, приводит дозировки и сообщает меры безопасности. Священник ратует за применение наркотиков под врачебным контролем для стимуляции религиозного экстаза [307].
       Сообщают о возможности развития способности к ВВ путем систематических упражнений {362 ], но и о том, что не всегда это приводило к успеху [1292]. Вообще же замечено, что в ходе каждого отдельного опыта по выявлению ВВ результативность обычно не улучшается, а ухудшается со временем, по-видимому из-за утомления [818, 1460].
       Естественную возможность увеличения эффективности парапсихологических опытов, в частности, опытов по ВВ, предоставляет использование в них лиц, одаренных экстраординарными психическими способностями — сенситивов. Эта возможность используется достаточно широко, тем более, что психическая одаренность в той или иной области не является слишком уж большой редкостью, о чем свидетельствуют результаты массовых опросов [1333 ]. Опросы не выявили зависимости психической одаренности от умственного развития и интеллигентности [1460]. Предполагают, что многие иллюзионисты психически одарены и в той или иной мере практически используют эти свои способности [1102, 1103].
       Можно предположить, что использование медиумизма (то есть участия П0) при парапсихологических опытах, в том числе опытах по ВВ, существенно повысило бы их эффективность, так как четкая постановка опытов и гибкое варьирование их условий, доступные парапсихологии, дополнились бы в этом случае использованием незавуалированных организмом проявлений внечувственных способностей П0. К сожалению, методологическая связь экспериментальных работ в областях парапсихологии и медиумизма в настоящее время отсутствует.
      Опыты парапсихологов были по преимуществу направлены на выявление зависимости интенсивности проявления внечувственного восприятия (ВВ) от всевозможных факторов, предположительно влияющих на результат эксперимента {343-9}. Большое внимание было уделено выяснению наличия связи между верой испытуемых в возможность получения положительного результата и успешностью опытов. В литературе за верящими закрепилась кличка «овцы», а за скептиками — «козы». В большинстве опытов результативность была выше с первыми, чем со вторыми {982, 1274]. Наряду с этим стремление испытуемого к получению положительного результата не приводило к увеличению вероятности положительного результата, даже при усилении этого стремления внушением [1488]. Выявлено, что психологическая атмосфера опытов существенно влияет на их результативность: она выше при бодром настроении испытуемых [818, 1324]; улучшается при наличии взаимопонимания и симпатии между ними и экспериментаторами [1482]; становится выше, когда испытуемые знают результаты предшествующих попыток [1459]; изменяется в связи с самопроизвольными изменениями способности испытуемых к ВВ в течение опыта [1459 ]; не зависит или слабо зависит от сложности опытов [1500]; тем выше, чем привлекательнее для испытуемых условия опыта [1322 ].
       Рядом опытов установлено ухудшение их результативности с увеличением расстояния между испытуемым и объектом его догадок или воздействия («мишенью») [818, 1285, 1475]. Другими опытами зависимость от расстояния не была выявлена [916]. Имеются примеры успешных опытов по выявлению действия ВВ на больших расстояниях. Так, сообщается об успешном угадывании мишеней (воспроизведении рисунков) на расстояниях 300 км и более [1458] и о получении К. Осисом с использованием радиосвязи проявлений ВВ на дистанции 7500 км [1476]. Есть и другие сообщения о Дистанционном влиянии воздействующего лица («сендера») на воспринимающего («перцепиента») [1311].
      Примером влияния психологических условий опытов на их результативность может служить случай, когда сенситив, находясь в родной для него Югославии, успешно разпознавал на большом Расстоянии мишени — они предъявлялись в США — и перестал Их угадывать, когда приехал в эту страну [1469]. Другой пример: ожидание неприятного воздействия при неуспехе стимулирует проявление ВВ у животных и у людей. Так, в результате 37 200 опытов на 31 субъекте установлено, что наказываемые слабым электрическим ударом за ошибку угадывали мишени лучше ненаказываемых [1460]. Подтверждение объективности парапсихологических данных видят в том, что на одних и тех же объектах разные сенситивы получают сходные данные [645].
       Имеются данные о том, что за счет поступающей внечувственным путем информации в подсознании (П) человека формируется недоступный для сознания отдельный тезаурус. Многие считают, что по богатству сведений он превосходит «багаж» сознания. Это мнение основано на случаях, когда подсознание сенситивов оказывалось более осведомленным, чем их сознание. В большинстве своем это результаты клинических наблюдений над больными истерией и другими психическими расстройствами.
       Общих вопросов исследования внечувственного восприятия касаются многие работы {17-7 и др.}. Рассмотрим отдельные психические явления, охватываемые этим понятием.

Интуиция и озарения

       Интуиция. Так называют признанную наукой способность человеческого мышления достигать познания, сразу охватывая искомое, скачком минуя цепь ведущих к нему логических выкладок, последовательность которых остается неосознанной {951 ]. В способности интуитивного постижения видят коренное отличие мышления человека и выкладок машины. Механизм интуиции считается неизвестным. Некоторые полагают, что за интуицию ответственно правое полушарие мозга, а за логическое мышление — его левое полушарие [443 ]. Есть свидетельства, что для П0 характерна способность «прямого познания», обеспечивающая им мгновенное и полное (?) познание объектов. Можно предполагать, что интуиция представляет собой зачаток этой способности и что поэтому ее можно отнести к числу проявлений П — «эмбриона» П0.
       Озарения. Их считают высшей формой интуиции. Озарением объясняют внезапное постиждение новых, неизвестных людям истин, а также создание высоких поэтических и музыкальных образов. Способность к озарению считают определяющей чертой гениальности [786]. Некоторые полагают, что в основе озарения лежит медиумический акт связи со сторонним источником сведений [99 ]. Таким источником, считают, может быть влияние отшедших творческих личностей или контакт с неким «высшим информационным уровнем» («астроидеи», «астроклише», «астральные архивы» теософов и оккультистов и т. п.; об этом будет ниже) {19-4}. В качестве примера таких воззрений можно указать на работу [839 ], в которой В. Паули доказывает, что Кеплер не мог вывести свои законы логическим путем из имевшихся в его распоряжении материалов, Л следовательно, получил их в результате озарения под влиянием некоей «космической идеи». Воздействие, получаемое из мира П0, Паули считает обычным явлением на путях творчества.
       «Озарениями умирающих» называют яркие просветления сознания и памяти, иногда наблюдаемые при приближении смерти. Их считают подтверждением присутствия в разрушенном, угасающем организме вполне нормального П, готовящегося сделать первый шаг в своей новой жизни. Считают также видом озарения вспышки способностей, обычно не свойственных данному индивидууму, происходящие в исключительных стрессовых ситуациях (смертельная опасность и т. п.). Их также объясняют экстренной мобилизацией П привлечением его к действию. Встречаются утверждения, что при возведении в сан государей и высших духовных пастырей коллективное влияние воодушевленной толпы инспирирует в них способность к интуитивному озарению, необходимую для достойного выполнения их миссии [99]. К сожалению, история не часто подтверждает это мнение.

Предчувствие, предвидение и ретровидение

       Изучение вещественного плана мироздания показало, что скорость течения времени зависит от скорости перемещения объектов относительно друг друга. Это следует из теории относительности (см. пятую часть книги). Исследование психического плана ведет дальше — к выводу о возможности перемещения сознания во времени, проникновения в прошлое и в будущее. Литература об этом обширна {20-127 и др.}. Имеется множество исторических и современных сведений о способности людей предчувствовать и даже предсказывать события, особенно несчастья и стихийные бедствия — ураганы, пожары, землетрясения и т. п. {21-37 и др.}. Думают, что способностью предчувствия обладают не только люди, но и животные, причем даже в большей степени. Принято объяснять эту их способность физическими причинами — влиянием инфразвука и эманации при близости землетрясения, способностью детектировать слабые электромагнитные поля («каждая травка по своему излучает» [1153]) и т. п., но не все с этим согласны.
       Возможность предвидения не может быть понята с позиций современной науки, однако она находит из всех явлений психизма наибольшее признание, даже у людей, к остальному скептичных. И в наши дни многие склонны верить предсказаниям и пытаются их получать. Поэтому на поприще предсказаний подвизается множество шарлатанов, ищущих легкой наживы. Когда в свое время М. Метерлинк захотел лично проверить, существует ли возможность предвидеть будущее, он решил, что нет для этого лучшего места, чем Париж с его армией хиромантов, гадалок и астрологов [725]. В итоге многомесячных опытов, проведенных им с помощью нескольких друзей, выяснилось, что хироманты часто правильно просматривают прошлое и настоящее незнакомого им клиента, но всегда ошибаются, говоря о будущем. Предсказания же гадалок, хотя и редко, но сбывались. Особенно его поразила правильность предсказаний одной гадалки — медиума. Она впадала в транс и предсказывала в бессознательном состоянии детским голосом от имени П0 девочки, своего гида (о гидах см. главу 13). Так как возможно, что гид — это одно из обличий П медиума, то неизвестно, чьи способности — П или П0 характеризует этот случай.
       Материалы, свидетельствующие о предвидении, можно подразделить на три группы. Это спонтанные случаи, предсказания провидцев и результаты современных экспериментальных работ.
       Спонтанные случаи предвидения. Подобных случаев накоплено громадное количество, начиная с давних времен и до наших дней. Самая распространенная их форма — это вещие сны. Ограничимся немногими и, может быть, не самыми яркими примерами.
       И. Стивенсон и другие исследователи выявили около 20 предвидений предстоящей гибели «Титаника», некоторые из которых содержат детальное описание обстановки крушения {22-5}. Выявилось правило, справедливое и для других случаев: чем ближе к событию, тем больше его предчувствий. Их было 6 за несколько месяцев до гибели «Титаника», 4 — за 10 дней до катастрофы, 7 — в ночь, когда она произошла, и 2 — пост-фактум, но до поступления сообщений о ней [1063, 1070, 1287]. За 14 лет до этого события была издана книга с точным описанием этой трагедии [Робертсон М. «Тщета». Изд. «М.Ф. Мэнсфилд», 1898]. Совпали даже детали:

  Роман Действительность
Название корабля:     Титан
   
    Титаник
   
Тоннаж:      70 000
   
    66 000
   
Длина, м     243
   
    269
   
Количество винтов:     3
   
    3
   
Скорость, узлы:     25
   
    25
   
Максимальная вместимость (кол. людей)     3000
   
    3000
   
Спасательные средства:  недостаточные недостаточные
Мнение о надежности: «непотопляемый» «непотопляемый»
Причина гибели: айсберг айсберг
 

       Зарегистрировано до 70 предчувствий катастрофы в районе шахты Альберфан в США, где обвал убил 144 человека, в основном детей, направлявшихся в школу. Из числа 34 предчувствий, время поступления которых было установлено, 18 поступило за 4 дня до событий, 8 — за 2 недели и остальные 8 — раньше [203, 1063].
       Было сообщено о 76 предчувствиях катастрофы в одной из шахт Уэльса (114 жертв), треть из которых была получена во сне. О предчувствии надвигающейся катастрофы в 24 случаях было сообщено до происшествия [744а].
       Гибельное землетрясение 1906 года в Сан-Франциско предчувовалось некоторыми людьми уже за 2 месяца [1223]. За сутки было предчувствие взрыва на производстве, когда было убито 5 человек, и предчувствие гибели альпиниста при восхождении на Эверест [1384]. Много оставленных без внимания предупреждений было получено в связи с началом первой мировой войны, нападением на Пирл Харбор, покушениями на Д. и Р. Кеннеди, смертью А Насера [521, 1096, 1385].
       Скромному служащему раз в год интуитивно становились известными 3 номера, на которые он выиграет в рулетку («три карты, три карты, три карты!»). Он ехал в Монте-Карло, ставил на эти номера, выигрывал и отдавал выигрыш, за вычетом дорожных расходов, на благотворительные цели — таково было интуитивно воспринятое им условие. Так продолжалось 20 лет подряд [1236]. Приводятся и другие случаи беспроигрышной игры в рулетку по интуитивно предугаданным номерам [561, 1223]. В парапсихологической лаборатории из ряда испытуемых отобрали наиболее способных к предугадыванию и поручили им поиграть в рулетку на «красное — черное». Они остались в выигрыше [362]. Контрольная группа непроверенных испытуемых непрестанно проигрывала, лишь у одной участницы (сенситива?) выигрыш падал на 40% ставок [339]. Высказано предположение, что успех при игре в рулетку, возможно, связан не с предвидением, а с неосознанным психическим воздействием испытуемого на шарик [1223, 1249].
       Это объяснение неприменимо к случаям предвидения выигрыша (обычно во сне) на скачках и на автогонках. В одном из них богатому человеку несколько ночей подряд снилась сцена финала предстоящих через некоторое время скачек и запомнилась выигравшая лошадь. Она и выиграла в действительности, когда он поставил на нее. Выигрыш он отдал церкви. Другой, менее богатый и богобоязненный человек, на тем же путем выигранные деньги съездил с семьей из США в Европу и купил автомобиль [1430].
       Сенситив «увидел» своего двойника в совершенно оригинальной, отсутствующей у него одежде. Через несколько лет эта одежда была ему подарена лицом, ничего не знавшем о его видении [365 ].
       Сообщают о случаях правильного предвидения людьми времени своей смерти или излечения от болезни [462]. Считают, что истерики и эпилептики иногда предчувствуют беды, реже — радостные события [693].
       Успешность многих случаев спонтанного предвидения в такой мере укрепила представление о реальности этой способности, что в Лондоне, Нью-Йорке, Торонто и Беркли были открыты бюро по сбору предупреждений в надежде смягчить последствия предстоящих катастроф и стихийных бедствий («British premonitions bureau» открыто в Лондоне в 1967 г., «Central premonitions registry» — в Нью-Йорке и «Premonitions Registry Bureau» — в Беркли) {23-6}. В Лондоне из числа нескольких тысяч полученных предупреждений сбылось лишь несколько [719]. В Нью-Йорке из приблизительно 30000 предсказаний было лишь 53 правильных [«Наука и жизнь», 1983, Т 1, с. 132]. Геологический комитет США просил сообщать предчувствия землетрясений. Получил 250 ответов от более чем 230 лиц. В их числе были астрологи и прочие присяжные предсказатели. Были и ученые, но не геологи! Процент правильных ответов лежал в пределах случайности [1400]. Эти данные существенно менее благоприятны, чем результаты неспровоцированных предупреждений. Обобщение их за некоторый период дало для Германии 52% правильных предупреждений из 1000; для Англии — 34% из 300 и для США 40% из 3290 [1063]. У сенситивов процент успеха бывает значительно выше, например, 14 правильных указаний из 20 [1502]. Из редкости случаев исполнения предсказаний не следует делать вывод об их случайности, то есть об отсутствии способности к ним, т. к. случаи точных предсказаний, обрисовывающих предстоящее событие во всех его сложных деталях, необъяснимы случайностью.
       По данным обобщения спонтанных случаев предвидения делают вывод, что они тем точнее, чем ближе предчувствуемое событие, что часто снижает их ценность, т. к. затрудняет использование [1374]. Полагают также, что события личной жизни чаще становятся объектами спонтанного предвидения, чем даже яркие события общего значения — катастрофы, войны и т. п. [521, 523].
       Предсказания провидцев. Пишут, что делаются попытки использовать прогностов в государственных (политических, военных) целях. Однако, видный парапсихолог Д. Раин упрекает Министерство обороны США за напрасное пренебрежение психизмом [1472]. Тем не менее, в США некоторые сенситивы претендуют на реноме прорицателей, пользующихся вниманием правительства. Среди них на первом месте Д. Диксон {24-5}. Ей приписывают предсказания убийства Д. Кеннеди, автокатастрофы его брата Э. Кеннеди, авиакатастрофы Д. Хаммаршельда, раздела Индии и Пакистана, победы социализма в Китае [752 ]. Предсказательные представления кристаллизуются в ней в результате длительного пребывания в особом состоянии сознания или возникают внезапно. Так, участвуя в прямой телевизионной передаче, она вдруг заявила: «Сейчас в России Маленков, а скоро будет Булганин, потом Хрущов, а потом они запустят шарик вокруг Земли, который будет пищать: «Бип! Бип!» [1430]. На счету предсказательницы И. Хьюз числятся предчувствия пожара на космическом корабле «Аполло», гибели трех космонавтов в 1965 году, убийства Д. Кеннеди несколькими выстрелами в результате заговора, убийства Р. Кеннеди выстрелом в голову (за 6 недель до события), автоаварии Э. Кеннеди «у воды», в результате которой «спутник будет убит, а он не пострадает» [1430]. Предсказатель Андерсон из южных штатов США приобрел известность точными предсказаниями дат смерти Д. Рузвельта и подписания мира с Германией и Японией. Сами предсказатели своим слабым местом считают не констатацию грядущего события (оно рано или поздно наступит), а определение его срока. Тут возможны громадные ошибки, что объясняют «вырождением времени» в инстанциях, от которых к ним исходят предсказания. Возможным считают и то, что будущее лишь частично детерминировано и может быть изменено по ходу событий психическим влиянием живущих [722 ]. Произвольные временные сдвиги делают ошибочными годовые прогнозы хода государственных и общественных дел, публикуемые прорицателями в США [1430]. Эта же особенность — хуже предвидеть ход исторических процессов, чем отдельные события, свойственна и отшедшим (см. часть IV).
       Обычно предсказания не направлены в отдаленное будущее, но есть и исключения. Наиболее известным из них являются предсказания Нострадамуса (XVI век), касающиеся общественно важных отдаленных событий, многие из которых считают сбывшимися [722, 1388]. В числе его пророчеств значится и предсказание третьей мировой войны [692 ]. Будем надеяться, что оно не оправдается, как и другие предсказания этой войны, называющие ее сроком текущее столетие [1073, 1385]. Однако, на счету одного из предсказателей третьей мировой войны имеются сбывшиеся предсказания первой мировой войны, выдвижения Гитлера и его гибели вместе с крахом нацистской Германии [1385]. Собраны и другие случаи успешного предвидения отдаленных событий, в том числе войн. В этих случаях стимулом для предсказания обычно являлся личный элемент — влияние предсказываемых событий на судьбу предсказателя или близких ему людей [1096].
       Лабораторные исследования. В последние десятилетия способность к предвидению обычных людей и сенситивов стала объектом многочисленных экспериментальных работ {25-27}. Суть их состоит в том, что испытуемый сначала высказывает догадки о результате опыта и лишь затем этот опыт производится. Принимают меры, исключающие возможность психокинетического1 воздействия экспериментатора на ход опыта: и догадка и результат последующего опыта автоматически фиксируются приборами и становятся известными участникам опыта лишь по его окончании. Так как выявляемые эффекты обычно лишь незначительно деформируют распределение результатов, вероятное при отсутствии предвидения, то опыты многократно повторяются для получения статистически значимых данных.
       Опыты Путхоффа и Тарга, проведенные в Стенфордском Университете, показали наличие способности к предвидению у испытуемого [128]. Несостоятельность попытки авторов объяснить полученный результат с позиций квантовой теории и теории информации показана в отзывах на указанную статью, опубликованных в том же журнале (подробнее — см. раздел «дальновидение»). В дальнейшем Тарг отошел от официальных позиций и заключил, что однонаправленность времени — привычное, но не обязательное его свойство и что в явлениях предвидения проявляется инверсия его течения [950].
       В ряде опытов выяснялась зависимость эффективности предвидения от срока, отделяющего его от события. При опытах {916] было получено, что эффективность неизменна, если этот срок не превышает 12 дней. При опытах К. Осиса сендер и перцепиент находились в разных городах. Персепиент пытался предугадывать мишени, которые сендер рисовал через 1—7 или 30—33 дня после этого. Предвидение имело место и проявлялось с одинаковой эффективностью через короткий и длинный срок [1471]. В опыте [1481] этот срок изменялся от нескольких дней до почти года. Перцепиент находился во Франции. Мишени выбирались случайно, с использованием продуманной процедуры, в одном из университетов США. Опыты многократно дублировались. Долгосрочные прогнозы дали положительный результат, краткосрочные — неопределенный.
       На заседании в г. Денвере, США, участникам присваивались номера, вырабатываемые генератором случайных чисел. Сенситив Ж. Круазе, находившийся в Европе, сообщил за 25 дней до заседания сведения о лицах, которые получат тот или иной номер, назвав их пол, возраст, приметы, события жизни — в большинстве вполне правильно (участвующие в заседании были ему неизвестны) [427].
       Ординарные школьники пытались угадывать номера и содержание запечатанных конвертов, которые спустя месяц будут выбраны из числа многих по таблице случайных чисел на основании результата кидания кости [1482]. Выявлено, что способность предвидения существует и развивается с ходом опытов.
       По данным группового опыта с автоматическим генератором случайных чисел системы Г. Шмидта установлено, что верящие в существование внечувственного восприятия («овцы») угадывали будущие результаты лучше скептиков («коз») — в соответствии с закономерностью, свойственной и другим проявлениям ВВ [1489]. Полагают, что благожелательное отношение испытуемых к опытам и знание их цели благоприятствуют получению положительных результатов [548].
       При опытах К. Осиса по экстериоризации сознания, производившихся на следующий день после избрания Р. Рейгана президентом США, сенситив заявил, что «видит» покушение на него и описал картину покушения, подтвердившуюся через 5 месяцев [809, 814].
       Значительное внимание уделялось изучению вещих снов, являющихся одной из основных форм предвидения {26-5}. Проведение 10 исследований стало задачей специальной лаборатории (Dream Laboratory — см. табл. 1). Ею проанализировано несколько тысяч спонтанных предсказательных снов [1048, 1276, 1378] и получены положительные результаты значительного числа целенаправленных опытов с сенситивами [1306, 1501 и др.].
       Сделана попытка выяснить возможно ли предотвратить предазанное [927]. Для этого было изучено 1324 случая предвидения из них выбрано 433, где предотвращение было желательно. Из них в 191 случае была сделана попытка предотвращения, в 60 случаях безрезультатная и в 131 случае успешная. Сделан некатегорический вывод в пользу возможности предотвращения.
       М. Ризл отвергает возможность предотвращения, считая, что «истинно предвиденное» никаким вмешательством нельзя изменить [1472]. С ним согласен Р. Джонсон, полагающий, что предвидение — это чтение запрограммированного для каждого человека будущего и что свобода воли — преувеличенное понятие [626 ]. В противоположность этому, Д. Пристли Считает предсказываемое будущее «полусделанным» и потому доступным изменению [878 ].
       Рассматривались факторы, благоприятствующие предвидению и затрудняющие его — физиологические (возбудимость, сомнамбулизм, дремотное состояние...), психологические (неустойчивость внимания, сосредоточенность, рассеянность...) — и патологические явления, иногда его сопровождающие (расстройство кровообращения с значительным повышением или понижением температуры тела и т. п.) [675].
       Экспериментаторы единодушны в выводе о том, что способность к предвидению в той или иной степени свойственна людям {27-24}.
       Ретроспекция. Наряду с предвидением исследовалась и ретроспекция [444, 917]. Но будущее интересует людей гораздо больше, чем прошлое, поэтому и сообщений о случаях ретроспекции меньше, чем о предвидении, если не считать данных медиумизма, где часты точные сообщения о минувшем. Но они исходят не от живущих. Наиболее впечатляют случаи ретровидения в буквальном значении этого слова, когда события прошлого становятся зримыми (объединение ретроспекции с ясновидением). Есть весьма красочные описания подобных явлений, когда люди видят на местности давно уже уничтоженный мост или становятся свидетелями ночной битвы с римлянами, имевшей место в 650 г. нашей эры, или, придя на экскурсию в Версаль, видят там жизнь XVIII века [473, 748 ].
       Гипотезы. Многие пытались не только установить существование способности к предвидению, но и дать ей объяснение. Здесь большое разнообразие мнений. Некоторые высказываются категорически, не затрудняясь пространными обоснованиями, как например:
       предвидение — наиболее легко объяснимое явление психизма, поскольку оно не запрещено законами физики, а «в физике все незапрещенное рано или поздно появляется» [889];
       предвидение, в отличие от всех прочих явлений психизма, логически необъяснимо и потому представляется невероятным; но оно существует, следовательно надо пересмотреть основы логики и считать возможным предварение следствия причиной [258 ];
       предвидение объясняется свойствами П, который «носит в себе» свое прошлое и будущее; они и просматриваются сенситивами [1096];
       вопрос о природе предвидения принципиально неразрешим [650].
       Не все удовлетворяются такими простыми ответами, выдвигаются и более сложные гипотезы. Для них характерны произвольность утверждаемых положений и введение для объяснения предвидения других, в конечном счете не более понятных, представлений. В работе [806] эти гипотезы подразделены на следующие семь групп:

  1. чисто идеалистические гипотезы, предполагающие, что причины всех явлений вещественного мира таятся в глубинах сознания и потому могут иногда просматриваться и предвидеться;
  2. гипотезы, объясняющие предвидение многомерностыо времени;
  3. гипотезы, объясняющие его многомерностыо пространства;
  4. гипотезы «вечного настоящего»;
  5. гипотезы «вечного воскрешения»;
  6. гипотезы «кажущегося настоящего»;
  7. гипотезы, утверждающие организацию событий потусторонними высшими существами («все в руце Божией»)

       Первая и последняя из этих групп самоочевидны. Для остальных характерны представления, исходящие из положения Зенона «все неизменно» и утверждений Хинтона и Успенского о том, что время представляет собой четвертое измерение пространства, а значит, последовательность событий — это совокупность вечно существующих «кадров фильма жизни» [825, 1477]. В. Джемс добавил к этому предположение (Салмарч развил его) о том, что в нашем «кажущемся настоящем» подсознание охватывает и часть будущего; «замок» этого настоящего бежит по «молнии» путей в будущее, оставляя сзади себя «сцепленное» (неизменное) прошлое, но имея впереди возможность «смены колеи», то есть волевого воздействия на свое будущее (частичная свобода воли) [927 ]. Дюнне усложнил представления о времени, предположив, что оно «слоисто», что кроме истинного времени, в потоке которого невозможно ни вмешательство в ход будущих событий, ни предвидение их, имеются еще русла «псевдовремени», где предвидение и вмешательство возможны; движение потока времени по всем этим руслам обусловливает возможность «сериальности» событий, в том числе их внешне беспричинных совпадений {355-6}. Д. Пристли2, отрицая возможность сериальности событий, представлял себе поток времени текущим по трем руслам: рассудок человека наяву — во времени N 1; подсознание во сне — во времени N 2, где возможно перемещение по времени, но видимость смутная; сознание в измененном состоянии — во времени N 3, где получаются яркие впечатления о будущем, оно лишь частично предопределено, от исполнения предначертаний возможно уклониться {386-4}. Дюкассе ввел принцип относительности времени событий, предположив, что в вещественном мире равновозможны два направления течения времени — обеспечивающее рост энтропии и обеспечивающее убывание ее — и что представление об однонаправленности времени является чисто психическим, обусловленным способом восприятия явлений
       Имеются и другие блуждания мысли. Они мало что добавляют к выводу, вытекающему из совокупности известных нам фактов, о том, что течение времени непостоянно. Что на вещественном плане скорость его подвержена изменениям и что на плане психическом диапазон изменений расширяется и охватывает уже не только скорость, но и направление течения времени, приводя к явлениям предвидения и ретроспекции.
       Усиление психического проникновения. Для стимуляции психического проникновения применяют способ концентрации внимания путем напряженного смотрения в кристалл, в зеркало, в хрустальную чашу с водой, слушания шумов в морской раковине и других видов использования так называемых «концентраторов воли». Есть мнение, что при рассматривании руки и почерка при хиромантии и графологии концентрация воли играет, может быть, Даже большую роль, чем изучение специальных примет. Утверждают, что интенсификация проникновения иногда обеспечивает получение более точных данных о прошлом и будущем людей и даже о мире П0, чем при их получении медиумическим путем, ввиду отсутствия помех, неизбежных в последнем случае [1223]. Некоторые считают, что действие концентраторов не ограничивается стимуляцией внимания, но что они активно воздействуют на пользующихся ими, например, что кристаллы излучают своими ребрами и гранями некое поле, действующее на смотрящего [722].
       При гаданиях, наряду с концентраторами воли, к числу которых относят и игральные карты, используются вещества, называемые в обиходе оккультистов «стимуляторами проникновения в астрал», такие как например, воск и пресловутая кофейная гуща [147]. Объясняя их действие, оккультисты говорят, что они «притягивают астрал», «импрегнируются одом», (см. ниже) и тем способствуют психическому проникновению. В таких видах гадания, как выливание воска в воду, осаждение кофейной гущи и т.п. подозревают участие и психокинетического эффекта.

Психометрия

       Психометрией называют способность некоторых сенситивов получать подробные сведения о незнакомых им живых и отшедших людях и связанных с ними событиях, используя в качестве путеводной нити для «наведения на цель» предметы, которыми эти люди пользовались, или иные следы, оставленные ими на тропе жизни {29-33}. В большинстве случаев сведения касаются пропитого и потому психометрию можно считать одним из видов ретроспекции. Реже приписывают психометристам способность читать «магнитофонную запись» в астрале будущей жизни [17, 147]. Но некоторые именно так объясняют способность сенситивов к предсказаниям.
       В литературе описано множество случаев психометрии. Чтобы дать о них представление, приведем несколько рядовых примеров. Психометристка взяла у женщины кольцо, сразу ощутила себя подарившим его мужчиной, правильно описала дарителя и сказала: «была и цепь». Действительно, это кольцо было подарено вместе с цепью [1247].
       Взяв ремешок, принадлежавший неизвестному человеку, сенситив детально описал этого человека, сказав, что «видит» его стоящим рядом с собой. Описание подтвердилось [1365].
       Психометрист определил, что данный ему предмет лишь позолочен, хотя его удельная масса была почти такой же, как золота. Он был способен интуитивно идентифицировать и другие химические элементы [1223].
       Сенситив получил письмо, представляющее собой чистый лист бумаги и правильно прочел текст, «надуманный» на бумагу отправителем [151 ].
       Н. Уолфе получал на почте тщательно запечатанные письма, пришедшие на имя сенситива Мэнсфилда, который «прочитывал» их при нем, не вскрывая конвертов, писал ответы и надписывал на них адреса, содержащиеся в запечатанных письмах. Уолфе отправлял ответы Мэнсфилда по написанным им адресам и получал письменные подтверждения их правильности [1181].
       Имеются случаи использования психометристов полицией разных стран для расследования преступлений, поисков пропавших детей, похищенных или утерянных ценностей [1430].
       Изучение психометрии выявило следующие ее особенности [236 ]. Гипноз усиливает проявление психометрических способностей. Психометристы перечисляют события не в порядке их следования, а в порядке интенсивности их восприятия. Этим объясняют случаи расхождения историй, извлекаемых разными сенситивами из одного объекта, каждая из которых при повторении строго воспроизводится. При описании психометристом событий, которые происходят в отдаленном месте, иногда наблюдается экстериоризация его сознания: находящийся там непредупрежденный сенситив «чувствует» его появление. Некоторые склонны объяснять психометрией широкий круг психических явлений, таких как неспокойствия, наличие «психического климата» городов и отдельных жилищ, влияние драгоценных камней на психику и т. п. и предполагают даже, что носителем памяти является не органика, а окружающая неорганическая среда [626]. Таким путем психометрия возводится в ранг ключевого психического явления. С этим представлением контрастирует мнение, что психометрической способности нет, что приписываемые ей эффекты есть результат извлечения подсознанием (П) сенситива информации - современных источников — памяти живущих, книг, архивных записей и т. п. [917]. Нам еще не раз предстоит сталкиваться с этой гипотезой и в последующем мы обсудим ее правомерность.
       О механизме психометрии высказываются разные мнения. Сами психометристы говорят, что действуют по наитию, либо — по указанию «внутреннего голоса», либо — в соответствии с посетившим их видением [1413]. В. Ролл предполагает наличие «пси-поля» у субъекта. В результате воздействия этого поля на предметы, которыми субъект пользуется, они становятся мечеными (token-objects). Этим он объясняет опыт, когда парагносты распознавали среди одинаковых карт те, которые испытуемые некоторое время держали при себе [1291 ]. Другие исследователи психизма разными словами говорят одно и то же — что психометрия — это расшифровка «пребывающего следа», оставляемого живущим и мыслящим существом в окружающей его среде. Некоторые называют среду — носителя записи «психическим эфиром» [626 ], другие — «пребывающим биополем» [236 ], третьи вводят понятие об «информационном поле» [1401 ], но наиболее распространенным, хотя и не модным, остается представление о «следе в астрале». Лица, разделяющие это представление, рисуют себе следующую картину. Проходя путем жизни человек оставляет в пластичном астрале свой «след» — последовательность образов, впечатанных его волей. Психометрист способен их воспринимать. Для привязки к этому следу ему нужен «репер» — им служит вещь лица, оставившего след. Представления оккультистов и теософов соответствуют изложенному. Они называют астральные отпечатки событий «астральными клише», а деформации, вызванные мыслями — «астроидеями» [28, 147, 1198]. Они различают два вида психометрии — пассивную, основанную на созерцании астральных отпечатков, и активную, предусматривающую создание астральных отпечатков по мыслям, которые возбуждает реперный предмет [147]. Совокупность пребывающих в астрале отпечатков образует по их воззрениям «астральные хроники», иначе «астральные архивы» прошлого, а по мнению некоторых, и будущего {30-5}. Отсюда проистекает бытующее в среде исследователей психизма представление о «высшем информационном уровне», откуда может поступать психометрическим или медиумическим путем любая информация. Эту проблематичную возможность используют в качестве «последнего козыря» антагонисты медиумизма в наиболее тяжелые для них моменты дискуссии о существовании П0 [39 и др. ]. Поэтому, чтобы разобраться в спорах по данному вопросу, читателю полезно иметь представление о психометрии, хотя мало вероятно, что при исполнении алгоритма, изложенного в третьей части, ему придется столкнуться с этим редким явлением.
       Драматизированные описания актов психометрической ретроспекции и проспекции можно прочесть в романе С. Кинга «Мертвая зона» [«Иностранная литература», М., 1984, NN 1-3].

Ясновидение и яснослышание

       Ясновидением и яснослышанием называют способность некоторых людей3 видеть и слышать недоступное их органам чувств вследствие его закрытости преградами или удаленности в пространстве. О разнообразных проявлениях этой способности имеется много исторических свидетельств и экспериментальных данных {31-86}. Как уже отмечалось выше, данный раздел не имеет четкой границы с ранее рассмотренными явлениями психизма.
       Процесс ясновидения понимают как интуитивный, не связанный с использованием известных физиологических систем организма. Характерной чертой ясновидения считают сочетание противоречивых качеств — остроты «зрения» вплоть до микрозрения с его «размытостью» по пространству, способностью одновременно видеть удаленные друг от друга объекты, притом не только снаружи, но и изнутри. Полагают, что последняя его особенность является четким свидетельством в пользу многомерности психического пространства {32-4}. Сходство с особенностями восприятия, которым обладают П0 (см. главу 22), наводит на мысль, что ясновидение и яснослышание представляют собой проявления перцептивной способности П, которая станет для него единственной, когда прекратят свою деятельность органы чувств организма.
       Высказывается мнение, что, в соответствии с подразделением психического пространства на подпланы, ясновидение соответственно подразделяется на астральное, ментальное и духовное [92 ]. Астральное ясновидение реализуется в снах и галлюцинациях, ограничивается областью, пограничной между вещественным и астральным планами, и может быть развито тренировками в степени, допускающей созерцание указанной области и повседневное использование наряду с обычным зрением. При ментальном ясновидении к созерцанию присоединяется осмысливание наблюдаемого, допускающее исследование астральной области и удаленных или скрытых преградами областей вещественного плана. Раджа-йога имеет целью развитие ментального ясновидения. Примером духовного ясновидения считают видения Жанны Д'Арк — прозрение высшего.
       Многие признают серьезное значение ясновидения, как средства познания. Так, президент Лондонского общества психических исследований (ОПИ) П. Аллисон считает, что изучение психизма можно было бы радикально продвинуть, обеспечив прямое проникновение в сферы психического плана психически высокоодаренных и одновременно высокообразованных исследователей. В связи с этим он призывает ученых развивать по его примеру свои ясновидческие способности [443, 626]. Но есть и иные мнения. Некоторые парапсихологи сомневаются в реальности ясновидения и склонны объяснять приписываемые ему эффекты проявлением иных психических способностей {33-7}. Мы коснемся этих мнений при рассмотрении телепатии.
       Ясновидение во сне. Акты ясновидения иногда самопроизвольно осуществляются во сне. Так, например, ребенок «видит» во сне, куда закатилось потерянное накануне колечко; бухгалтер находит во сне ошибку в расчетах, которую он долго и безуспешно искал наяву и т. п. [698 ]. Но ясновидческие сны, как правило, забываются, так как сознание и его память во время сна отключены, а подсознание (П), ответственное за внечувственное восприятие, обычно недоступно для сознания — получаемые П сведения лишь в порядке исключения изредка «просачиваются» в сознание. В этом отдельные исследователи видят отличие снов ясновидческих от снов обычных, обусловленных деятельностью «подкоркового» подсознания4 психоаналитиков, которое предлагается не смешивать с П. Поскольку подкорковое подсознание, как и сознание, питается информацией органов чувств и от него не отграничено, обычные сны запоминаются гораздо чаще, чем ясновидческие. От обычных снов, часто бессвязных, ясновидческие сны отличаются своей последовательностью, но они иногда символичны [92 ]. Полагают, что лунатизм (хождение во сне) сопровождается ясновидением, впечатления которого по выходе из транса забываются. О том, что лунатик не пользуется обычным зрением, свидетельствуют его глаза, которые обычно, хотя и широко открыты, но не осматривают его путь, часто головокружительный.
       Ясновидение наяву. Способность к ясновидению в нормальном состоянии встречается нечасто. Обычно сильно выраженное ясновидение происходит в экстатическом, истерическом или трансовом состояниях. Но есть и исключения. Некоторым сильным сенситивам, таким, как Д. Юм, Э. Эсперанс, Д. Джонсон и др., были присущи интенсивные проявления ясновидения в нормальном бодрствующем состоянии [166, 585, 624].
       Сенситив Л. Харрибанс с Тринидада хорошо угадывал карты в опытах по ясновидению, которые долго были предметом изучения парапсихолога Д. Прэтта и сенситива П, Степанека [1292, 1309], а затем стали объектом критики Хэнзела [159]. Харрибанс был также способен по имени или фотографии человека «прочесть» события его жизни [1305, 1309].
       Сенситив Д. Диксон, находясь в парикмахерской, «увидела», что у клиента, сидевшего в одиночестве в конторе ее мужа, начинается сердечный припадок, вызвала скорую помощь и тем спасла его жизнь [752].
       Сенситив Ж. Круазе использовал ясновидение наряду с психометрией при раскрытии преступлений и поисках пропавших людей и вещей [860, 1246, 1431].
       Примером ясновидения наяву, но в измененном состоянии сознания могут служить «трясуны», которых много среди индейцев Аризоны. Трясунами становятся внезапно, без подготовки, в отличие от шаманов, которые обучаются десятилетиями и способны на большее. Трясуны, придя в полутрансовое состояние, которое сопровождается дрожью, находят утерянные вещи и источники воды, ставят диагнозы и лечат несерьезные заболевания, предоставляя серьезное шаманам [904].
       Дальновидение. В четвертой части мы увидим, что способность «видеть» отдаленные места и события свойственна П0. Поэтому можно ожидать встретить эту способность и у П, т.е. у живущих людей. И, действительно, она входит в число наблюдаемых проявлений ясновидения. Широко известен исторически зафиксированный случай дальновидения Э. Сведенборга, который, находясь за много десятков километров от Стокгольма, «видел» и описывал окружающим возникновение и развитие там большого пожара, который чуть не добрался до его дома [68, 133, 135]. Сведения об этом бедствии поступили лишь через день и полностью совпали с описаниями Сведенборга. Ясновидящий А. Дэвис оставил подробные описания путешествий луча своего «внутреннего зрения» от ближайшего окружения к отдаленным окрестностям, что осуществлялось по его воле {34-7}. В раде случаев сильная способность к дальновидению обнаруживалась у лиц с измененным состоянием сознания [7 ]. В литературе описывается много случаев спонтанного дальновидения в нормальном состоянии, например, видения ординарными людьми во сне событий, происходивших в других городах и даже странах, причем правильность сообщений в дальнейшем подтвердилась [282, 471, 1087]. Сообщается также об успешных попытках стимуляции дальновидения гипнозом {35-4}:
       — загипнотизированная девочка правильно определила, где в данное время находится муж гипнотизерки, точно описала обстановку дома, где он находился (в котором они обе никогда не бывали), а также все, что с ним там происходило [282];
       — загипнотизированный неверно определял время по своим «биологическим часам»; ему предложили «посмотреть» (не сдвигаясь с места) на кухонные часы, находившиеся в другом помещении; ответ не соответствовал показаниям часов экспериментаторов, но, как выяснилось, точно соответствовал кухонным часам, ошибочность хода которых не была им известна [747 ]. Если первый случай можно объяснить телепатией, то ко второму случаю это объяснение неприменимо.
       Проверке существования способности к дальновидению посвящено много современных лабораторных экспериментов {36-9}. Весьма успешными были тщательно подготовленные опыты, проведенные Г. Путхоффом и Р. Таргом в Стенфордском Университете (США) [128]. Опыты выявили зачатки способности к дальновидению У ординарных людей и ее развитие у тренированных и одаренных личностей. Применялся метод «нацеливания на лидера», в основных чертах такой:
       Лицами, которые не общались с испытуемыми, был выбран ряд объектов в пределах 30 мин. автоезды от Университета. Их описания были заключены в конверты, которые запечатали и поместили в сейф. Перед каждым опытом сотрудник, не знакомый с его методикой, наугад вынимал из сейфа конверт и вручал его выездной группе («лидеру»). Конверт вскрывался уже на ходу машины, группа направлялась на указанный в нем объект и осматривала его в течение 15 мин. В это время испытуемый и экспериментатор находились в электрически и магнито экранированной запертой камере, где испытуемый старался представить себе впечатления «лидера» и излагал их словами и рисунками под наблюдением экспериментатора. Полученные таким путем в результате ряда опытов рисунки и магнитофонные записи высказываний испытуемых передавались экспертам — лицам, не связанным ни с испытуемыми, ни с экспериментаторами, ни с членами выездной группы. Эксперты порознь выезжали на каждый объект и оценивали в баллах, в какой мере описание испытуемого ему соответствует. Полученные оценки подверглись статистической обработке, выявившей, что соответствие описаний объектам существенно выше случайного, т.е. что эффект дальновидения реален, причем с «обученными» (тренировавшимися в течение года) испытуемыми он выше, чем с необученными. Против этого вывода можно было бы возразить, что выявленный эффект обусловлен не дальновидением испытуемого, а телепатической передачей ему лидером своих впечатлений5. Однако, при некоторых опытах испытуемые «видели» объекты в ракурсе, недоступном для лидера (например, с большой высоты), а такие видели со стороны и самого лидера, что противоречит телепатическому объяснению.
       В опубликованных тем же журналом откликах на статью содержатся описания трех аналогичных (по сути дела, но не по методике) независимых исследований, проведенных другими организациями с целью проверки выводов Путхоффа и Тарга. Эти исследования также дали положительный результат [128]. При некоторых из этих опытов удаление лидера от испытуемого превышало 4000 км, как и при одном из опытов Путхоффа и Тарга, также описанном в статье [128 ]. Показательные результаты опытов по дальновидению опубликованы также Р. Джаном в статье [48а ]. Некоторые из полученных результатов автор этой статьи, при всей своей сдержанности, назвал «поразительными». Для объективизации оценок совпадений он ввел описание мишеней набором простых дескрипторов, что позволило применять ЭВМ для обработки результатов и выработки решений.
       Весьма интересен результат опытов, проведенных Путхоффом и Таргом в Стенфорде по измененной методике, имевших целью выявление «предвосхищающего дальновидения», т.е. одновременного проявления дальновидения и предвидения [128 ]. При этих опытах лидер выезжал на автомашине, получив 10 случайно выбранных из 100. запечатанных, анонимно пронумерованных конвертов с описаниями объектов. Через 10 минут после отъезда автомашины испытуемый (одаренный сенситив) и экспериментатор запирались в экранированной камере, где испытуемый в течение 15 минут описывал объект, который предстояло обследовать лидеру. Через 5 минут после окончания работы испытуемого лидер, перемещающийся на автомашине, включал генератор случайных чисел, вскрывал конверт, номер которого был выработан генератором, ехал на соответствующий объект и начинал его осматривать (через 20 минут после того, как испытуемый закончил предвосхищать его впечатления!). Осмотр длился 15 минут, после чего лидер возвращался на базу. Далее все происходило так, как уже было описано выше. Получено соответствие предсказании, в 20 раз превышающее вероятность случайных совпадений.
       Работа [128] интересна не только полученными результатами, но и попытками авторов привести их в соответствие с канонами традиционной науки. Тут и эффект наблюдателя, и нелокальная корреляция квантовых макросистем, и уменьшение энтропии системы за счет внесенной в нее наблюдателем упорядоченности, и учет обычно отбрасываемых опережающих потенциалов по Максвеллу... А в заключение — извинение перед коллегами, что «так получилось». Бесплодность этих попыток объяснения и некорректность расчетов, которые их сопровождают, отмечаются в отзывах о работе [128].
       В последующем появлялись сообщения о неудачных попытках воспроизводства результатов Путхоффа и Тарга, но были опубликованы и их новые данные об успешных опытах по дальновидению на малых и межконтинентальных расстояниях и по предвосхищающему дальновидению с средне одаренным сенситивом [951, 1258 ]. Сообщалось также о попытках использования внечувственного восприятия, преимущественно в форме дальновидения, при полевых археологических исследованиях [507].
       Макро— и микровидение. Сообщают о способности некоторых ясновидящих видеть предметы микроскопически (с большим увеличением), а также телескопически (со значительным приближением) , причем макро- и микрозрение включается и выключается по воле сенситива {37-8}. В отличие от дальновидения, сведения о, макро— и микроясновидении довольно скудные, в основном ограничиваются рассказами сенситивов о своих впечатлениях и не осилены экспериментальными исследованиями. Наиболее подробно говорит об этих видах ясновидения А. Дэвис и повторяет за ним Ч. Ледбитер. Возможность изменения детальности зрения от широкого охвата (макро) до различения мельчайшего (микро) считают вообще характерной для ясновидения (наряду с упоминавшейся способностью видеть предметы не только снаружи, но и «изнутри») [7, 83, 683]. Нечто подобное сообщается медиумичеими источниками и лицами, испытавшими клиническую смерть, об особенностях зрения П0, подтверждая тем его соответствие П [74, 83, 104].
       Интровидение. Интровидение6 - видение в закрытых пространствах - является одним из проявлений отмечавшейся способности ясновидящих видеть объекты «изнутри», объясняемой многомерностью мира П и П0. Интровидение не относится к числу редких явлений. Его проявляют одаренные сенситивы, а иногда и лица, находящиеся в сомнамбулическом состоянии. Одним из актов интровидения является чтение в закрытых книгах. Сомнамбулы читают закрытую книгу, прижимая ее к животу, поэтому думают, что центр сомнамбулического восприятия, а, возможно, и сознания, лежит в области эпигастра [7, 74, 92]. Интересно отметить, что если лишь сильные сенситивы проявляют способность к интровидению, то при медиумических опытах она может проявляться от лица По сенситивом, лишенным этой способности, как и других форм ясновидения. При наших опытах с неодаренными сенситивами сообщающиеся через них сущности иногда точно называли сумму, образованную наугад взятой пачкой банкнот, неизвестное присутствующим содержание бумажника и т. д. Хотя любое психическое явление, происходящее при медиумических опытах, в принципе, можно приписать действию П сенситива, в этих случаях объяснение проявлением П0 было более вероятно, поскольку неспособность сенситива к инторвидению была точно установлена. Этого не скажешь о многих случаях интровидения, описанных в медиумической литературе, полученных с одаренными сенситивами, личные способности которых к ясновидению не проверялись и могли объяснять наблюдаемые явления. Примером может служить опыт сенситива С. Моузеса, когда его «гид» (см. главу 13) точно отвечал, что напечатано на такой-то строчке такой-то страницы такой-то с краю книги, стоящей на такой-то полке шкафа, находящегося вне видимости для участника опыта, наобум задавшего вопрос [785].
       Описанные в литературе проявления интровидения разнообразны. Наряду с чтением в закрытых книгах, это видение в темноте, сообщения о содержимом запертых ящиков, неизвестном присутствующим, и многое другое в том же роде [4, 344, 461 ]. Но бывают и случаи упорных неудач, приводящих к разочарованию и отрицательным выводам, как например: «Отшедшие очень любят демонстрировать на сеансах свою способность читать в закрытых книгах и всеща делают это неверно» [363].
       Имеются эффектные примеры интровидения и вне связи с медиумизмом. В их числе результаты проверки знаменитым иллюзионистом Р. Гудини явлений, которые демонстрировал в Париже ясновидящий А. Дидье. Последний называл каждую карту, которую Гудини, не глядя, вынимал под столом из своей, крапленной, во избежание подмены, колоды, и клал себе на колени; называл задуманные присутствующими слова; сообщал содержимое их карманов и бумажников, в точности им неизвестное; успешно читал в закрытых книгах [367, 1415]. По итогам проверки способностей Дидье, Гудини подписал ряд свидетельств, в которых характеризует их, как далеко превосходящие возможности иллюзионизма. Это не помешало скептикам из ОПИ, лично не знакомым с Дидье, обзывать его иллюзионистом и даже жуликом [1415]. Тот же Гудини неоднократно подробно знакомился с действями сенситива Д. Юма и категорически исключил возможность объяснения их иллюзионизмом. Он резко возражал, коща его сравнивали с Юмом, заявляя: «Я — большой артист, а Юм —- пассивное орудие» [451 ]. Это стоит вспомнить инсинуаторам, которые по прошествии 100 лет пытались опорочить Юма [541, 669 ]. Р. Гудини обычно выступал как антагонист психизма и разоблачитель медиумов — обманщиков, однако сам он обладал способностью автоматического письма и признавался друзьям, что «нечто» руководит им в его актах иллюзионизма, а когда руководства не чувствуется, то возможна неудача [318].
       Диагностика заболеваний. Одним из проявлений интровидения можно считать диагностику заболеваний, успешно осуществляемую некоторыми ясновидящими. Различают три формы ясновидческой диагностики:

  1. «видение» состояния внутренностей пациента;
  2. «перенесение» на себя болезни пациента и суждение о ней по своим ощущениям;
  3. исследование биополя пациента путем осмотра и осязания его «ауры» и суждение о болезни по отклонению биополя от нормы [69, 1430]. 

      Совершенствование и внедрение ясновидческой диагностики считают исключительно важными для прогресса медицины [429]. Полагают необходимым сочетание ясновидческих способностей с медицинскими знаниями. Ш. Карагула сообщает, что ясновидящие диагносты имеются среди наиболее преуспевающих врачей США [69]. Но упоминают и о случаях, когда необразованный сенситив «видит» не только болезнь, но и способ ее излечения, неизвестный врачам, лечившим больного [55 ]. Техника ясновидческой диагностики иногда бывает своеобразной. Описан случай, когда сенситив, глядя в левый глаз пациента, определял состояние его организма, а смотря в правый глаз — состояние его П [74 ]. Иногда диагноз ставится сенситивом без личного контакта с больным, например, при разговоре по телефону [55, 1401]. Многие сенситивы ставят диагноз, находясь в нормальном состоянии, но есть случаи, когда способность к диагностическому интровидению проявляется лишь в измененном состоянии сознания, например, в глубоких стадиях сомнамбулизма [683, 1239]. Н Диагностическое ясновидение, как и остальные виды последнего, следует считать проявлениями П, ибо сходные способности демонстрируют и По, среди которых изредка встречаются хорошие диагносты {38-5}. Пишут, что право давать медицинские советы имеют лишь По врачей [1212]. Многократно были проверены на практике врачебные способности «Финюи» — гида медиума Э. Пайнер (см. главу 13).
       В последние годы появились так называемые «радиоэлектронщики» — сенситивы, осуществляющие диагностику и целительство с применением «черных ящиков» — сложных устройств никому не известной конструкции. Предполагают, что эти ящики служат лишь для «наведения сенситива на цель», т.е. для мобилизации его сил и сосредоточения его внимания. Сообщают примеры успешных опытов [744а].
       Видение невидимого. Многие сенситивы даже не очень выдающихся способностей видят биополе («ауру»), окружающее человека {64-6}. Оно описывается ими как светящийся цветной ореол небольшой протяженности (25—30 см), окаймляющий контуры тела, вид которого изменяется в зависимости от физического и психического состояний человека [92, 1086]. Существование биополя в настоящее время полупризнано официальной наукой, чему способствовали результаты фотографирования этих полей.
       Сообщают, что видению ауры способствует так называемый экран Кильнера, представляющий собой два плоских стекла с прослойкой жидкости между ними (спиртового раствора «coal tar day» дицианина (?)) [69, 644, 1251 ]. Кильнер был врачом и использовал свои экраны для диагностики. Со временем он стал видеть ауру и без экранов [644]. Утверждают, что при пользовании экраном Кильнера аура становится видимой даже ординарным людям. Из этого делают вывод, что аура — реальный оптический объект и что ее наблюдение не есть чисто психическое явление. Подтверждение этому видят в том, что и сенситивы видят ауру лишь открытыми глазами и что она способна действовать на фотоматериалы7 [365]. Но есть сведения, противоречащие этим утверждениям. Не всем врачам, которые пытались пользоваться экранами Кильнера, это удавалось. Многие полагают, что не столько экраны, сколько ясновидение помогало Кильнеру видеть ауру [188 ]. Случаи видения ауры слепыми ясновидящими также говорят о значительной роли внечувственного восприятия в акте наблюдения ауры.
       Сенситивы высокой одаренности сообщают о своей способности видеть, кроме ауры, и другие объекты, невидимые обычным людям. Среди них — разнообразные светлые и темные формы, которые, по мере развития явления, становятся иногда видимыми и неодаренным участникам опытов в виде светочей или фантомов. Сообщают сенситивы и о наблюдении силовых полей, связанных с явлениями психокинеза [799 J. Наивысшим проявлением способности к видению невидимого считают наблюдение некоторыми ясновидящими П и П0. Обычно они наблюдаются в виде, близком к телесному, как это имеет место и при видении материализующихся фантомов, а также галлюцинаторных призраков. Во всех этих случаях П и П0 описываются в присущих им земном (П0 — в предсмертном) обличий, возрасте и одежде. Реже ясновидящий «видит» П в его «истинном» виде, т.е. таким, каким он, якобы, будет в ином мире после перехода, и по его «светлости» и красоте судит о месте, которого он будет там достоин, и о степени его духовного совершенства.
       Некоторые исключительно одаренные сенситивы сообщают о своей способности «видеть» П и П0 как вполне реальных личностей. Так, Д. Юм в своей автобиографической книге [585] пишет, что в возрасте 3—9 лет часто видел отшедших, считал их вполне реальными, общался с ними, играл с отшедшими детьми и не считал это необычным. О видении П0 и общении с ними наяву пишет и Э. Эсперанс [166]. Д. Джонсон описывает ряд случаев, когда П0 являлись ему среди живых людей в неотличимой от них реальности [624 ]. Ясновидящая болгарка Ванда сразу характеризует каждого вошедшего к ней в комнату незнакомого человека, объясняя это так: «С клиентами ко мне всегда приходят П0 их родных и все мне о них говорят». Одаренные сенситивы нередко правильно описывают прижизненную внешность сообщающихся через них П0, им незнакомых, притом в отсутствии знающих их лиц, что исключает объяснение извлечением сведений из памяти присутствующих подсознанием сенситива [4, 624. 1431 ].
       Для лица, решившего выяснить вопрос о существовании П0, изложенные здесь сведения о ясновидении имеют не только познавательную ценность. При выполнении экспериментов он должен будет убедиться, что участвующие в них сенситивы лишены этой способности, а потому обязан знать, в чем она может проявляться.
      «Перемещение органов чувств». При проявлениях внечувственного восприятия обычно нет указаний на локализацию центров восприятия. Но бывают и исключения. Об одном из них — «чтении» эпигастром при сомнамбулизме — мы уже говорили. Сообщается о случаях «чтения» ухом, «обоняния» пяткой и т.п. [71 ]. В подобных случаях говорят о транслокации органов чувств. Это явление обычно наблюдается лишь у сенситивов, находящихся в состоянии транса. Подробно изучен и описан случай сенситива Э. Пайпер, которая в трансе одновременно автоматически писала обеими руками разные сообщения двух сущностей. При этом у исследователей складываось впечатление, что их вопросы воспринимались соответствующей укой {39-5}. Нечто подобное мы наблюдали и при опытах с малоодаренными сенситивами, когда рука, автоматически перемещающая указатель букв, как бы «осматривала» предмет, предъявленный по просьбе сообщающегося, или протягивалась к вновь пришедшему, чтобы «рассмотреть», кто это. Но при этом, по-видимому, рука лишь следовала за лучом зрения сенситива, зрением которого пользовался сообщающийся (о «заимствовании» зрения, помимо прочего, свидетельствовала усталость глаз сенситива).
       К другому, по-видимому, роду явлений относится кожная чувствительность к свету. В сильной степени она проявлялась у известного сенситива Розы Кулешовой, которая была способна различать цвета кожей рук и явилась объектом многочисленных исследований. Но испытания 36 ординарных людей показали, что и им свойственны зачатки такой способности: при касании пальцами в темноте красной и черной бумаги непосредственно и через целлофан толщиной 0,03 мм распознавание цвета превышало случайно вероятный результат, а при касании через 3 мм стекло равнялось ему (50 и 50%) [1298]. Некоторые предполагают, что кроме специализированных органов чувств имеются еще другие их зачатки, не развившиеся в процессе эволюции. Им возражают, что гистологических признаков этого нет.
       Говоря о внечувственном восприятии Ф. Майерс заключил: «Видит и слышит душа». Мы скажем то же самое, но другими словами: проявляются способности П к восприятию окружающего с помощью тех средств, которые станут для него единственными на этапе существования П0.


1 Термин «психокинез» общеупотребителен и привычен, поэтому мы относим его ко всей группе психокинетических и психодинамических явлений.
2 Драматург и провидец.
3 Как показывают лабораторные опыты, в зачаточной степени эта способность свойственна почти всем людям.
4 Под этим термином подразумеваются нижние слои "глубины" сознания.
5 Хотя телепатия и отвергается официальной наукой, но дальновидение тем более.
6 Возможно, что было бы предпочтительнее применять термины «интроспекция», «микроспекция» и т.д., но мы следуем традиции.
7 Неясно, аура или какое-либо другое излучение человека действует на фотоматериалы.